Девочки и девушки на старинных фотографиях

Как выглядели и как жили крестьянки в дореволюционной России

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Фраза, которая не очень нравится русским женщинам, но все же очень точно характеризует их силу духа: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…» была написана Николаем Некрасовым еще в 1863 году, но в широкий обиход вошла после Великой Отечественной войны. Оно и не удивительно, ведь если раньше женщины жили как и полагается «тенью» супруга своего, но при этом незаметно выполняя львиную долю тяжелой крестьянской работы, то после того как мужчин призвали на фронт, а работа все также продолжала выполняться, стало проясняться каким образом распределяется трудовая нагрузка в российских семьях. У Некрасова там еще есть и продолжение с упоминанием красоты в движениях и взглядов цариц, но насколько это было актуально для женщин царской России и сравним ли их быт с жизнью современниц?

Как выглядели женщины-крестьянки царской России

Это в фильмах, да на картинках девушки-крестьянки тех времен изображены румяными красавицами в кокошниках, сарафанах, пышной грудью и русой косой, толщиной с кулак. Однако если натолкнуться на старинные фотографии, где запечатлены крестьяне, жившие в ту эпоху, становится понятно, что на снимках скорее изможденные и уставшие, а не красивые люди. Уж где тут Некрасов увидел спокойную важность лиц не понятно. Впрочем, Некрасов и при жизни не пользовался уважением среди коллег-писателей, которые за спиной у него шептались о том, что он красиво пишет о крестьянских тяготах и лишениях, а собственные крестьяне изнывают от нищеты и бояться писателя.

Многое еще и зависит от того в каких условиях были сделаны эти фотографии, если речь идет о снимках из фотосалонов, то здесь женщины причесаны, наряжены, тщательно одеты и производят впечатление если и не ухоженных, то весьма нарядных. А вот этнографы и путешественники, чей целью было запечатлеть реалии и весь имевшийся уклад, изображали крестьянский люд как он есть, без прикрас. К тому же даже в ту пору в салонах использовали ретушь, замазывая рубцы и ямы на коже, оставшиеся после оспы. А таких было очень много.

…Вот она еще босая 10-летняя девочка, которая ладно помогает матери по хозяйству, присматривает за младшими братьями и сестрами. Вот ей 15 – она уже на выданье, несмотря на то, что красота ее еще не расцвела, видно, что фигура у нее ладная, а руки крепкие – будет хорошей хозяйкой. Увы, но как только девушка обзаводилась своей семьей, это означало, что ей предстоит много и сложно работать, и вот уже к 30 это изможденная уставшая женщина с потухшим взглядом, которую нельзя назвать даже миловидной.

Красота русских крестьянок была явлением быстро проходящим. Ранее замужество, постоянные роды, тяжелый труд никак не способствовали сохранению природных данных. К тому же у простолюдинок не было никакой возможности заботиться о себе.
Типичная широкая крестьянская спина (от тяжелого труда фигура становилась тяжелой и приземистой), потрескавшиеся, черные от работы ноги, огромные натруженные руки, лицо, не знавшее ухода, покрывшееся сетью морщин уже к 25 годам и выгоревшие на солнце прядки русых волос, наспех убранные под платок – так примерно и выглядели женщины тех лет, с возрастом разве что становясь более грузными и громкими.

Замужество и внутрисемейные отношения в царской России

Дочерей выдавали замуж поочередно, если младшая успела выскочить замуж старшей, то это, как правило, означало, что та так и останется неустроенной. Женщина вне брака считалась второсортной, в отношение к ней использовались различные обзывательства, более того, у них было меньше прав, жили они, постоянно отбиваясь (или не отбиваясь) от домогательств посторонних мужчин.

Читайте также:
Снежная королева – как новогодний образ

Муж был беспрекословным главой семьи, однако русские женщины вовсе не были бесправны. Они могли распоряжаться своим приданым в дальнейшей семейной жизни, если муж уезжал на заработки, то она могла представлять интересы семьи на сходах и других хозяйственных делах, брала на себя руководящую роль. Если муж себя плохо вел, как правило, это касалось пьянства, то она могла пожаловаться общине и семья бралась на поруки, мужчине выписывался штраф или же он получал иное наказание. Женщина по своей воле не могла уйти от мужа, а вот он имел на это право, правда должен был выплачивать пожизненное содержание ей и детям.

Жена не имела права покидать дом без дозволения супруга, вплоть до наложения штрафа. Даже если ее из этого самого дома вынудили бежать побои со стороны супруга. Известны случаи, когда женщину принудительно возвращали «для дальнейшего ведения хозяйства», а мужу рекомендовали вести себя сдержаннее. Судить могли и родителей, которые принимают сбежавшую от супруга дочь в отчем доме.
Побои от супруга считались нормальными и естественными, неким проявлением власти мужа. Потому жалобы в адрес главы семейства поступали только тогда, когда жизнь становилась и вовсе невыносимой. К тому же, наказание для мужа приводилось в исполнение только с разрешения на то жены, даже если это она сама обратилась с жалобой. Стоит ли говорить, что бы происходило за дверями избы после возвращения «наказанного» таким образом мужчины?
Замужняя крестьянка находилась в полном подчинении супруга и воспринималась им и членами его семьи как трудовая единица, которая должна была до самой смерти выполнять определенные функции.

Какую работу ежедневно выполняли женщины-крестьянки

Все, кто мог ходить большую часть времени проводили в работе по хозяйству, весной и летом до жатвы на полях. Вставать приходилось очень рано, чтобы максимально использовать световой день. Раньше всех поднимались женщины (3-4 утра), которым нужно было растопить печь и приготовить еду. Иногда готовить приходилось с расчетом на обед, когда работали целый день, не возвращаясь домой.

Практиковалось строгое разделение труда, если мужчины помимо общих работ занимались стройкой, заготовкой леса и дров, то женщины готовили, убирали, стирали, ухаживали за скотиной, занимались рукоделием и это помимо сезонных работ в поле. Мужчины работали согласно указке старшего, делать «женскую» работу считалось зазорным и недостойным. Поэтому даже если в пору жатвы у жены нагрузка утраивалась или она была на сносях, то и речи не шло о том, чтобы помочь ей поутру истопить печь. Несмотря на то, что женщины брали на себя существенную нагрузку и выполняли самую грязную и неблагодарную работу, их труд мало ценился.

После возвращения с полевых работ женщине предстояло приготовить вечерний прием пищи, покормить скотину, подоить коров, убраться по дому. Хорошо если у матери подрастали помощницы – девочки подростки, которые еще не успели выйти замуж, на них ложилась уборка по дому и присмотр за младшими членами семьи.
По субботам количество работы прибавлялось, традиционно это был банный день, а значит, помимо того что баню нужно истопить, воду натаскать, нужно еще и прибраться в доме, постирать, проследить за тем, что помылись все члены семьи.
Единственным развлечением, да и то с натяжкой, были «попрядухи» – вечера, когда женщины собирались для того чтобы заниматься рукоделием. Однако в те времена это было не для забавы и расслабления, а тяжелой обязанность каждой женщины – одевать членов своей семьи. Нередко на молодую женщину ложилась необходимость обшивать овдовевшего свекра или холостого деверя. На пошив одной рубашки уходило не меньше месяца, это вместе с ткацкими рабатами, которые требовали от крестьянки огромных сил и упорства.

Читайте также:
Эмма Саммертон (Emma Summerton) биография и лучшие фото

Каноны красоты женщин-крестьянок и секреты ее сохранения

Было бы ошибочным думать, что тяжелая жизнь была веским основанием полностью забыть о своей женском происхождении и поводом оставить попытки удержать красоту. Тем более, что главным страхом женщин было «муж разлюбит», а потому некоторые попытки соответствовать представлениям о прекрасном, конечно же, предпринимались.
Молодухи больше всего боялись похудеть, загореть и потерять румянец. Именно эти три фактора и определяли каноны красоты тех лет, ну и коса, конечно же, коса – главный предмет гордости для русской женщины. Российские стандарты красоты были весьма гуманны и пока европейки использовали ртуть и свинец для отбеливания кожи, пытались регулировать размер стопы деревянными колодками, русские девушки протирались огурцом и простоквашей для белизны кожи и по возможности больше ели для приятной полноты.

Незамужние девушки перед вечерними прогулками наводили румянец свеклой, ею же красили губы. Брови подводили кусочком золы, сверху могли зафиксирвоать репейным маслом, а вот цвету ресниц внимания не уделялось, они так и оставались светлыми при темных бровях. Вместо пудры, для того чтобы обелить кожу, использовали муку.
Натуральный румянец считался признаком здоровья, а значит и будущая невеста была хорошим вариантом, немудрено, что девушки всячески старались сохранить этот оттенок своего лица. Например, с утра бегали в поле или к роднику, чтобы умыться росой или холодной водой, это, якобы помогало вернуть румянец. Немудрено, что кожа алела, учитывая, что этот ритуал проводился спозаранок, до начала утренних дел по хозяйству. Отсутствие загара и полнота свидетельствовали о хорошем достатке женщины. Она не загорела от тяжелой работы в поле, значит есть кому работать вместо нее, имеет приятную полноту – значит в семье вдоволь еды.

А вот с полнотой дело обстояло сложнее. Любой крестьянской семье было известно, что секрет барской полнотелости в сладостях и мучной выпечке. Но даже относительно богатые крестьяне не имели возможности кормить своих дочерей сдобой в таких объемах. На помощь приходила сметана, справедливо полагая, что жирный и густой продукт поможет девушкам стать более аппетитными, родители откармливали девочек, чтобы выгоднее выдать замуж. Для этого же давали дрожжи и хмель, считалось, что от них еще и прибавляется рост. Но и эти варианты подходили только для тех, кого относили к «крепко стоящим на ногах».
Если же все эти ухищрения не помогали, то в ход шли обманные пути. Под сарафан надевалось несколько слоев одежды, а там поди разбери какого размера невеста на самом деле. Однако и парни были не промах, руки и шея все равно выдавали истинный размер. Девушки же считали, что коралловые бусы делают шею толще, а кожу светлее. Но и их позволить себе могла редкая невеста.

Женская судьба была незавидной, выйди она замуж или останься без мужа, всюду ее подстерегали опасности и лишения и даже родители не были опорой и защитой. Как правило, замуж крестьянки выходили в 14-15 лет, дети появлялись в среднем каждые 2 года. Немудрено, что к 30-40 годам женщину уже считались старухами. Чем больше детей (читай, работников) она успеет родить к этому времени, тем сильнее и крепче будет ее семья, а ее старость относительно спокойной. Отношение к старикам было гуманным, они спали дольше всех, как правило, проводили время развлекая младенцев, но, не занимаясь тяжелым уходом за ним. Поэтому молодуха всегда грелась мыслью о том, что когда то займет место своей свекрови и будет бойко командовать невестками и даже ставить на место мужа. Относительно благополучной оказывалась судьба тех женщин, кто сумел прийтись к барскому двору, например кормилиц, почет и уважение им были гарантированы до самой старости .

Читайте также:
Фильм Анна и король – костюмы и история

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Старинные фотографии детей с куклами и игрушками.

Давно собиралась это сделать, выкладываю старинные фото детей с куклами в хронологическом порядке. Учитывайте пожалуйста такой фактор, как съемка в Фото-Ателье. Это значит, что в 90% случаев на фото девочка не с ее любимой куклой, а с реквизитом фотографа. Поэтому не следует так сильно ориентироваться на то, во что одета куколка, какого она периода и во что одет ребенок. Однозначно ясно, что на фото кукла в руках девочки не может быть куклой из будущего, а значит она как минимум ее периода реальной жизни или старше. Девочки в большинстве своем из Европы конца XIX века – начала XX-го. Первое же фото именно такой пример, абсолютно одинаковый интерьер, правда куклы и девочки разные.

старинное фото ателье девочки с куклами

семейное старинное фото

нное семейное фото семья ребенок с куклой

семейное старинное фото родители девочка с куклой

старинная фотография девушка с куклой

19 век девочка с куклой в коляске

1900 фото девочка с куклой

1900-е годы фотография девочка кукла

1900-ые годы старинная кукла коляска

1915 год девочка с куклой барселона

1915 год девочка с маленькой куколкой

1917 лысая девочка с куклой

1920-ые годы девочка с пупсом

1922 год девочка в костюме с куклой

1924 год девочка с куклой

1926 сантандер девочка с куклой фото

1927 девочки с куклами

1930-1940 мальчик и девочка с куклой

1930-е годы девочка кукла

1930-ые дама девушка с куклой

1933 год дети кукла

1938 год девочка с куклой

1950-е девочка держит куклу

1951 девочка в нарядном платье с куклой

1952 год девочка кукла

1956 год девочки на уличце играют с куклой

старые фотографии детей с игрушками куклами

А далее к сожалению фотки без точной датировки, но однозначно 19-20 век, рубежные.

20 ретро-фото потрясающих женщин, которыми мы восхищаемся

Публикуем подборку в стиле «ретро-фото». На этих редких фотографиях запечатлены самые красивые, элегантные, восхитительные и популярные женщины, девушки и даже девочки, чьи имена всем знакомы.

Лив Тайлер и ее мать Биби Бьюэлл, начало 90‑х

Нена фон Шлебрюгге (мама Умы Турман), 1958 год

18-летняя Брижит Бардо, фотосессия на крыше, 1952 год

Татьяна Самойлова и Джейн Мэнсфилд, Канны, 1958 год

Анджелина Джоли, 1990 год

Клаудия Шиффер, 1987 год

Софи Лорен, Рим, 1955 год

Наташа Гусева и Марьяна Ионесян во время съемок фильма «Гостья из будущего», Москва, 1984 год

Мэрилин Монро и ее муж драматург Артур Миллер, сентябрь 1957 года

Кейт Мосс, 1994 год

Наталья Варлей, Крым, 1966 год

Британская суфражистка Шарлотта Деспард в 88 лет, Лондон, 1933 год

Сигурни Уивер, США, 1986 год

Актрисы Софи Лорен и Джейн Мэнсфилд, 1957 год

Юрий Гагарин и Майя Плисецкая, 1961 год

Анатолий Собчак с дочерью Ксюшей, Ленинград, СССР, 1989 год

Императрица Александра Фёдоровна Романова, 1876 год, Дармштадт, Германия

Хиллари Родэм (Клинтон), 1969 год, Колледж Уэллсли, Массачусетс

Фрэнсис Фармер, 1936

Первый всесоюзный конкурс красоты Мисс СССР, 1989 год, Москва

Топ-модели, 1990 год, Великобритания

Грейс Келли и новорожденный принц Альбер, 1958 год, Монако

Журнал Vogue, ноябрь 1977 года, США

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Жуткие фотографии Викторианской эпохи

Смотришь порой на викторианские фотографии, и дрожь берёт — какие они странные и нередко чудовищные в прямом смысле этого слова. Снимки мёртвых людей, загримированных и закреплённых так, чтобы казаться живыми; изображения физических недостатков и травм; коллажи с отрезанными головами и «призраки», снятые на длительной выдержке. Кому и зачем нужны были эти фотографии? Давайте полистаем старинный альбом и попытаемся найти объяснение содержимому его страниц.

Читайте также:
Мода и астрология - 12 знаков зодиака

Стоячие мертвецы

Фотографии мёртвых людей — это очень популярная и растиражированная история. В Сети можно найти много подобных подборок: красивые, нарядные мужчины, женщины и — чаще всего — дети с закрытыми глазами полусидят или лежат в окружении живых родственников. Далеко не всегда можно догадаться, что центральный герой композиции уже в лучшем мире. Такие снимки были широко распространены в Европе и Америке второй половины XIX века. Книги мёртвых действительно существовали, были даже фотографы, специализировавшиеся на запечатлении мертвецов — и по отдельности, и в кругу ещё здравствующих членов семьи. Чаще всего снимали детей и стариков, крайне редко фотографировали молодых покойников.

На этом семейном снимке крайняя слева девочка мертва

Объяснение этой традиции, распространённой с 1860-х по начало 1910-х, крайне простое. В те времена собственных фотокамер почти ни у кого не было, дагеротипия, а после коллодионная фотография были сложными технологиями и требовали профессионального подхода. Частных снимков почти не делалось, работа фотографа была престижной и требовала высокой квалификации, поэтому очень неплохо оплачивалась.

Поход в студию для семейного фотоснимка был делом дорогостоящим, а уж приглашение фотографа на дом могли себе позволить только обеспеченные люди. К фотографированию готовились заранее, наводили причёски, надевали лучшие костюмы — именно поэтому люди на снимках XIX века кажутся такими горделивыми и красивыми. Они просто очень старательно позировали. Вспомните, например, знаменитую фотографию «Дикой банды» Бутча Кэссиди: разыскиваемые преступники одеты с иголочки, в новенькие костюмы и котелки, выглядят как настоящие денди и не стесняются сниматься. Почему? Да потому что фотограф получил хороший гонорар, а не лишённый самолюбия Кэссиди хотел иметь красивое фото своей организации. Банки и поезда эти люди грабили в совсем другом виде.

Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Так вот, из-за высоких цен на снимки и сложности процесса многих просто не успевали сфотографировать при жизни. Особенно это касалось детей — детская смертность в XIX веке была чудовищной и при этом совершенно привычной. Семьи были большими, в среднем 2-3 из 10 детей умирали от болезней в отсутствие антибиотиков, вакцин и других современных средств. Старики тоже при жизни снимались редко — во времена их молодости фотографии не было, а в старости им было уже не до того.

В результате люди спохватывались, что у них нет семейных фотографий, только после смерти кого-либо из близких. Тут же спешно нанимали фотографа, тело напомаживали и усаживали в «живую» позу. Нередко такие снимки были вообще единственными, где был запечатлён покойный. Умерших среднего возраста, от 20 до 60, снимали гораздо реже, потому что они обычно успевали сфотографироваться при жизни.

Здесь глаза мёртвой девушки не нарисованы, а зафиксированы в открытом положении

Фотографы хорошо зарабатывали на таком жанре. Существовало множество хитростей и приспособлений, которые позволяли выдать мертвеца за живого человека. Например, специализированные (запатентованные!) подпорки для придания мёртвому естественной позы — хотя чаще делали фотографию, где покойник имитировал спящего. В глаза вставлялись распорки, а зрачки поворачивали, чтобы умерший «смотрел в камеру». Иногда о том, что на снимке мертвец, догадаться было вообще невозможно, разве что по едва заметному штативу у его ног.

Порой фотографии известных покойников распродавались как сувениры: например, в 1882 году, посмотрев на выставленное в назидательных целях тело убитого грабителя Джесси Джеймса, можно было на выходе купить фотографию его трупа.

Жанр пошёл на спад уже в начале XX века, а к 1920-м годам исчез окончательно. Распространились компактные личные камеры, съёмка стала повсеместной и дешёвой, трудно было найти человека, ни разу не попадавшего в объектив. А нам на память осталось множество кошмарных фотографий. Впрочем, многие из них кажутся очень элегантными и интересными, пока ты не догадываешься, что изображённые на них викторианские красавицы мертвы.

Читайте также:
Уличная мода в кризис 1930х – Великая депрессия

Спрятанные матери

У многих детей не было прижизненных снимков потому, что ребёнка трудно ровно усадить и заставить не дёргаться. А выдержки в те времена были очень долгими. Если нужно было сфотографировать ребёнка одного, без матери, фотографы XIX века использовали простой трюк. Мать садилась на стул, и её тщательно драпировали, накрывая руки, лицо, ноги, как будто она предмет мебели. Ребёнка сажали на колени матери, где он мог какое-то время вести себя прилично. При этом со стороны фотографа всё выглядело так, как будто на снимке никого, кроме ребёнка, нет.

Правда, если присмотреться, эти фотографии создают жуткое ощущение. Заметно, что под покрывалом, в темноте неподвижно сидит человек. Кажется, что он вот-вот выпрыгнет и сожрёт ничего не подозревающее невинное дитя.

Викторианский фотошоп



23 мая 1878 года молодой британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни из Брайтона (Суссекс, Великобритания) разместил в газете Brighton Daily News объявление, которое впоследствии стало знаменитым и породило целый жанр фотоманипуляций. Оно гласило: «Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

Фотографов в Брайтоне хватало, а Балбирни, открывший фотостудию, хотел выделиться. И он изобрёл способ фотоманипуляции, основанный на совмещении нескольких негативов. По сути, это стало предтечей современного фотошопа. Как ни странно, идея Балбирни не снискала успеха. Привыкшие к традиционной фотосъёмке жители Брайтона не спешили сниматься в безголовом или летающем виде. Через два года фотограф закрыл студию и ушёл служить армейским врачом.


Но, как ни странно, дело его продолжало жить. Немногие фотографии, сделанные Балбирни, расползлись не только по частным альбомам заказчиков, но и по газетам. В результате простейшую манипуляцию с негативами освоили десятки фотографов в Англии и за её пределами. «Безголовые портреты» стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х.

К слову, скорее всего, не Балбирни был изобретателем технологии. Известна как минимум одна «безголовая фотография», сделанная в 1875 году, до открытия студии, другим мастером из Брайтона, Уильямом Генри Уилером, — он держал фотосалон на Хайстрит. Но Уилер не рекламировал свой «фотошоп» так открыто, как Балбирни, и не стал родоначальником нового направления.

Взрывающийся мул

Самая известная безголовая фотография принадлежит не человеку, а мулу. Причём у мула на ней действительно нет головы! Сделал её британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт 6 июня 1881 года исключительно в научных целях.

Беннетт был сыном суррейского шляпника, но в 1870-х решил открыть бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач Ричард Меддокс, уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином. Но и он не смог добиться достаточной скорости закрепления из-за того, что в желатине было слишком много жидкости. Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса и быстро добился успехов. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды.

Первым делом Беннетт решил показать технологию военным, причём американским, а не британским, и ему требовался эффектный и одновременно эффективный эксперимент. Способ демонстрации он выбрал своеобразный: привязал к шее мула динамит, установил фотоаппарат на штатив, а затем взорвал голову животного в присутствии подполковника армии США Генри Эбботта и ещё нескольких военных с базы Уиллетс-Пойнт (Нью-Йорк). Снимок он успел сделать в тот момент, когда ошмётки головы уже разлетались, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это демонстрировало скорость фотосъёмки.

Читайте также:
Образы зомби и мертвой красавицы невесты для фотосессии

Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в Scientific American. Технология была успешно внедрена, Беннетт получил патент и заработал на своём изобретении. Но пресса обрушила на него гору критики за жестокое обращение с животным. Поскольку отец Беннета был шляпником, некоторые газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из «Алисы в Стране чудес».

Лечение или пытка?

В Интернете широко растиражирована вторая фотография. На первой девушка с искривлённым позвоночником, на второй — процесс выпрямления, на третьей — тугая перебинтовка, удерживающая позвоночник в выровненном состоянии.

Другое популярное направление фотоснимков XIX века — люди, которых явно кто-то пытает. Хлещет по спине, бьёт током, сжимает голову тисками. На деле в большинстве этих снимков нет ровным счётом ничего страшного. Представьте, что человек, никогда не видевший стоматолога, увидит снимок, на котором вы сидите с широко открытым ртом, а туда лезет какой-то мужик со страшными инструментами. Он ужаснётся, не так ли? Вот и мы, впервые сталкиваясь с давно забытыми и порой ошибочными врачебными методиками XIX века, ужасаемся, хотя в те времена они казались совершенно нормальными.

Например, в Сети широко распространена фотография, на которой стройная полуобнажённая женщина привязана за руки к странной конусообразной раме. Рядом стоит полностью одетый мужчина средних лет и, похоже, смотрит на женскую грудь. Что это — викторианский БДСМ-клуб? Нет, конечно. Эта фотография всего-навсего иллюстрирует методику исправления сколиоза, разработанную знаменитым американским хирургом-ортопедом Льюисом Сэйрой.

Он был настоящим революционером своего дела. С помощью конусообразной рамы Сэйра временно выпрямлял изувеченный сколиозом позвоночник, а затем туго бинтовал пациента, не позволяя снова изогнуться. После нескольких недель таких процедур позвоночник заметно выпрямлялся. Фотография с девушкой наиболее известна из-за того, что её героиня молода, стройна и выглядит всё это загадочно и эротично. На самом деле снимков Сэйры за работой пруд пруди. На большинстве запечатлены мужчины с кругленькими пузиками или, наоборот, костлявые, с торчащими из сползших штанов волосатыми, простите, задами. Конечно, популярной стала по-настоящему красивая фотография.

И, кстати, это вы ещё не видели другие приспособления для исправления сколиоза, распространённые в XIX столетии.

Сапожник Дюшена

Дюшен демонстрирует улыбку. На самом деле из-за паралича лица пациент физически не мог улыбаться. Дюшен просто «включил» нужные мышцы с помощью электроимпульсов.

Живший в XIX веке французский невролог Гийом Дюшен исследовал реакцию мышц и нервов на электрические импульсы. Впоследствии его работы легли в основу электронейромиографии, диагностического теста, позволяющего выявить повреждения нерва.

В числе прочего Дюшен запечатлевал выражения лиц пациентов при подаче импульсов на тот или иной лицевой нерв. Проблемой была фотосъёмка того времени — длительная выдержка не позволяла осуществить подобную процедуру. Но Дюшену повезло — в его распоряжении оказался сапожник средних лет, страдавший от паралича лицевого нерва (паралича Белла). Иначе говоря, если Дюшен с помощью тока получал на лице пациента какое-то выражение, оно держалось там без изменений несколько минут, пока мышцу не «отпускало». Это позволяло сделать качественный снимок на длительной выдержке.

Врач сделал с сапожником более 100 опытов, подключая электроды к различным мышцам и получая самые разные выражения лица. Исследование, снабжённое снимками, было опубликовано под названием «Механизм человеческой физиогномики». Благодаря этой работе Дюшен определил назначение ряда лицевых мышц и, в частности, выявил механизм возникновения улыбки.

А на снимках — тот самый сапожник во время одного из опытов.

Читайте также:
Как одеваться на мероприятие, где будут фотографировать

Портрет Финеаса Гейджа

Финеас Гейдж был американским железнодорожным рабочим, специалистом-взрывником. 13 сентября 1848 года 25-летний Гейдж готовил подрыв скалы близ Кавендиша при прокладке участка железной дороги между городами Ратмонд и Берлингтон в штате Вермонт. Ему нужно было просверлить в нужной точке скалы отверстие, заложить туда взрывчатое вещество и фитиль, утрамбовать всё это трамбовочным штырём и законопатить отверстие песком, выпустив наружу участок фитиля.

В момент, когда Гейдж занёс штырь над отверстием, куда уже была заложена взрывчатка, его отвлёк кто-то из рабочих. Гейдж обернулся и машинально опустил штырь. От соударения порох загорелся и взорвался. Штырь вошёл в скулу Гейджа под левым глазом, пробил череп и вышел из верхней части головы. Чтобы вы понимали: это штука была 3,2 см в диаметре, больше метра длиной и весила 6 кг. Пройдя сквозь череп, штырь улетел, разбрызгивая кровь и мозги, на 25 метров вверх и упал неподалёку.

Но Гейдж почему-то выжил. Сперва он упал и задёргался в конвульсиях, затем успокоился, пришёл в себя и с помощью коллег дошёл до гостиницы, где жили рабочие, — в 1,2 км от места происшествия. Когда туда через полчаса приехал хирург Эдвард Уильямс, перебинтованный на скорую руку Гейдж сидел на крыльце в кресле-качалке.

Уже через 2 месяца Гейдж вернулся к активной жизни, внешне потеряв лишь левый глаз. Но его личность изменилась кардинальным образом — друзья и родственники утверждали, что «это больше не наш Финеас». В результате травмы он потерял 4% коры и 11% белого вещества, а также связи между различными участками головного мозга. В течение 12 лет Финеаса Гейджа исследовали лучшие специалисты. На основе этого случая был выявлен ряд закономерностей, за что отвечает тот или иной участок мозга. Было сделано два снимка Гейджа. На обоих он сидит, элегантно одетый, и держит в руках тот самый трамбовочный штырь, который прошил его голову.

Финеас Гейдж умер в 1860 году от эпилептического припадка, спровоцированного старой травмой. Его череп хранится в Анатомическом музее Уоррена в Гарварде.

Всё нормально, просто листайте дальше

Это выражение как нельзя более подходит к большинству старинных фотоснимков, на которых происходит что-то странное. На самом деле там нет ничего необычного — мы просто не привыкли к той реальности, потому что живём в другой. Столь же странными и чудовищными нам порой кажутся снимки, скажем, животного мира, когда самка богомола поедает самца после спаривания или происходит ещё какая-нибудь мерзость. Каждая викторианская фотография, как и любая современная, имеет подтекст, историю, объяснение, без которых непонятно, что на ней происходит. И, когда их узнаёшь, внезапно становится совсем не страшно. Или, наоборот, ещё более не по себе. Это уж решать вам.

6 самых необычных картин-иллюзий. А что видите вы?

Магия изображений или искусство невозможного?

Двойственные или многозначные изображения, как говорит нам Большой психологический словарь, объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображённому.

Сколько женщин вы видите?

При первом рассмотрении 90 % людей видят привлекательную девушку лет 20–25, остальные 10 % видят старуху за 70 с огромным носом. Тем, кто видит картинку впервые, трудно разглядеть второе изображение.

Подсказка: Ушко девушки — это глаз пожилой женщины, а овал молодого лица — это нос старухи.

Первое впечатление, как утверждают психологи, обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение.

После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.
Психиатр Е. Борингу использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. Автором подобного изображения иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, который опубликовал работу в 1915 году в журнале «Пак» (в переводе на русский — «эльф», «сказочный дух»).

Читайте также:
Образ Снегурочки в картинках и открытках

Но ещё в первые годы XX века в России выпустили открытку с такой же картинкой и надписью: «Моя жена и моя тёща».

Картинку с двумя дамами можно встретить во многих пособиях по психологии.

Заяц или утка?

Какого персонажа вы увидели первым на современной версии «Иллюзии Эренштейна»? Самый первый рисунок «утка-заяц» был опубликован в книге Джастроу в 1899. Существует мнение, что если детям показать картинку в первый день пасхи, то они более вероятно рассмотрят в ней кролика, но, а если показать им в октябре, то они будут склоны видеть утку или подобную птицу

Подсказка: На рисунке можно увидеть утку, которая направлена влево, или зайца, который направлен вправо.

Поющие мексиканцы или старики?

Мексиканский художник Октавио Окампо — автор довольно необычных картин со скрытым смыслом. Если приглядеться повнимательнее, то в каждом из его рисунков увидите ещё одно, спрятанное изображение. Он сделал декорации более чем 120 мексиканских и американских фильмов. Создал несколько портретов известных лиц западного мира в сюрреалистическом стиле («Портрет певицы Шер», «Портрет актрисы Джейн Фонда», «Портрет Джимми Картера» и др.).

Подсказка: Старик и старуха-блондинка смотрят друг на друга. Их брови — это шляпы мексиканских музыкантов, а их глаза — лица музыкантов.

Просто Роза?

На первый взгляд, да. Обычный цветок и ничего больше. Но не тут-то было. Автор данного изображения — Сандро дель Пре — сформировал новое направление в искусстве, которое он назвал «иллюзоризм», делая акцент на создании оптических иллюзий при написании картин.

Подсказка: В центре розы можно рассмотреть целующеюся пару.

Старик или ковбой?

Эта картина Я. Ботвинника, первой половины ХХ века, США, называется «Мой муж и мой тесть».
Кого вы увидели первым? Молодого мужчину в ковбойской шляпе или старика с большим носом?
Психологи утверждают, что отношение человека к самому себе влияет на выбор образа: при позитивном настрое люди чаще воспринимают в первые секунды молодой образ.

Подсказка: Шея ковбоя — рот старика, ухо — глаз, подбородок — нос.

А что вы видите на шестой картине?

Свои варианты оставляйте в комментариях к этой статье. Ответ появится в 13:00 8 октября 2013 года.

Ответ: Череп или молодая пара

Школьная форма для девочек в СССР – униформа горничных?

В Советском Союзе со школьной формой было строго. Костюмы мальчиков напоминали солдатские гимнастерки как покроем, так и сугубой утилитарностью. Платья девочек тоже особой красотой не блистали. Школьницы ходили на уроки в скромной форме коричневого цвета с белым фартучком, манжетами и воротничком.

Фартук в свое время предназначался для защиты платья от чернил. Если школьница случайно опрокидывала банку с чернилами на себя, страдал только передник, но не всё платье. А воротнички с манжетами советские девочки сильно недолюбливали. Попробуй-ка раз в неделю отпарывать посеревшие детали одежды, стирать отдельно от платья, а потом нашивать обратно!

Впервые школьная форма появилась еще в царской России в середине XIX века. Ее дизайн позаимствовали у британских школяров. Женских учебных заведений в те годы еще не существовало, так что в мундирчиках щеголяли лишь гимназисты и кадеты.

Женская школьная форма появилась лишь под конец позапрошлого века и просуществовала совсем недолго. В постреволюционном Союзе ее окрестили пережитком буржуазного прошлого. По факту от особой одежды для школьников отказались из-за повальной бедности родителей раннего СССР.

Лишь позже, после Второй мировой войны, форму вернули снова. Теперь массами владела идея унификации. Одинаковые мундирчики у мальчиков и платья у девочек рассматривались не как подражание Западу, но как доказательство всеобщего равенства советских детей.

Читайте также:
Джиневра Ван Синус в осенней фотосессии

Как уже упоминалось выше, образцом мужского школьного костюма служил солдатский мундир. Так мальчикам словно бы напоминали об их долге в плане защиты родины и намекали, куда большинство из них отправится после окончания школы. А вот с девочками всё было немного сложнее…

Сегодня многие исследователи сходятся на том, что костюм школьницы эволюционировал из платья горничной. Это сегодня образ горничной приобрел весьма фривольные ассоциации. А раньше, во времена, когда создавалось платье советской школьницы, жизнь горничной в первую голову ассоциировалась с постоянным, бесконечным трудом.

Скромные и деловитые служанки хлопотали по дому круглый день. Хорошая горничная должна была быть тихой и незаметной, но при этом достойно выглядеть, чтобы не навредить репутации людей, у которых служит, столуется и обитает.

Скромность, целомудрие, трудолюбие — держу пари, именно этим набором ассоциаций руководствовались советские специалисты, создавая школьную форму для девочек. Если из мальчиков воспитывали будущих солдат, то девочек готовили к роли матери и хозяйки дома.

Понятное дело, долго эта символическая унификация не продлилась. Вскоре каждая советская республика ввела у себя свою форму. Что характерно, носить форму другого края не запрещалось, а в среде школьниц и вовсе почиталось за особый шик. К восьмидесятым классическая форма постепенно начала уходить в прошлое.

  • 7089 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:

Кого на Руси называли “Столбовые дворяне”?

Помните, как в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина антагонист произведения – жадная старуха не хотела больше быть «черной крестьянкой», а желала стать «столбовою дворянкой»? Совершенно очевидно, что слово «столбовой» добавлено не просто так.

Образуемое с ним словосочетание означает совершенно конкретную категорию людей. А значит, стоит разобраться в том, кто же такие были эти «столбовые дворяне».

Между знатью постоянно были конфликты. |Фото: fox-calculator.ru.

К XV веку в России окончательно оформилась так называемая система местничества. Местничество – это способ распределения государственных должностей между представителями аристократии исходя из принципа древности и знатности той или иной дворянской семьи.

Система была нужна для того, чтобы сократить количество споров и разногласий между представителями знатных родов. Проблема местничества была в том, что очень часто важные должности доставались не тем, кто действительно этого достоин по своим способностям, а тем, кто обладал большей «знатностью». Знатность семейства определялась его родовой репутацией и древностью.

Сначала углы сглаживала система местничества. |Фото: alternathistory.com.

К XVI веку данная система изжила себя окончательно, превратившись в откровенную обузу для государства. Однако, просто избавиться от нее было нельзя, так как любые попытки победить местничество приводили к жесткой реакции со стороны богатейших и знатнейших семей, опасавшихся потери своей власти и богатства.

В это же время русское государство начинает в очередной раз централизоваться. Москва постепенно собирает вокруг себя земли. Знати становится все больше. Для ее учета начинают применять так называемые «столбцы» – специальные регистрационные списки фамилий и их земельных наделов.

Со временам дворянство стали раздавать за службу. |Фото: dompredkov.ru.

В 1687 году систему местничества отменяют на государственном уровне. От используемых ранее столбцов также отказываются. Им на смену приходит новая система регистрации и учета знатных семей и их земельных наделов – «Бархатная книга». В итоге русское дворянство, начиная еще с XVI века, продолжает активный процесс дробления на две категории: старые родовые дворяне и пожалованные дворяне.

Старые родовые дворяне – это наиболее древние семейства, многие из которых вели свою историю еще от времен, предшествовавших Киевской Руси. Пожалованные дворяне – это молодые семьи, получившие звание и землю за службу. Впервые «пожалованные» начинают активно появляться во времена Ивана Грозного. Но больше всего таких аристократов в России стало во времена Петра I.

Читайте также:
Темные Принцессы и сказочные миры в фотографиях Viona

Активнее всего процесс выдвижения пошел при Петре Великом. ¦Фото: wikimedia.org.

Хотя к XVIII веку для государства и царя (императора) уже не было никакой разницы между родовыми и пожалованными, древние и молодые аристократические семьи сохраняли между собой определенный антагонизм. Принадлежность к древней семье позволяло считать себя выше других несмотря на то, что реальных бонусов такая «принадлежность» чаще всего уже не давала. Особенно, если древний род в какой-то момент обеднел.

Тем не менее, авторитет таких семей сохранялся. Из-за чего в их отношении стали применять термин «столбовое дворянство» в честь тех самых «столбцов» во времена местничества. Иными словами, столбовой дворянин – это представителей аристократического семейства, которое владело титулом и знатностью еще в допетровские времена и могло это подтвердить по государственным документам.

Почему в СССР школьная форма была похожа на униформу горничных

В Советском Союзе со школьной формой было строго. Костюмы мальчиков напоминали солдатские гимнастерки как покроем, так и сугубой утилитарностью. Платья девочек тоже особой красотой не блистали. Школьницы ходили на уроки в скромной форме коричневого цвета с белым фартучком, манжетами и воротничком.

Фартук в свое время предназначался для защиты платья от чернил. Если школьница случайно опрокидывала банку с чернилами на себя, страдал только передник, но не всё платье. А воротнички с манжетами советские девочки сильно недолюбливали. Попробуй-ка раз в неделю отпарывать посеревшие детали одежды, стирать отдельно от платья, а потом нашивать обратно!

Впервые школьная форма появилась еще в царской России в середине XIX века. Ее дизайн позаимствовали у британских школяров. Женских учебных заведений в те годы еще не существовало, так что в мундирчиках щеголяли лишь гимназисты и кадеты.

Женская школьная форма появилась лишь под конец позапрошлого века и просуществовала совсем недолго. В постреволюционном Союзе ее окрестили пережитком буржуазного прошлого. По факту от особой одежды для школьников отказались из-за повальной бедности родителей раннего СССР.

Лишь позже, после Второй мировой войны, форму вернули снова. Теперь массами владела идея унификации. Одинаковые мундирчики у мальчиков и платья у девочек рассматривались не как подражание Западу, но как доказательство всеобщего равенства советских детей.

Как уже упоминалось выше, образцом мужского школьного костюма служил солдатский мундир. Так мальчикам словно бы напоминали об их долге в плане защиты родины и намекали, куда большинство из них отправится после окончания школы. А вот с девочками всё было немного сложнее…

Сегодня многие исследователи сходятся на том, что костюм школьницы эволюционировал из платья горничной. Это сегодня образ горничной приобрел весьма фривольные ассоциации. А раньше, во времена, когда создавалось платье советской школьницы, жизнь горничной в первую голову ассоциировалась с постоянным, бесконечным трудом.

Скромные и деловитые служанки хлопотали по дому круглый день. Хорошая горничная должна была быть тихой и незаметной, но при этом достойно выглядеть, чтобы не навредить репутации людей, у которых служит, столуется и обитает.

Скромность, целомудрие, трудолюбие — держу пари, именно этим набором ассоциаций руководствовались советские специалисты, создавая школьную форму для девочек. Если из мальчиков воспитывали будущих солдат, то девочек готовили к роли матери и хозяйки дома.

Понятное дело, долго эта символическая унификация не продлилась. Вскоре каждая советская республика ввела у себя свою форму. Что характерно, носить форму другого края не запрещалось, а в среде школьниц и вовсе почиталось за особый шик. К восьмидесятым классическая форма постепенно начала уходить в прошлое.

Да уж, нелегко приходилось школьникам в советские времена…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: