Реальная стоимость произведений современного искусства

Ценообразование современного искусства. Часть 1
ARTinvestment.RU 09 июня 2020

Феминизм, художники-бренды и ускорение творческой карьеры — основные маркеры прошедшего десятилетия рынка

В мае 2020 AI провел вебинар «Ценообразование и оценка предметов искусства», прошедший в атмосфере горячего обсуждения в эфире. Гостем вебинара стала Анна Липская — специалист по оценке предметов искусства и основатель компании d’ART Method (Лондон). В продолжение темы вебинара предлагаем нашим читателям цикл материалов Анны Липской о ценообразовании и оценке искусства в контексте становления современных художников. Как обычно, при открытии новой рубрики первая статья — вводная, предназначенная для погружения в тему, она касается основных тенденций, с которыми художники и весь рынок современного искусства подошли к 2020 году.

Пандемия коронавируса сильно ударила по всем сферам деятельности в искусстве. Международные музеи планируют новые правила и ограничения для посетителей, крупные аукционные дома и ярмарки экстренно переводят все продажи в онлайн-формат, галереи тестируют дистанционные способы общения с коллекционерами. Пожалуй, только художникам удается найти положительные стороны чрезвычайной ситуации: сложности и ограничения всегда служили богатым источником вдохновения.

Пока рано делать прогноз того, что будет с международным рынком искусства в ближайшие годы. Но уже сейчас очевидно, что стоит ожидать множества трансформаций. А пока мы наблюдаем за развитием событий, самое время остановиться и вспомнить, какие изменения мы увидели за последнее десятилетие и какие тенденции особенно значимы.

Коррекция истории искусства — курс на художниц

Одно из главных достижений последнего десятилетия — усиленное внимание к творчеству прекрасной половины человечества. Хотя и с запозданием, но зато ускоренное признание художниц набирает обороты. Индустрия искусства осознала, что художницы значительно недооценены по сравнению с их коллегами мужского пола как с исторической, так и рыночной точки зрения. Большинству так и не удалось достичь значительного успеха при жизни. Например, картины Джексона Поллока имеют всемирную известность, а работы его жены, не менее талантливой художницы Ли Краснер, знакомы не всем. Или же фотограф и сюрреалист Дора Маар в первую очередь известна как муза Пабло Пикассо. Таких примеров много, и поэтому последнее время мир искусства посвящал огромное внимание этому вопросу.

Международные фонды активно приобретают работы художниц в свои коллекции, посвящают им выставки и подчеркивают их историческую значимость. Музеи и галереи также восполняют пробелы и все чаще организовывают выставки для художниц. Особенно эта тенденция сильна в современном искусстве, где коммерческие галереи считают своим долгом поддерживать карьеру художниц и иметь не менее половины женских имен от общего числа художников в представительстве. Таким образом, можно увидеть все разнообразие тематик, идей и направлений творчества художниц. И здесь отличилось современное искусство, в котором уместно всё — от лаконичных, но емких заявлений Дженни Хольцер до массивных инсталляций Филлиды Барлоу.

Рынок реагирует на изменения еще быстрее: практически в каждой крупной продаже мы видим ценовые рекорды художниц. Из последних значимых продаж особенно выделяются сделки с работами Рут Асавы, Луиз Буржуа и Пэт Стейр. Переоценка работ художниц — это, пожалуй, одна из самых положительных тенденций. Нам предстоит узнать много новых имен в истории искусства и наблюдать за их влиянием на историю искусства и динамику цен.

Художники–бренды

В 2008 году британский художник Дэмьен Хёрст потряс арт-рынок, заключив договор c Sotheby’s о продаже своих работ. Это была первая попытка прямого сотрудничества художника с аукционным домом, без участия галереи. Рискованный шаг, но, вопреки опасениям, все прошло удачно. Были проданы 223 работы, практически все из них превысили ценовые ожидания, а общая выручка аукциона составила $200 млн. Спустя время, анализируя результаты работ, вернувшихся на рынок, мы видим, что эти приобретения не стали предметами удачных инвестиций. Тем не менее это событие перевернуло традиционное представление художников о своих возможностях. Сегодня многие предпочитают самостоятельно контролировать свою карьеру и лишь частично полагаются на услуги галерей. Художники используют различные каналы для продвижения своего искусства: знакомятся с коллекционерами, участвуют в ярмарках, организуют продажи. Успешное создание собственного бренда дает художникам значительный вес и конкурентное преимущество. Если раньше галереи были ориентированы на удержание коллекционеров, то сейчас их внимание переключилось на авторов: галереи становятся агентами для своих художников, конкурируют за лидеров и направляют все силы для их продвижения. В этом сотрудничестве важность роли галереи нельзя недооценивать. Галерея выстраивает баланс между культурной значимостью художника и его рыночной стоимостью, контролирует его репутацию и интерпретирует художественные идеи. Качественное создание собственного бренда открывает для художников множество творческих и финансовых возможностей. Именно поэтому сегодня лидеры рынка стремятся использовать все инструменты роста, как самостоятельно, так и с помощью галереи.

Ускорение карьеры художника

Очевидно, что с каждым годом все внутренние процессы в сфере искусства развиваются гораздо быстрее. Особенно это касается творческой карьеры.

Сегодня у художников есть возможность достичь успеха — признания общества, высоких финансовых показателей, свободы творчества и пр. — гораздо быстрее, чем раньше, когда все это, как правило, приходило лишь в зрелом возрасте либо после смерти. Сейчас те художники, которые понимают, как управлять системой, гораздо быстрее могут прийти к своей цели.

Читайте также:
Модель обвиняет хоккеиста в жестоком обращении

По сути, существует четыре основных катализатора карьеры молодого художника: галерея, куратор, критик и коллекционер. Имея поддержку от них, можно очень быстро пройти путь от начинающего художника до востребованного мастера. Сегодня это положение так же актуально, как и сотни лет назад, но только нашему современнику уже не нужно тратить годы и делать крупные вложения, чтобы познакомиться с ними. Современный художник имеет возможность достичь широкой аудитории, рассказать о своей работе и наладить прямой контакт с галереями, кураторами, критиками и коллекционерами, то есть использовать инструменты, которые необходимо применять для собственного продвижения.

Аукционные дома открыты для художников любого уровня, в ком они видят потенциал. В прошлом художнику требовались годы успешных продаж в галерее, прежде чем его работы попадали на крупные публичные торги. Сейчас даже ведущие аукционные дома устраивают специализированные торги молодых и начинающих художников. Более того, на главных вечерних торгах рядом с шедеврами можно встретить современные работы, созданные совсем недавно. То же самое касается онлайн-продаж: ничто не препятствует художнику самостоятельно выставить работы на платформе и в тот же день напрямую пообщаться с коллекционером.

И все же открытость арт-индустрии не гарантирует автоматических результатов для всех участников. Эффективность использования всех каналов, доступных на сегодняшний день, зависит в первую очередь от самого художника. Несомненно, дополнительные факторы, такие как благоприятная экономическая ситуация и институциональная поддержка, важны и сейчас особенно актуальны для поддержания талантов и индустрии в целом. Однако, как показывает история, самое быстрое восстановление будет у тех художников, которые адаптируются к ситуации и используют это время для укрепления собственного творческого голоса.

В следующем материале мы расскажем о том, как художники могут повлиять на стоимость своего искусства уже сегодня.

Как купить искусство

Пароли и явки для тех, кто вкладывает

Привет! Я всё хочу вложить в искусство 100 тысяч рублей.

В прошлый раз мы разбирались, что покупать. Теперь посмотрим, где и как это делать.

Как купить и кому продать

Искусство покупают и продают на аукционах, в галереях, антикварных магазинах, с рук у художника и на барахолках.

Аукционы. В известные аукционные дома «Сотбис» и «Кристис» попадают работы уже известных художников — на сто тысяч рублей там не разгуляться. Поэтому нас интересуют небольшие аукционы.

Для участия в большинстве аукционов нужна предварительная регистрация. Ставки можно делать лично, по телефону или на сайте. Если ваша ставка выиграла, то, чтобы получить вещь, придется заплатить еще и комиссию аукционному дому. В российских домах комиссия составляет от 5 до 20%.

Аукционы работают по принципу caveat emptor — «пусть покупатель будет бдителен». Если вы сделали ставку и передумали, придется заплатить неустойку от 10%. Просто вернуть покупку и получить свои деньги обратно можно, но только если есть претензии к сохранности или к качеству: например, вещь выглядит хуже, чем было заявлено, или оказалась поддельной. Если покупка просто разонравилась, придется выставлять ее на торги.

У каждого лота есть эстимейт — сумма, на которую оценили произведение эксперты. Некоторые аукционы не продают лоты, которые не достигли эстимейта, но обычно можно договориться.

Пока я писала эту статью, моя мама захотела купить испанский столик начала 20 века на онлайн-аукционе. Оценочная стоимость — 40 000 рублей, а самая высокая ставка — 22 500 рублей, мама поставила 23 000 рублей:

Через несколько дней перезвонил менеджер Евгений: оказалось, что мамина ставка — самая высокая. Евгений предложил договориться с продавцом о снижении цены. Так за 26 000 рублей (ставка вместе с комиссией аукциона) столик переехал к маме.

Аукционные дома с онлайн-торгами в России

«Владей»: современное искусство. Комиссия аукциона — 20% от окончательной цены лота. Даже если последняя ставка ниже эстимейта, лот продается. Есть аукцион «Всё по 100», где торги стартуют со 100 €⁣ ( 7100
Р ).

«Совком»: антиквариат, книги, современное искусство. Если участвуете впервые, нужно внести депозит. Комиссионные аукционного дома — от 5 до 10%. Иногда проходят аукционы с понижением цены (голландский аукцион).

«Артлот-24»: современное искусство, антиквариат. Если ставка не перешагнула оценочную стоимость, лот не продадут. К максимальной цене прибавляйте 15% комиссии аукциону. Продавцы платят комиссию 8%.

«Арт-4»: современное искусство. Можно купить, даже если произведение не достигло эстимейта. Комиссия аукциона включена в цену и равна 20%. Есть список художников, работы которых аукцион принимает на продажу, — сверяйтесь с трендами.

«Дом антикварной книги»: книги, плакаты, исторические фотографии. Непроданные лоты могут выставлять на следующих аукционах со сниженной ценой. Комиссия аукциона — 2%, а за участие в онлайн-аукционе берут дополнительные 2%. Продавец платит комиссию 10%.

Для начинающего коллекционера интересен аукцион «Всё по 100» на «Владей»: ставки на современное искусство стартуют со 100 €⁣ ( 7100
Р ), а комиссии и вовсе нет.

Зарубежные аукционы — это уровень более опытных любителей искусства. Сам процесс торгов похож, но покупки осложняет таможенное законодательство.

Галереи тоже продают современное искусство. Чаще всего галерея работает с художником на постоянной основе, поэтому вкладывается в продвижение и заинтересована в успехе его работ.

Читайте также:
Успешные люди и неудачники – качества и отличия

Постепенно у галерей появляются онлайн-магазины: загляните на 28bugs.com и Art-icon.com.

Произведение можно купить с рук. Покупка напрямую у художника — самый экономный и рискованный вариант. Вы экономите на посреднике, но качество работ и коммерческий потенциал художника вам приходится оценивать самостоятельно.

Если покупаете искусство с рук, просите документы, подтверждающие его подлинность. Если документов нет, но купить очень хочется и не хочется терять деньги — закажите независимую экспертизу. Продавец сопротивляется — не покупайте.

«Ибэй», «Авито», «Мешок-нет» и блошиные рынки существуют для людей, которые любят процесс поиска. Там можно найти что-то стоящее, например гравюру, но при условии, что вы отличаете эстамп от офорта на глаз.

Как оценить произведение

Чтобы купить произведение дешево, а потом выгодно продать его, нужно быть в курсе трендов. Ориентироваться помогают новости и аналитика.

О событиях рассказывают в «Арт-ньюспейпер», «Артгиде» и новостной ленте «Артинвестмента». Обращайте внимание на темы выставок и имена художников, которым дают гранты.

В августовском номере «Арт-ньюспейпер» опубликованы имена 10 самых интересных молодых художников — их работы через пару лет могут оказаться самыми востребованными (а могут и не оказаться):

  1. Ольга Кройтор.
  2. Евгений Антуфьев.
  3. Евгений Гранильщиков.
  4. Таус Махачева.
  5. «Ресайкл-груп».
  6. Группировка ЗИП.
  7. Аслан Гайсумов.
  8. Тимофей Радя.
  9. Александра Пирогова.
  10. Влад Кульков.

Составить представление о динамике цен помогают базы данных и рыночные обзоры. Самая известная база — «Артпрайс». Информацию о продажах русского искусства публикуют на «Артинвестмент». Однодневный доступ к «Артпрайс» стоит 30 €⁣ ( 2100
Р ), к «Артинвестмент» — 1000 рублей.

Если нужно составить приблизительное впечатление и не хочется платить за базу, то данные можно собрать и проанализировать самостоятельно. Архивы есть на сайтах самих аукционов и на сайтах-агрегаторах типа The-saleroom.com и Liveauctioneers.com.

Каждый год «Артпрайс» публикует сводный отчет о состоянии рынка в мире, его распространяют бесплатно.

«Рынок искусства, 2015»PDF, 14,3 МБ

В сентябре 2016 года вышел первый аналитический отчет по рынку современного русского искусства «Инарт-2016».

Помните, все эти цены ничего не гарантируют, это просто ориентир:

Разница в написании картин — 4 года. Цену скорректировал кризис: первая картина продавалась в 2012 году, вторая — в 2016.

Экономика определяет спрос на искусство в принципе, но на ценность произведения влияют другие факторы. В первую очередь — имя художника или школа. Затем в равной степени важны техника, уникальность, сохранность и происхождение.

Картина маслом стоит дороже карандашного наброска. Единственная бронзовая скульптура дороже тиражной фигуры из шпиатра. Фарфоровая фигурка в идеальном состоянии дороже реставрированной. Картина, которая участвовала в выставках и попадала в каталоги, оценивается лучше, чем та, что внезапно «всплыла» на рынке.

Как хранить, чтобы не терять деньги

Вы рискуете, когда покупаете искусство. Будет досадно, если вы удачно выберете произведение, оно вырастет в цене, но вы всё равно продадите его дешевле из-за плесени или выцветания красок.

Живопись, графика, фотография не любят прямых солнечных лучей, а книги — сырость. На антикварный столик нельзя ставить кружки с чаем, а бронзовый подсвечник с патиной лучше протирать простой фланелью. На всякий случай уточните у продавца условия, в которых нужно хранить произведение.

Почти любое произведение нашей ценовой категории можно хранить дома — банковская ячейка не нужна. Но конечно, его можно застраховать от кражи.

Какие риски: поддельные картины и несбывшиеся надежды

Старое искусство подделывают. Определить подлинность помогают три фактора: провенанс (происхождение), искусствоведческая и технико-технологическая экспертизы. Чем прозрачнее история переходов предмета от владельца к владельцу, тем больше уверенности, что перед вами не фальшивка.

Но ни идеальный провенанс, ни экспертное заключение не гарантируют подлинность.

Если вам предлагают рисунок Мане за 130 тысяч рублей или на кону еще большие деньги — это повод для паранойи. Закажите независимую научную экспертизу в музее или исследовательском центре. Первичная экспертиза без сложных исследований стоит 600 рублей.

Не всё современное искусство подорожает. С суммой в 100 тысяч рублей приходится выбирать из молодых и перспективных, а значит, ошибиться шансов больше: многие из них не станут знаменитыми и востребованными.

Вкладывайте только в те произведения, которые по-настоящему нравятся — придется смотреть на них каждый день. Искусство дорожает долго.

Самые дорогие произведения искусства, проданные в 2020 году

Впервые с 2016 года ни один лот достиг отметки в 100 миллионов долларов. Но случился перелом в развитии онлайн-продаж произведений искусства. Это прямое следствие карантинов и ограничений , из-за которых физические собрания стали невозможны. Платформы цифровых торгов набрали популярность , о чём свидетельствует резкий рост продаж на Sotheby’s , Christie’s и Phillips. Расширилась и демография покупателей за счёт появления новых коллекционеров младше сорока лет.

Вот десятка самых дорогих произведений , проданных в 2020 году на аукционах по всему миру.

10. Брайс Марден, «Комплименты» ( 2004−07)
Christie’s Нью-Йорк , 10 июля 2020 г.
30 млн 920 тыс. долларов США

Когда другие провозгласили смерть живописи и избавились от рам , один житель Нью-Йорка , получивший известность в начале 1960-х годов , сказал: «Прямоугольник — великое изобретение человечества». Диптих Брайса Мардена из оранжевого и тёмно-синего полей , пересечённых множеством змеевидных линий , установил новый мировой рекорд для художника. Переплетённые полосы были тщательно проработаны мастихином , и местами их следы едва заметны. «Когда я вкладываю всё , что могу , и картина действительно дышит , я останавливаюсь. Бывают моменты , когда работа опережает меня и становится для меня чем-то новым , чего я никогда раньше не видел», — говорит Марден.

Читайте также:
Подлинная правда об успехе и идеалах людей

«Комплименты» были проданы за ту же цену , что и «Единство V» Барнетта Ньюмана , речь о которой ниже.

9. Барнетт Ньюман, «Единство V» ( 1952).
Christie’s Нью-Йорк , 10 июля 2020 г.
30 млн 920 тыс. долларов США

Это одно из шести полотен серии « Единство», которая считается прорывной в творчестве художника. На этих картинах впервые появилась его фирменная « молния» — вертикальная полоса контрастного оттенка , проходящая по центру холста. Она прорезает монохромный бассейн чистого пигмента и создаёт впечатление , что цвет отражается из стороны в сторону. «Я понял , что опустошал пространство , вместо того , чтобы заполнять его , и что теперь моя линия оживила всё», — сказал Ньюман об этом цикле. Он принадлежал к поколению художников , в которое входили Марк Ротко и Джексон Поллок, и отвергал бремя европейской эстетики. Ньюман твердо верил , что американские художники могут начать всё заново и писать так , будто живописи прежде не было. Речь шла о совершенно новом направлении в искусстве , о переходе от одержимости красотой к поиску истины.

8. Марк Ротко, «Без названия» ( 1967)
Christie’s Нью-Йорк , 6 октября 2020 г.
31 млн 275 тыс. долларов США

Полотно « Без названия» входит в число самых драматичных картин Марка Ротко последнего этапа его карьеры. Тёплые оттенки в окружении тёмной пустоты отражают собственных внутренних демонов художника — от жизнеутверждающих цветовых полей пурпурного и красного до чёрной бездны отчаяния. Края этих цветных блоков усиливаются , проникая в соседние области , и именно здесь можно по-настоящему почувствовать суть его картин. В этой работе можно увидеть сложный процесс нанесения разных цветов слой за слоем , с использованием разных техник , что создаёт эффект присутствия и вызывает эмоциональный отклик. Это одна из четырёх картин , созданных в период между медитативными полотнами для Часовни Ротко и серией « Чёрное на сером», последней в его жизни.

7. Саньи, «Четыре обнажённые» ( 1950-е)
Sotheby’s Гонконг , 8 июля 2020 г.
33 млн 333 тыс. 200 долларов США

После 10-минутной битвы четырёх претендентов эта картина побила рекорд для Саньи , установленный в октябре 2019 года. Четыре обнажённые женщины , лежащие на зелёном фоне , демонстрируют стилистический сдвиг в творчестве художника после Второй мировой войны. Мирное время подтолкнуло его обновить подход к доминирующей теме из ранней карьеры. Если в первых женских ню Саньи присутствовала одна фигура , то в последующих сценах это были группы женщин , определившие эволюцию в композиции , стиле и использовании перспективы. Художник сделал всего шесть таких работ , которые редко выставляются на торги. Этим и объясняется ажиотаж вокруг масштабного произведения. К тому же сейчас интерес к Саньи достиг небывалого пика.

6. Сай Твомбли, «Без названия [Больсена]” ( 1969)
Christie’s Нью-Йорк , 6 октября 2020 г.
38 млн 685 тыс. долларов США

Это одна из 14-ти работ серии « Больсена», где сочетаются живопись , рисунок , письмо и созерцание времени и пространства. Картина — дань уважения первой высадке на Луну , которую совершил экипаж космической миссии « Аполлон-11». Сай Твомбли , который был в числе миллионов зрителей , заворожённых первыми шагами человечества на Луне , написал цикл летом 1969 года в уединённом Палаццо дель Драго , построенном в XVI века на озере Больсена в Тоскане. Это монументальное полотно — необычный пример того , как ведущие мастера XX века отзывались на актуальные события. Бледный фон наполнен взрывом форм , линий , размеров , векторов и текстур. Диагональная композиция соотносится с подъёмной силой ракеты , давая ощущение парения в космосе.

5. Жэнь Жэньфа, «Пять пьяных принцев , возвращающихся верхом» ( конец XIII — начало XIV века)
Sotheby’s Гонконг , 8 октября 2020 г.
39 млн 553 тыс. 800 долларов США

Это самая дорогая китайская картина тушью , когда-либо проданная Sotheby’s в Гонконге. На свитке длиной около двух метров изображены пять пьяных принцев верхом. Один из них — Ли Лунцзи , позже взошедший на императорский трон под именем Сюань-цзун. Жэнь Жэньфа был знаменитым художником и высокопоставленным чиновником династии Юань. Его произведения в основном находятся в музеях или частных коллекциях , а этот широко воспроизводимый свиток — одна из редких сохранившихся работ художника , вышедших на рынок.

Артефакт хранился в императорской коллекции династии Цин , после падения которой в 1924 году был вывезен из Запретного города последним императором Китая Пу И. Затем свиток купил Вальтер Хохштадтер , известный торговец китайскими произведениями искусства. Картина , выставленная на аукционе в октябре прошлого года , получила более 100 заявок. И в результате 75-минутной битвы её купил Музей Лун в Шанхае , где хранится одна из лучших мировых коллекций древнего китайского искусства.

Дэвид Хокни , «Каньон Николс» ( 1980). Частная коллекция

Дороги играли важную роль в образах Дэвида Хокни на протяжении всей его карьеры. Культовый « Каньон Николс», названный в честь длинной извилистой улицы на Голливудских холмах , был написан вскоре после переезда художника в этот район Лос-Анджелеса. На картине изображена дорога , ведущая от его дома к студии , которая располагалась ниже , на бульваре Санта-Моника. Хокни предположил , что взгляд зрителя движется « по картине примерно с той же скоростью , что и машина , едущая по дороге».

Читайте также:
Потребительский кредит – шуба или автомобиль в кредит

«Каньон Николс» вместе с ещё одной картиной 1980 года , «Разговор», приобрёл галерист Андре Эммерих в обмен на работу Пикассо, которой восхищался Хокни. С 1982 года произведение переходило из рук в руки. На декабрьской вечерней распродаже Phillips оно дебютировало на аукционе и установило рекорд для пейзажей художника , став неожиданным конкурентом его культовым портретам.

3. Рой Лихтенштейн, «Обнаженная на радостной картине» ( 1994)
Christie’s Нью-Йорк , 10 июля 2020 г.
46 млн 242 тыс. 500 долларов США

Эта картина была главным лотом аукциона , который транслировался в режиме реального времени с использованием потоковой технологии. На шедевре конца карьеры Роя Лихтенштейна изображена красивая блондинка в спальне. Работа исполнена в фирменном стиле художника с помощью « точек Бена Дея» и перекликается со скоплениями крошечных цветных точек как на комиксах в середине XX века.

По словам специалистов Christie’s , это « самый важный образец последней большой серии ню Лихтенштейна , когда-либо появившийся на аукционах». В этом цикле из 20 картин , который стал последним в карьере Лихтенштейна , художник вернулся к героиням комиксов , которые впервые помогли ему завоевать популярность в начале 1960-х. В работах есть ссылки на обнажённых женщин Тициана , Матисса и Пикассо , переосмысленных через фирменную эстетику Лихтенштейна.

2. У Бинь , «Десять видов камня Лингби» ( 1610)
Аукционный дом Poly в Пекине , 18 октября 2020 г.
75 млн 436 тыс. 800 долларов США

Этот редкий рукописный свиток времён династии Мин побил мировой ценовой рекорд на древнекитайские рукописи и картины после ожесточённых торгов , длившихся почти час. Он стал также стал самой дорогой работой , проданной на аукционе в Азии в 2020 году. Прежде он появлялся на рынке 31 год назад на Sotheby’s в Нью-Йорке. Тогда его купил американский коллекционер за 1,2 млн долларов , что также стало рекордом для того времени.

Это одно из самых необычных изображений , когда-либо созданных в Китае. Свиток состоит из десяти отдельных видов одного камня Линби , найденного в провинции Аньхой на востоке страны. Работу заказал коллекционер Ми Ваньчжун , которого восхищали зазубренные края и трещины артефакта. В Китае издавна восхищались камнями , отмечая их красоту , своеобразную форму и музыкальным звучанием при ударе. Этот длинный свиток ( а информация о его полной длине сильно различается) содержит замечания Ми Ваньчжуна , описывающие каждое изображение. Сам камень исчез во время завоевания Китая маньчжурами в 1644 году , и эта картина — единственное свидетельство его существования.

1. Фрэнсис Бэкон, «Триптих , вдохновлённый „Орестеей“ Эсхила» ( 1981)
Sotheby’s Нью-Йорк , 29 июня 2020 г.
84 млн 550 тыс. долларов США

Вдохновением для этой работы стала трилогия греческих трагедий Эсхила , датируемая V веком до н. э. Триптих входит в число самых амбициозных произведений Фрэнсиса Бэкона и охватывает всю его иконографию. Картины появились на аукционе впервые за шесть лет , а до того более 30 лет находились во владении норвежского коллекционера Ханса Расмуса Аструпа и его частного музея в Осло.

Сколько стоят цифровые произведения искусства?

Последние несколько недель часто появляются новости о продаже арт-объектов в виде NTF-токенов за миллионы долларов. То JPG-файл становится одним из самых дорогих арт-объектов ныне живущих художников, то реальную картину сжигают и продают в цифровом виде. Мы решили посмотреть, за сколько сейчас продают диджитал-арт, и собрали для вас подборку из произведений искусства, которые недавно купили или только собираются выставить на торги.

Коллаж Everydays: The First 5000 Days

Создатель: Beeple (Майкл Винкельман)

Стоимость: $69,3 млн

Источник: официальный сайт аукционного дома Christieʼs

Коллаж из 5000 рисунков был продан аукционным домом Christieʼs за рекордные $69,3 млн. Собрание картин стало самым дорогим арт-объектом, проданным в виде NTF-токена, и вошло в тройку произведений искусства ныне живущих художников с наибольшей стоимостью.

Также сделка стала первым случаем продажи цифровой картины традиционным аукционным домом, о чём мы писали ранее.

На создание коллажа у Майкла Винкельмана ушло 13 лет. Он создавал цифровые рисунки каждый день, начиная с 1 мая 2007 года. Его старания окупились!

Transition

Создатель: Покрас Лампас

Стоимость: 16 ETH (примерно $28,3 тыс.)


  • Источник: Instagram @pokraslampas
  • Источник: Instagram @pokraslampas

Русский художник Покрас Лампас продал фотографию проекции своего рисунка на Чиркейской ГЭС. Торги проходили на площадке Foundation.

Для своего первого NFT-дропа художник оцифровал одну из своих работ, спроецировал её на Чиркейскую ГЭС — крупнейшую гидроэлектростанцию Северного Кавказа. После этого он сфотографировал проекцию и продал в виде токена за криптовалюту Ethereum, на производство которой тратится электроэнергия, создаваемая на ГЭС.

«Мне кажется, что всё идеально сошлось!»

написал Покрас Лампас в своём Instagram

NFT-копия картины Morons (White)

Стоимость: 228 ETF (примерно $380 тыс.)

Читайте также:
Покупки в кредит и растущие долги россиян

Источник: Twitter @BurntBanksy

NFT-токен недавно сожжённой в прямом эфире работы Бэнкси продали на на аукционе. Покупку оплатили криптовалютой Ethereum — за не взаимозаменяемый код заплатили 228 ETF, по курсу на сегоднешний день это примерно $380 тыс.

До уничтожения картина Morons (White) была чёрно белым трафаретом с аукционом, где выставлена картина с провокационной надписью. Рисунок был одним из 650 экземпляров.

Коллекция из 10 картин WarNymph Collection Vol 1

Создатели: певица Grimes и её брат Мак Буше

Стоимость: $5,8 млн.

28 февраля певица и художница Grimes продала на аукционе коллекцию картин WarNymph, которую создала вместе со своим братом Маком Буше. Торги проходили на площадке Nifty Gateway и длились всего 20 минут.

В собрание вошли десятьцифровых рисунков — на большинстве из них изображены младенцы с крыльями. Некоторые произведения сопровождались специально записанными треками Mars Theme, Ærythe и Anhedonia.

Часть произведений продавали по несколько штук: было куплено около 700 копий видеоработ Earth и Mars по $7,5 тыс. за ролик. Также популярностью пользовались четыре рисунка с ангелами-младенцами — певица продала по 100 штук каждой работы.

Остальные произведения были представлены в единичном экземпляре. Самым дорогим стал видеоарт Death of the Old — его приобрели за $389 тысяч.

Трек об NFT

Создатель: Илон Маск

Стоимость: 420 млн. DOGE-USD (около $24 млн)

Actually, doesn’t feel quite right selling this. Will pass.

Основатель SpaseX Илон Маск решил не отставать от своей девушки Grimes и объявил о продаже песни об NFT в виде невзаимозаменяемого токена. Бизнесмен попросил за трек 420 миллионов единиц криптовалюты Dogecoin — это около $24 млн. по сегодняшнему курсу. Художник Beeple предложил ему $69 млн.

Песня Маска — техно-трек, в котором повторяются слова: «NFT — для вашего тщеславия. Компьютеры никогда не спят — это проверено, это гарантировано». Композицию сопровождает анимированным изображением золотой статуэтки с надписями Vanity Trophy (рус. Приз за тщеславие), Computers Never Sleep (рус. Компьютеры никогда не спят) и аббревиатурой HODL — hold on for dear life (рус. «Держись за дорогую жизнь»).

«Я продаю эту песню об NFT в виде NFT. На самом деле, мне кажется неправильным продавать это. Пройдет»

подписал Маск пост в Twitter

В ответ на это пользователи стали шутить о продаже скрина твита с объявлением как NFT, что тоже вполне возможно.

Первый твит в истории

Создатель: Джек Дорси

Стоимость: $2,5 млн.

Глава и основатель Twitter Джек Дорси выставил на продажу свой первый твит, опубликованный 21 марта 2006 года. Об этом он написал в своём аккаунте 5 марта 2021 года. Пока аукцион так и не завершился — на платформе всё ещё можно делать ставки. Сейчас цена сообщения — $2,5 млн.

Торги были открыты на платформе Valuables, где торгуют твитами. Согласно правилам, после продажи само сообщение остаётся в аккаунте создателя, а покупатель получает «уникальный цифровой сертификат твита, подписанный и проверенный автором, по сути — автограф». Однако Джек Дорси обещал также передать NFT-токен о владении твитом.

Мотивационная цитата Марка Кьюбана

Создатель: Марк Кьюбан

Стоимость: $1,7 тыс.

Американский миллиардер Марк Кьюбан продал NFT-токен на собственную мотивационную цитату “Nobody ever changed the world by doing what everyone else was doing” (рус. «Никто ещё не смог изменить мир, делая то, что до него уже делали другие»). Фразу продавали вместе с фотографией самого бизнесмена, поверх которого она была размещена. Лот купили за $1700.

Вместе с цитатой предприниматель выставил на торги два видео. Первое — мотивационный ролик Dallas Mavericks The UnderDog Has Spoken, который купили за $2300. Также на торгах была продана 30-секундная реклама под названием MavsSunsGameDayExperience — её цена составила $1300.

Коллекция цифровой мебели The Shipping

Создатель: Андрес Райзигнер

Стоимость: $450 тыc

Источник: Twitter @reisingerandres

Аргентинский дизайнер Андрес Райзигнер продал на аукционе коллекцию цифровой мебели под названием The Shipping за $450 тыc. Всего в собрание входило 10 предметов. Торги проходили на платформе Nifty Gateway и длились 10 минут.

Среди мебели были — розовый стул ABBA, тонкая лавка Time table с ножкой в виде шара, а также оранжевое надувное кресло Tangled. Самым дорогим лотом стал диван, покрытый фольгой: его купили за $67,7 тыс.

Половина проданных предметов имеют физические аналоги, однако покупатели получили права только на цифровые версии мебели.

afx/weirdcoreblockscanner

Создатель: Aphex Twin

Стоимость: $128 тыс.

Британский электронный музыкант Aphex Twin продал на аукционе NTF-токен своей цифровой картины за $128 тыс. Торги на маркетплейсе Foundation начались с 1773 долларов и продлились 24 часа. В итоге работу купил пользователь по имени @artoninternet.

Работу под названием afx/weirdcoreblockscanner музыкант создал вместе со своим творческим партнером Weirdcore, который занимается визуальным искусством. На картине с помощью лазеров то вырисовывается, то исчезает лицо.

После торгов Aphex Twin заявил, что потратит часть денег на поддержку озеленительных программ или на самостоятельную высадку деревьев.

Гифка с Nyan Cat

Создатель: Крис Торрес

Стоимость: 300 ETH (примерно $590 тыс.)

Читайте также:
Организация личного и рабочего времени

В честь десятилетия Nyan Cat создатель гифки Крис Торрес продал её за 300 единиц криптовалюты Esquire на платформе Foundation.

Специально для продажи автор движущегося изображения подретушировал оригинал: он убрал лишнюю звезду, а также улучшил качество бегущего кота.

Nyan Cat впервые появился в интернете в апреле 2011 году. Он представляет собой серого котенка с розовым туловищем, который оставляющий за собой след из радуги.

Как формируются цены на искусство

Сколько стоит современное искусство и почему

Потребление искусства сегодня стало поистине общественным явлением, но важно понимать, что дороги только качественные вещи. Эти произведения будут дорожать в течение ближайших десяти лет не менее чем на 50% в год.

Для того чтобы понять, в чем ценность того или иного произведения, нужно учитывать много факторов. Первое: художник не может одинаково хорошо писать все время, особо удачной станет одна из пяти–десяти–сотни картин. Поэтому цена на произведения варьируется даже у одного и того же автора. На те работы, которые проходят отбор у самого художника, цена может быть в разы выше. Для того, чтобы купить такую картину, нужно вести переговоры с человеком, который занимается творчеством живописца (экспертом, галеристом, представителем) или стать постоянным покупателем у художника.

Художник Takashi Murakami с коллекционерами на ярмарке ARTBasel 2011

Поскольку современное рыночное хозяйство строится на представлении, что участники сделки вступают в обмен добровольно, и оно, в свою очередь, основано на обмене благами между различными субъектами финансово-экономической деятельности, то числовые значения всех цен на товары и услуги, биржевых курсов ценных бумаг и обменных курсов валют, а также значение производных от этих цен и курсов показателей (различных индексов, процентных ставок и т.п.) указывают лишь на относительную ценность обмениваемых благ.

Иными словами, реально наблюдаемые значения цен и курсов есть показатели (индексы, индикаторы) относительной, “меновой” ценности соответствующих благ. На разных этапах экономической науки в качестве идеального показателя (стандартного эталона, общей меры, счетной единицы, меры стоимости и т.п.) ценности благ предлагались серебряные и золотые монеты (от Аристотеля до меркантилистов), трудозатраты (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), равновесная цена (неоклассическая школа), энергетические эквиваленты (нефть, электроэнергия), мировые деньги (доллар США, Евро). Однако все эти меры стоимости (идеальные счетные единицы) практически непригодны в настоящее время для анализа постоянно меняющихся мощных потоков данных о мировой финансово-экономической деятельности. Вне зависимости от того, что в данный момент принято считать мировыми деньгами, произведения искусства ежегодно растут в цене (за вычетом инфляции) в среднем на 10-15%.

Anselm Kiefer. Nuremberg 1982

Это был, так сказать, экскурс на мировую арт-сцену. В России, естественно, эти процессы проявляются с некоторыми особенностями и с отставанием на несколько лет.

В русском языке с недавнего времени появляется термин “актуальное искусство”, который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину “современное искусство”. Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устаревает, становясь частью истории современного искусства ХХ или ХХI столетия. Во многом участники арт-процесса в России наделяют определение “актуальное искусство” смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов). Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп (например, “искусство аутсайдеров”). Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались “усталостью” от концептуального искусства и минимализма, а так же возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений, как “Новые дикие”). На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве, — все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий — видео, аудио, компьютеров и интернет — это существенно расширило палитру средств, используемых художниками. Произведения искусства же, как гипертовары, могут обращаться весьма интенсивно, прежде чем “успокоиться”, осесть в музеях или других хранилищах. Рынок произведений искусства развивается и привлекает людей как возможными высокими доходами, так и нематериальными выгодами вроде статуса обладателя раритетной вещи.

Начинающим инвесторам, обратившим свое внимание на этот рынок, стоит тщательно изучить предметную область, заручиться консультационной поддержкой специалистов и начинать приобретать предметы искусства через специализированные галереи. Для уменьшения риска лучше диверсифицировать капитал, приобретая несколько предметов, относящихся к разным направлениям искусства. В этом случае снижение стоимости одного произведения будет компенсироваться ростом стоимости других, позволяя избежать значительных потерь. В настоящее время инвесторы всего мира пристально наблюдают за состоянием дел на аукционах, так как на фоне общемирового кризиса фондовых рынков необходимо найти альтернативные и эффективные инструменты вложений.

Читайте также:
Любимая работа и финансовый - экономический кризис

Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.

Спальня в готическом стиле, интерьеры и мебель

В наше время готический стиль в квартирах – большая редкость. Это связано не только с веяниями моды, но и с тем, что стиль достаточно сложный в исполнении. Тем не менее подобные интерьеры всё же встречаются и если вы интересуетесь темой спален в готическом стиле, то эта статья даст вам общее представление о том, как развивался стиль и как менялся облик спален в готических интерьерах разных веков.

Готика – это стиль долгожитель, ни один другой стиль не существовал несколько столетий, поэтому, для начала изложения, надо пояснить, что готика подразумевает множество разных направлений, кратко их перечислим:

  1. Средневековая готика в основном касается только религиозной архитектуры, в этот период было выработано множество декоративных элементов, которые составляют основу стиля. Интерьеров спален в данном направлении просто нет, средневековые спальни оформлялись в соответствии с принципами романского стиля. Читайте статью о средневековых готических замках.
  2. Готика периода историзма (XIX век) была распространена в интерьерах дворцов и замков. Именно в этот период сформировалось понятие интерьера готической спальни. Смотрите статью о готических замках 19 века.
  3. Современная неоготика. Дизайнерские эксперименты на основе смешения современных интерьеров и деталей классической готики.
  4. Мистическая готика – своеобразное направление современных интерьеров на основе, так называемой, «субкультуры готов». Отличается мрачным оформлением и использованием символики загробного мира. К средневековой готике отношения не имеет.

Если вас интересует тема разновидностей готического стиля, то посмотрите отдельную статью на данную тему (по ссылке). В данной статье мы разбираем примеры исключительно спален различных периодов и готическую мебель.

  • Содержание

1. Основные характеристики интерьера готической спальни

За несколько столетий в готическом стиле сформировалось огромное количество уникальных элементов. В то же время, несмотря на долгую историю, так и не появилось каких-либо чётких правил оформления спальни. В разные эпохи дизайнеры использовали разные комбинации готических деталей для конструирования интерьеров. Из всего многообразия можно выделить следующие основные элементы, которые можно встретить в готической спальне:

  • Стрельчатые формы, как основной мотив дизайна. Это могут быть стрельчатые арки, порталы дверей, окна, орнаменты.
  • Потолки со сложным оформлением. Вариантов исполнения потолков много – это могут быть и сводчатые потолки, и кессонные, и потолки с разнообразными орнаментами.
  • Камины с характерными порталами (см. статью про готические камины)
  • Орнаменты, образованные за счёт пересечения секторов окружностей, традиционный готический орнамент – масверк.
  • Массивные кровати, в классическом случае с деревянной резьбой
  • Витражимогут использоваться как в окнах, так и в настенных панно.

Мы перечислили небольшой список базовых элементов. Кроме того, многое зависит от временнОго периода, к которому относится интерьер спальни. Классические детали могут смешиваться с современными в неоготических спальнях, а викторианская готика приветствует использование элементов дворцовых стилей, примеры вы увидите ниже.

2. Спальни в готическом стиле XIX века

В XIX столетии по Европе прокатилась волна возрождения старинных средневековых стилей и готика снова стала актуальной. Никогда раньше не строилось так много светских зданий (в средневековье готика использовалась только в строительстве церквей) и не создавалось так много готических интерьеров. Богатые аристократы обновляли свои дворцы и замки, стремясь оформить хотя бы несколько комнат в старинном стиле. Именно в этом периоде можно найти множество примеров спален в готическом стиле. Тем не менее стоит отметить большое разнообразие интерьеров, зачастую элементы готики смешивались с элементами дворцовых стилей, а декораторы разрабатывали новые детали оформления и делали это всегда по-разному.

Главная спальня в замке Строуберри Хилл Хаус (конец XVIII, Великобритания). Замок интересен тем, что он стал первой значительной постройкой нового времени, в интерьерах которой использовалась готика.

К сожалению, оригинальный интерьер спальни не сохранился, но остался эскиз. Здесь мы видим убранство очень похожее на дворцовое, но есть классический готический камин и сложный орнаментальный потолок.

Спальня герцогини в замке Сихров (XIX век, Чехия). Снова перед нами интерьер очень похожий на дворцовый, но с большим количеством специфических средневековых элементов. Здесь есть деревянные стеновые панели с готической резьбой внизу стен и деревянный декор под потолком. Стены драпированы тканями со средневековым геральдическим орнаментом, такая же ткань использована для балдахина. Вся мебель, включая кровать, имеет резьбу в готическом стиле.

Но главным достоянием замка Сихров являются потолки. Именно такой потолок принят в готическом стиле (один из вариантов), что подчёркивает стилистическую принадлежность комнаты. Лепной орнамент состоит из полуокружностей и секторов круга.

Спальня в Замке де Хаар в наибольшей степени передаёт атмосферу средневековья. Этому способствуют низкие сводчатые потолки и готические стрельчатые арки. Комната использовалась, как гостевая спальня. Стиль оформления – историзм XIX века, архитектор специально стремился создать атмосферу интерьера прошлого. Смотрите другие фото интерьеров Замка де Хаар.

Читайте также:
Реклама модных брендов в Instagram

Скромная готическая спальня в доме Пьюджина (XIX век, Великобритания). Огастес Пьюджин – это крупнейший декоратор готического стиля XIX века, несмотря на то, что он стал авторов невероятно роскошных английских интерьеров викторианского периода (например, Вестминстерский дворец). Его собственный дом выглядит предельно скромно. Здесь мы видим простой камин имеющий портал со стрельчатой формы и обои с геральдическим фамильным орнаментом. Подобные орнаменты, также являются символом готики XIX века.

  • Спальня в замке Строуберри Хилл

Спальня в замке Сихров, готический потолок 19 в.

Спальня в Замке де Хаар, потолок с готическим орнаментом

3. Современная неоготика

В наше время дизайнеры экспериментируют со всеми стилями, хотя готика – не особо популярна, в некоторых проектах можно встретить синтез готических элементов с современными. Как правило, это нестандартные и оригинальные решения.

Отель Martins находится в перестроенной средневековой церкви, а его интерьеры невероятно интересны. Спальня в номере люкс расположена под самым куполом церкви, поэтому потолок, который вы видите – не какая-то специальная конструкция, а настоящий готический свод. Удивительно, как архитектор сумел вписать современную спальню в старинное пространство. Множество окон по периметру комнаты имеют средневековые витражи (отреставрированные владельцем отеля).

Смотрите другие фото Отеля Martins.

Другая спальня, в том же самом отеле, выглядит более скромно, но не менее оригинально. В круглой комнате за кроватью выстроена фальшстена с готическими арками (аркатура) и подсветкой. Именно арочный ряд с колоннами наполняет спальню чарующей средневековой атмосферой. Ниже, ещё одна фотография данной спальни в другом ракурсе, с закрытыми занавесками.

Интерьер комнаты самый обыкновенный: современная мебель и отделка, но невозможно не обратить внимание на шикарное готическое окно, которое является главным акцентом спальни. Дело в том, что спальня находится в здании бывшей церкви в центре Лондона. Здание было полностью перестроено и превращено в роскошные люксовые апартаменты.

Смотрите другие фото Дома в бывшей церкви Иисуса Христа в Лондоне.

  • Готическая спальня в отеле Martins

Спальня в неоготическом стиле, отель в здании старинной церкви

Неоготическая спальня, номер в отеле Qvest

Спальня на мансарде в перестроенной церкви

Спальня в перестроенной церкви

Неоготический проект спальни с ярко-розовыми цветами

Спальня в перестроенной церкви, готическое окно с витражём за кроватью

Спальня с ванной в здании бывшей церкви, окна-розы

4. Современная трактовка готики, как мистического стиля

У слова «готика» есть ещё одна трактовка. В начале XIX века в литературе активно развился жанр ужасов, именно он и назывался готическим. Позднее, в XX веке, появилась целая субкультура «готов» основанная на мистицизме и ужасах загробного мира. Дизайнеры интерьера не отставали от популярных веяний и разработали синтетический стиль мрачных интерьеров, своеобразные «комнаты ужасов».

К средневековой католической готике такой стиль не имеет прямого отношения, хотя иногда в нём встречаются традиционные готические элементы, как правило, чёрного цвета. Мало кто решиться создать такую обстановку в своём родном доме, хотя находятся и такие любители. Мы же не можем не коснуться этой темы в обзорной статье.

5. Кровати в готическом стиле

Направление готической мебели получило развитие в XVIII веке, т.е. даже раньше полноценного расцвета стиля в Европе. Английский мастер Томас Чиппендейл начал создавать резную деревянную мебель с готическими орнаментами периода средневековья. Постепенно, такая мебель всё больше входила в моду.

Кровати заслуживают отдельного рассмотрения в статье хотя бы потому, что в любой спальне – это главный предмет мебели. А типов готических кроватей существует большое количество. Можно выделить два вида кроватей: классические деревянные и металлические.

Деревянные кровати, как правило имею большие размеры и покрыты традиционными орнаментами на основе стрельчатых форм и рисунком в стиле масверк, Вариантов резьбы достаточно много, у мастера всегда имеется большой простор для выбора. Также традиционные кровати старинных замков часто имеют балдахин, который представляет собой не обычный каркас, а сложный резной

Металлические кровати используют только в современных интерьерах, раньше ничего подобного не было. Такие экземпляры больше подходят к, так называемой, «мистической готике», о которой мы говорили выше.

Готический стиль в интерьере квартиры: актуальный дизайн с историческим шармом

Если такие исторические стили, как классика, барокко или античный, прочно обосновались в современном дизайне помещений, то готика стала «белой вороной». Готический стиль в интерьере ассоциируется с мрачными временами Средневековья, чёрным цветом и пугающими скульптурами горгулий.

С первого взгляда сложно понять, как же адаптировать к жилому пространству столь неоднозначные ассоциации. Но стоит немного углубиться в историю и нюансы, как становится очевидным: стиль готика в интерьере – смелое и нетривиальное решение для романтичных, креативных натур, которым чужды стереотипы.

И речь идёт вовсе не о представителях одноимённой субкультуры. Традиционные для готического стиля приёмы придутся по душе всем, кто желает создать интерьер с выраженным характером. К тому же, эти черты прекрасно комбинируются с самыми актуальными направлениями в дизайне помещений.

В чём заключаются достоинства готики в интерьере и почему для её воплощения необязательно владеть таинственным замком – рассказываем в статье.

Читайте также:
Как открыть магазин модной одежды

История готического стиля

Авторство понятия «готика» в том смысле, который известен нам, приписывают итальянскому художнику и архитектору Джорджо Вазари. Первоначально оно подчёркивало «варварское» происхождение стиля, ставшего апогеем культуры Средневековья. Именно такими – громоздкими и устрашающими – виделись готические здания творцам эпохи Возрождения.

Архитектура готического храма – масштабная, символичная и ажурная

Готический стиль царил в Европе более трёх веков – с середины XII и вплоть до XVI, а зародился во Франции, в противовес тяжеловесной романской архитектуре. Неудивительно, что во времена, когда религия буквально правила жизнью людей, наиболее яркие образцы нового стиля появились среди храмов и церквей.

Интерьер готического храма напоминает скелет – колонны и стрельчатые арки служат каркасом здания

Кстати! Самые известные готические здания: Церковь монастыря Сен-Дени, Собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор, собор св.Вита, Реймсский собор.

Развитие готики было сопряжено с важными архитектурными нововведениями, благодаря которым удалось спроектировать новый тип здания: более лёгкий, высокий, сложный и изысканный. Так называемая система аркбутанов и контрфорсов – каркаса готического храма – позволила облегчить стены, увеличить поток поступающего внутрь света через большие стрельчатые окна, привнести в пространство объём, воздух и большое количество декоративных элементов.

Зал с камином, коваными люстрами и витражными окнами в историческом стиле готики

Параллельно с архитектурой, готика подчиняла себе и другие сферы: скульптуру, без которой не обходилось убранство ни одного храма, живопись (знаковым явлением стал красочный и изящный витраж), жилые интерьеры – замки и дворцы вельмож.

Камерный зал в средневековом стиле

Готический стиль основан на символизме, каждый элемент в нём неслучаен. Конечно, в современном мире часть смыслов утратила первоначальное значение, но сохранилось настроение. А основополагающие черты стиля остаются актуальными в дизайне жилых помещений в наши дни.

Характерные черты готического стиля

Изначально готика представляет собой масштабный стиль, органичный для больших пространств с высокими потолками. Тем не менее, яркие готические элементы вполне уместны в стандартных квартирах или загородных домах.

Дизайн чёрной спальни с готическими деталями

5 главных черт готического интерьера:

  • Конструктив: арки, своды, колонны и балки

Готическое искусство словно стремится ввысь. Этот же приём можно использовать в дизайне жилья: межкомнатным аркам придают заострённую форму, напоминающую восточную, а имитация колонн вдоль стен визуально вытягивает помещение.

Арочные окна в этой готической библиотеке украшены витражами

  • Большие окна

Традиционные окна в готическом стиле – стрельчатые. Конечно, установить подобное окно в квартире непросто, а вот при строительстве дома вполне можно предусмотреть заранее. В любом случае, дизайн с ноткой готики требует света и воздуха, а, значит, и больших оконных проёмов.

Спальня в чёрных тонах с высокими готическими окнами и кроватью с колоннами

  • Натуральные материалы

Камень, в том числе мрамор, тёмное дерево, кирпич и стекло как нельзя лучше подойдут для воссоздания готического стиля в современных реалиях. Конечно, их можно заменить на искусственные аналоги, но они непременно должны быть качественными и эстетичными.

Роскошный деревянный пол в готической спальне с собственной ванной

  • Благородная цветовая гамма

Сложные оттенки синего, бордового, зелёного, фиолетового, а также чёрный и коричневый, добавляют интерьеру в готическом стиле глубины и драматизма. Вдохновение легко найти, взглянув на разнообразие цветовых нюансов в красочных витражах.

Бордовые, пурпурные, коричневые и зеленые благородные оттенки характерны для готического интерьера

  • Изысканные детали: мебель, текстиль, освещение и декор

Стилизация готики немыслима без декоративных деталей. Стены украшают фресками, гобеленами и картинами. Ковка – необходимый элемент в интерьере с историческим настроением. Она фигурирует в отделке мебели, светильниках, в оформлении лестниц и каминов – ещё одного важного героя средневекового дизайна.

Камин, люстры, зеркала, лепнина и скульптура – важные элементы готического дизайна

Кстати! Знакомые нам предметы мебели – например, шкаф для одежды – впервые приблизились к современной форме именно во времена готики.

Готический стиль в интерьере призван выглядеть величественно, роскошно и даже мистически. Претворить в жизнь столь возвышенную идею сложно лишь на первый взгляд. Подсказки ниже помогут вам реализовать современную готику в своём доме.

Советы по ремонту в готическом стиле

В жилом пространстве важен не только модный дизайн, но и уют. В случае с готическим стилем, комнате необходимо добавить мягкости, чтобы она не выглядела мрачной и холодной.

В первую очередь, поможет цвет. Частое решение в современной интерпретации готики – серый, белый и чёрный, но более тёплая гамма (бежевые, пурпурные, шоколадные тона) оживит интерьер.

Гостиная в спокойных тонах с элементами готики

Для отделки стен подойдут краска, декоративная или венецианская штукатурка и даже обои с подобным эффектом. При желании можно обшить часть стен деревянными панелями или нанести художественную роспись.

Имитация колонн, устремлённых ввысь, и лепнины напомнят об исторической подоплёке готического стиля – архитектуре ажурных церквей с её каркасной структурой и обилием каменных украшений.

Готический стиль подходит для разных комнат, в том числе для кухни

Ещё один яркий элемент конструктива – арки. Наиболее эффектно выглядят окна стрельчатой формы с заострённым верхом, но такое решение возможно лишь в редких случаях. Зато дверные проёмы легко оформить в виде готических арок. Их обшивают деревом, лепным декором.

Читайте также:
Как распорядиться с деньгами в кризис?

Кстати! В случае, если необходимы двери, стоит обратить внимание на массивные деревянные модели, двустворчатые, с резьбой или вставками из цветного стекла.

Арочные формы включают и в другие части помещения: кухонные гарнитуры, ниши, зеркала, мебель.

Арочная раскладка на окнах в столовой подчеркивает готическую стилистик

Пол в готическом интерьере – традиционно из камня или фактурного дерева. Такого эффекта легко добиться с помощью доступных отделочных материалов: керамогранита, ламината или паркетной доски

Важно! Все материалы для ремонта в стиле готики должны быть качественными, изысканными и передавать богатство текстур, цвета и природное происхождение. Пластику здесь не место!

Мягкие узорные ковры нивелируют жёсткость и геометрию напольного покрытия.

Современная черно-белая столовая с намёком на готический стиль

Если высота потолка позволяет, стоит добавить балки или кессоны – они создадут дополнительный объём в помещении.

Кессонный потолок из дерева в зале с камином выглядит объёмно

Освещение имеет огромное значение в готическом интерьере. Идеальный вариант – организовать несколько световых сценариев, которые можно использовать по настроению: более яркий и приглушённый, в духе средневекового замка.

Ажурная кованая люстра с множеством лампочек (или даже имитацией свечей) способна стать центральным объектом всего помещения. Встречаются аналогичные современные модели из стекла. Дополнительными источниками света служат бра, канделябры, торшеры.

Готическая столовая с позолоченной люстрой и бра, дополняющими её

Ещё один претендент на главную роли в готической гостиной – камин: массивный, с порталом из камня или дерева. Часто используется резьба, вычурная лепнина и даже скульптурные элементы.

Кованые детали в виде решетки и каминных принадлежностей дополняют очаг.

Зал в средневековом стиле обшит деревянными панелями, центральный элемент – массивный камин в готическом стиле

Типичная для готики мебель выглядит строго и тяжеловесно. В современном прочтении предметы обстановки могут заимствовать первоначальные черты лишь частично.

Тёмное дерево остаётся в фаворе, но зачастую имеет более облегчённую форму.

Готический интерьер со сводчатым потолко

Большие кресла и столы украшены резьбой, обивка диванов выполнена из благородных тканей (парчи, бархата) глубоких цветов, иногда – с растительным узором в виде листьев винограда, роз или лилий. Сундуки, буфеты и комоды с бронзовой фурнитурой и вставками цветного стекла передают атмосферу роскошного средневекового замка.

Высокие арочные окна в этой гостиной украшены витражами, а стены – деревянными панелями с резьбой

Витражи прежде всего ассоциируются именно с готическим стилем. Круглое витражное окно со стилизованным изображением цветка – так называемая «розетка» или «роза» – является узнаваемым символом готики.

Разноцветные витражи готического храма поражают воображение

В актуальной для наших дней трактовке витражи занимают куда меньшие площади, чем в Средневековье.

Помимо уже упомянутой мебели, ими украшают вставки на дверях, отдельные части окон, зеркала, фигурные перегородки из металла или дерева. Для компактных помещений достаточно одного подобного элемента, чтобы заявить о выбранной стилистике.

Готические розы из цветного стекла в окнах спальни

Текстиль привносит мягкость в готический интерьер, делая его домашним и комфортным. Тяжелые портьеры с объемными складками и подхватами, ковры и дорожки на полу, подушки и покрывала скрадывают твёрдость и строгость готики.

В спальне над кроватью с вычурным изголовьем и колоннами используют балдахин.

Резное высокое изголовье кровати также оформлено тканью, имитируя балдахин

Чаще всего именно декор формирует в пространстве узнаваемый стиль готики, поскольку он вариативен, доступен и сочетается с другими направлениями дизайна.

Причудливые вещи с налётом старины, авторские или антикварные работы и предметы искусства подчеркнут статус и вкус хозяев.

Декор в готическом стиле в гостиной: картина в объёмной раме, люстра и канделябры из металла, геральдика и свечи

Обратите внимание на посуду из бронзы (кубки, вазы, блюда), позолоченные и посеребренные канделябры, подсвечники и светильники. Каминную полку или холл украсит небольшая скульптура.

Декор холла и лестницы в готическом стиле с имитацией камина, арками и колоннами

Картины со средневековыми сюжетами на темы охоты или балов, рыцарская атрибутика, геральдические символы заполнят пространство на стене.

Зеркала арочной формы в широких рамах размещают в коридорах, ванных комнатах и залах.

Современная готика в дизайне столовой

Для многих готическая стилистика неразрывно связана с мистикой, мрачной сказкой и колдовством, тогда в декор включают соответствующую атрибутику. Это могут быть черепа, изображения мифических существ и животных, букеты из тёмных цветов, свечи и прочая символика.

Интерпретация готики с налётом мистицизма в дизайне квартиры

Выбирая для своего интерьера готический стиль, вы делаете ставку на яркий характер и изысканность. Величественные черты готики производят впечатление. Обставляя современный интерьер, важно помнить о гармонии и сдержанности, чтобы не превратить квартиру в театральные декорации.

Чрезмерное увлечение историческими деталями приведёт к перегруженности пространства. А вот локальные элементы или общая цветовая и конструктивная концепция, напротив, сохранят его самобытность и жизнеспособность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: