Феи и эльфы в красивых открытках Сесиль Баркер

Иллюстрации

Сесиль Мэри Баркер и ее Феи цветов

Когда мне впервые попались иллюстрации Сесиль Мэри Баркер я вообще ничего не знала об этой художнице. Мне просто понравились картинки. Потом я прочитала о ней в Wikipedia.

Сесиль Мэри Баркер (Cicely Mary Barker; 1895-1973) — английская художница-иллюстратор, рисовавшая детей среди цветов, преимущественно в виде сказочных фей и эльфов.

Сесиль Мэри Баркер родилась в Англии, город Кройдоне, в семье резчика по дереву Уолтера Баркера и Мэри Элеонор Освальд. Ребёнком Сесиль страдала от эпилепсии, от которой позже полностью излечилась. Девочка стала рано проявлять творческие наклонности. В связи с болезненностью дочери родители решили, что девочке лучше получить образование на дому. Отец Сесиль оплачивал заочные курсы по обучению искусству, также определил дочь в вечерний класс в Кройденской школе искусств, в которой Сесиль в 1940-х годах сама начала преподавать.

Когда девочке исполнилось 15 лет, отец показал несколько работ дочери издателю Рафаэлю Таку. Работы были куплены и напечатаны в серии открыток. Мистер Баркер очень гордился своей дочерью и вплоть до своей смерти в 1912 году всячески помогал юной художнице продавать иллюстрации и стихотворения (написанные ею) в различные издательства.

Сесиль Мэри Баркер знаменита своими книгами «Феи цветов» (Flower Fairy). Первая книга Баркер («Цветочные феи весны» была опубликована только в 1923 году, на волне буйно расцветшей моды на фей. С легкой руки королевы Марии (любительницы кукольных домиков), которая рассылала измученным Первой мировой друзьям открытки с жизнерадостными и невинными феечками, книги Баркер (целых 8 штук) и открытки с её рисунками стали невероятно популярны. Надо сказать, что все феи рисовались Баркер с натуры, с воспитанников детского сада, которым заведовала её сестра. Да и цветы и деревья воспроизведены с поистине ботанической точностью.

Начиная с 1920 года, Сесиль Мария Баркер написала много религиозных работ, в том числе иллюстрированные библейские истории, совместно с сестрой Дороти.

Художница скончалась в возрасте 77 лет.

В поиске одна из ссылок, привела меня на страницу Елены Фельдман на сайте stihi ру с публикацией стихов Сесиль Мэри Баркер в переводе самой Елены. Прекрасные стихи, прекрасный перевод, прекрасные иллюстрации.

Песня феи белой брионии

Кто, мелькая поутру
Прядью светло-русой,
На окошко положил
Ягодные бусы?
Шарики весёлые
На лозе играют.
Лучшей рукодельницей
Все меня считают!

(У белой брионии много названий – переступень белый, белое вино, виноград лабруска. В отличие от адамова корня, «чёрной брионии», у этого растения есть усики, которые помогают ему карабкаться к солнцу; цветы и листья тоже отличаются по виду. Говорят, что у этой брионии белые корни).
***
The Song of the White Bryony Fairy
Have you seen at Autumn-time
Fairy-folk adorning
All the hedge with necklaces,
Early in the morning?
Green beads and red beads
Threaded on a vine:
Is there any handiwork
Prettier than mine?

Песня эльфа бирючины

Я – принц, эльф дикой бирючины,
Хозяин ветреной равнины.
Моя судьба – родиться в поле,
Расти, свободному, на воле.
Завидуй, чопорный собрат,
Сменявший целый мир на сад!
(В начале лета на бирючине появляются острые кисти сильно пахнущих белых цветов).
***

The Song of the Privet Fairy
Here in the wayside hedge I stand,
And look across the open land;
Rejoicing thus, unclipped and free,
I think how you must envy me,
O garden Privet, prim and neat,
With tidy gravel at your feet!

Песня феи терновника
п ер.Елены Фельдман

Когда весной свирели пели,
На тёрне звёздочки горели.
Потом всё лето
Терпеливо
Мы ждали плод
Лиловой сливы.

Как в ноябре мы веселились –
На тёрне сливы появились!
Жаль, их собрать
Нельзя в корзину.
Придётся звать
На помощь Зиму.
(Терновник – это дикая слива. Осенью его плоды такие твёрдые, что о них можно сломать зубы. Поэтому нужно дождаться зимы, чтобы мороз смягчил их и сделал сладкими. Дикие сливы не ядовиты).

***
The Song of the Sloe Fairy

When Blackthorn blossoms leap to sight;
They deck the hedge with starry light,
In early Spring
When rough winds blow,
Each promising
A purple sloe!

And now is Autumn here, and lo,
The Blackthorn bears the purple sloe!
But ah, how much
Too sharp these plums,
Until the touch
Of Winter comes!

Всего «песен цветочных фей» больше 180. Вместе они представляют уникальное явление в детской литературе – волшебную стихотворную энциклопедию по ботанике. Многие песни снабжены примечаниями, которые дают дополнительную информацию о разных названиях данного растения или о том, что его ягоды несъедобны.

Садовое волшебство: как Сесиль Мэри Баркер и цветочные феи изменили книжную иллюстрацию

Вы когда-нибудь обращали внимание, как хороши иллюстрации в детских книгах? Какие они лёгкие, нежные, приятные глазу и сердцу –сплошное удовольствие… Правда, мы совсем их не воспринимаем всерьёз. В конце концов, это ведь для детей, а значит, там полно упрощений, условностей и совсем никакой серьёзности, да? А вот и нет. Книжная иллюстрация может быть серьёзной, точной и даже весьма научной – не теряя при этом своего волшебства. Сегодня мы поговорим о Сесиль Мэри Баркер , настоящей королеве цветочных фей.

Нагулялись по литературным садам? Продолжим погружаться в лето с ботаническими нотками. Эта волшебная история началась 28 июня 1895 года в пригороде британского Кройдона, где и родилась Сесиль Мэри Баркер . Её отец был весьма успешным торговцем семенами (запомните это на будущее). В детстве девочка подолгу болела, из-за чего куда чаще оставалась в постели, а в школу не ходила и вовсе. Домашнее обучение, гувернантка и нянечка скрашивали её грустноватые будни. А ещё – искусство. Сесиль обожала книжки с картинками, а как к ним приобщиться, если не рисовать самой?

В общем, девочка оказалась талантливой. В отличие от истории Беатрис Поттер , у Сесиль не было такого количества обворожительных домашних питомцев, зато был большой сад и частые поездки на природу. Она рисовала полевые цветы – получалось славно. Отец даже организовал ей занятия по рисованию: чувствовал, что такой талант непременно надо развивать. Очень любил свою дочку.

Однако в 1912 году случился трагический поворот в жизни семейства Баркер : отец Сесиль внезапно скончался. Вместе с потерей кормильца дом Баркеров стал понемногу увядать, и тогда спасение взяла в свои руки старшая сестра Сесиль , Дороти. И открыла в старой усадьбе детсад. Множество обворожительных детей разной степени взбалмошности оказалось в поле зрения Сесиль , и она, разумеется, начала их частенько рисовать.

Детский сад, конечно, неплохой источник дохода, но Сесиль хотелось продвигать свои иллюстрации в массы, и в 1918 году она отправила в издательство несколько зарисовок, в которых сплела воедино то, что отлично знает со всех сторон – цветы и детей. Получились волшебные феи в очаровательных цветочных шапочках, листочках-жилетах и туфельках из буковой шелухи. Прелестно.

Здесь сделаем лирическое отступление и вспомним любопытный момент касательно начала ХХ века – повальную моду на волшебство. Феи и эльфы, призраки и ведьмы, спиритические сеансы, столоверчение и истории о том, как у кого-то ребёнка в очередной раз подменили поленом коварные жители волшебных холмов, – чем больше колдовства, тем интереснее. Тогда наука развивалась семимильными шагами, но в ней оставалось достаточно места для тайны, и людям хотелось верить во всё подряд. К тому же некоторые фотографии подогревали этот интерес: тогда по миру ходили удивительные снимки, где запечатлены, абсолютно точно, настоящие феи, играющие в листве!

Конечно, снимки были подделкой, но очень убедительной для тех времён. Даже сэр Артур Конан Дойль, создатель самого рационального детектива в истории, искренне поверил в неё – а ещё в духов, призраков и собственно маленьких феечек, живущих в его саду. А если даже он поддался жажде верить в мистическое, то как уж другим устоять? Пиком моды на фей и эльфов стало появление истории о Питере Пэне. Да, в день, когда Джеймс Мэтью Барри оставил попытки заниматься «серьёзной литературой» и выпустил книгу «Питер Пэн», любовь к фейской тематике вспыхнула неудержимым пламенем.

Мир уже в восторге от маленьких крылатых созданий, которые умываются росой и ради шутки связывают между собой шнурки ваших ботинок. И тут появляется Сесиль Мэри Баркер с её восхитительными иллюстрациями. Успех был обеспечен, и в тот же 1918 год выходит в свет набор её открыток – «Эльфы и феи». А потом ещё один набор, и ещё… Феи появлялись на очаровательных карточках, а Сесиль терпеливо придумывала им истории: в конце концов, не просто ж так эта фея носит на голове шляпку из паслёна, а вон та одевается в фуксию? У них есть характер, есть история, есть будни и заботы – и Сесиль начала писать об этом книгу.

Её первая настоящая книга «Цветочные феи весны» вышла уже в 1923 году и вся состояла из очаровательных стихов и песенок о маленьких волшебных созданиях и мире вокруг них. Они сражаются с птицами за последнюю вишенку, прогоняют зиму охапкой первых цветов и едят печёные каштаны. В общем, отличный способ сделать мир дошколят чуть волшебнее.

Но есть кое-что очень особенное в работах Сесиль Баркер , что-то большее, чем просто красивые картинки и весёлые стишки. И это – невероятное внимание к деталям.

Напомним, отец Сесиль был торговцем семенами и с раннего детства девочка весьма близко столкнулась со всей этой растительной тематикой. Её окружали буковые деревья, конские каштаны, одуванчики, бархатцы, клубника и всё, что только возможно вырастить в условиях Туманного Альбиона. Сесиль знала о растениях куда больше, чем рядовой посетитель Королевских ботанических садов. Она не просто видела цветы, она следила за тем, как они растут, какие у них повадки, пристрастия, особенности. И, конечно, воплотила это всё в своих цветочных феях.

Герои иллюстраций Сесиль всегда тесно взаимодействуют со всевозможными растениями, соответствующими их истории. И эти самые цветы и листья, деревья и кустарники нарисованы так детально, что могут дать фору любому научному сборнику ботанической иллюстрации. Никаких обобщений, только внимание к деталям. Только взгляните на её «Фею сирени» – прорисованные мягко-лиловые соцветия и безупречно точная форма листьев. Маленькая фея вдыхает аромат цветов, тянется к ним, и на её голове – маленькая шляпка по форме листка сирени. В общем, готовая иллюстрация к учебнику по ботанике, разве что феечку убрать, а то как-то ненаучно совсем.

«Я так тщательно прорисовывала все эти растения и цветы с натуры, и всё, что я высказала о них в рисунке, настолько правдиво, насколько это возможно сказать», – так отзывалась сама Сесиль Мэри Баркер о своих работах, скрупулёзных и искренних одновременно.

С натуры она рисовала не только растения, но и своих сказочных героев. Вы же помните, да, про детсад в её доме? Столько маленьких натурщиков! Сесиль так стремилась к достоверности, что порой шила детям сказочные костюмы с тонкими крылышками. И, конечно, все костюмы сочетались с соответствующими цветами и атмосферой рисунка. Крылышки фей Баркер напоминали о насекомых – стрекозах, бабочках, пчёлах и мотыльках, в зависимости от изображённого на картинке растения. К примеру, ивовые феи – непременно с крыльями стрекоз, ведь ивы любят влажность, реки и пруды, а в таких местах вечно полно стрекоз.

Воспитанники детского сада с теплотой вспоминали Сесиль : она превращала их жизнь в настоящую сказку. Никогда не заставляла слишком долго позировать, подыгрывала, когда они воображали себя феями и эльфами, и каждому назначала свою особенную роль. К примеру, дочь их уборщицы, маленькая Глэдис Тиди, стала феей примулы и всегда позировала для картинок с этой героиней. Ещё одна девочка, Бетти Эйрис , стала феей ландыша. В особняке Баркеров мир был совершенно особенным – там творилась настоящая магия.

Иллюстрации из серии книг о феях цветов использовались в музее Королевского ботанического сада Лондона , их ценили дети за эту сказочность и взрослые – за достоверность. Сесиль Мэри Баркер открыла миру книжную иллюстрацию с новой стороны. Её феи не просто развлекали детишек, но и знакомили их с царством растений в игровой форме, ненавязчиво и вместе с тем очень правильно.

Книги Сесиль Мэри Баркер – прекрасный образчик баланса между реализмом и романтизмом, волшебством и реальностью, не менее удивительной, чем любая детская сказка.

К слову, в фей она совсем не верила.

Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Сесиль Мэри Баркер. Цветочные феи осени, зимы, весны и лета

Еще года 2 назад я не имела понятия кто такая Сесиль Мэри Баркер. Но так как мы большие любители фей, гномов, троллей, вампиров, ведьмочек и прочих существ, разминуться с рисункам сказочных эльфов и фей Сесиль Баркер не получилось. “Тайна фей. Дневник наблюдений” и “Феи. Возвращение старых друзей” нашлись довольно быстро, а вот с остальными книгами не складывалось. Я даже заказала на Якабу книги из этой серии,

но когда пришли блокнотики формата 115×150 мм, пришлось их вернуть (благо у Якабу есть возврат)

Поэтому, когда наткнулась на Амазоне на полный комплект Цветочных фей, нормального формата, “счастью не було меж”. Сегодня покажу Цветочных фей осени, зимы, весны и лета, очень много фотографий и хочется показать побольше и подетальней (фото вблизи, чтоб рассмотреть лица)

Цветочные феи осени

Считалось раньше в деревнях,

Что ведьма, злая гостья,

Сбежит, увидев на дверяхРябиновые гроздья.

И пусть на пенсии давно

Поют колдуньи внукам,

Я человеку всё равно

Останусь лучшим другом.

А вы, любезный мистер Дрозд,

Ко мне ведите сына:

Вам припасла большую гроздь

Сильней, чем флорин золотой,

Заполучить блестящий мой

Часами может он стоять,

Задравши кверху нос.

Сокровище – рукой подать!

Немножко не дорос…

Взобравшись на садовый стол,

По веткам палкой бьёт –

Штурмует мой несчастный ствол

Он днями напролёт.

Поставил мне синяк.

Ну всё, теперь получишь ты

Каштаном в лоб, смельчак!

Цветочные феи зимы

Хандра не сломит старый тис

В минуту зимних тягот.

Пригоршню алых ягод.

В снегу остался лёгкий след

Гулявшего здесь лиса.

Пройдут хоть сто, хоть двести лет –

Они лишь миг для тиса.

Я сплю на ложе из ветвей,

Но сон мой неспокоен:

В нём лук из тиса всё сильней

Сгибает старый воин.

Все знают: этот эльф – большой затейник.

Из-за него в крючках стоит репейник.

В чулки и юбку вцепится в два счёта!

Его счищать – напрасная работа.-

Тяни меня, тряси меня, ругай!

Я больше не отстану, так и знай!

Я свеж и зелен круглый год,

А дуб черней вороны.

«Лишь падуб, – песенка поёт, –

Не снял своей короны».

Зима оденет ветви в лёд,

Но пламенеют кроны:

«Лишь падуб (знаю наперёд!)

Не снял своей короны».

На Рождество зажги лампаду

И отыщи пурпурный падуб.

Как долго просыпается природа!

Лес мёрзнет без листвы.

Обманщик-март нас солнечной погодой

Но грач принёс сегодня новость в чащу:

На тёрне распускается всё чаще

Цветочные феи весны

Всю весну я на посту

Под забором и на грядке.

Вырвешь – снова прорасту,

Проберусь назад украдкой!

Летом, лишь придёт пора,

Дунь в кудряшки мне, и сразу

Улечу я со двора.

Я не слушаюсь приказов!

К солнцу я всегда пробьюсь –

Быть упорным должен мальчик.

Ничего я не боюсь!

Я отважный одуванчик!

Ах, какое всё большое!

До чего же лес высок!

Меньше пальца мы с тобою –

Фея и её цветок.

Сколько красоты на свете!

Даже не хватает глаз.

Мы с тобою только дети,

Но все феи любят нас.

Зелёный маленький бутон

Раскрылся: здравствуй, свет!

Душистой пеной лепестков

И от цветов, как от снегов,

Вся изгородь бела.

Весна меня, как флаг, взяла

Цветочные феи весны

Взгляни, как много золота

Все чашечки блестящие

Дарю тебе, мой друг.

Какое небо синее!

На шляпе дремлет жук.

Счастливых дней, как лютиков,

У жизни целый луг.

На поле зелёном

Растёт красный мак,

Как в море солёном

Сноп выше, чем слон!

Сын фермера смело

Хоть сжали последний

Но так же победно

Горит мой цветок!

Хэй, это вереск! Север и юг

Укрыл я коврами на мили вокруг.

Отправься на запад, потом на восток –

Повсюду лиловый найдёшь лепесток.

Спину прямее! Выше колено!

Мигом я пустошь цветами одену!

Целое лето я с ветром скачу.

Юному вереску всё по плечу!

Учтите, ребята, в ботанике плох

Тот, кто назовёт меня «чертополох»!

Расту я безвредно на залежах мела,

Меня можно гладить по шапочке смело.

Пожалуйста, только не надо сердиться:

За пальцы в порезах хочу извиниться.

Цветок мой не пробуйте даже сорвать –

А то подорожник придётся искать!

Перевод стихов честно утырян ТУТ.

Еще 4 книги (Цветочные феи деревьев, садовых цветов, придорожных цветов и алфавита), тоже со “сладкой мимишностью”, покажу в следующей серии))

Феи и эльфы в красивых открытках Сесиль Баркер

Сесиль Мэри Баркер (Cicely Mary Barker) (1895 – 1973) – английская художница-иллюстратор, автор открыток, книг цветов и Цветочных Фей.

Феи и эльфы в красивых открытках Сесиль Баркер

Это произошло почти сто лет назад. В 1911 году в Лондоне появились необычные открытки – на них были изображены цветы, много цветов и среди них цветочные феи. Открытки приобрели большую популярность, даже английская королева со своей сдержанностью не смогла устоять перед этим волшебством, и рассылала открытки своим друзьям.

Феи и эльфы в красивых открытках Сесиль Баркер

Кто же был автором цветочных фей? Оказалось, что рисовала эти красивые открытки Сесиль Мэри Баркер, шестнадцатилетняя англичанка. Она жила в небольшом городке Кройдон, возле Лондона. Сесиль от рождения была слабым ребёнком, поэтому пришлось заняться домашним образованием. Она много читала и рисовала. Именно рисованию Сесиль отдавала всё свободное от учёбы время. Её отец – Уолтер Баркер, художник и резчик по дереву увидел в своей любимой дочери расцветающий талант и убедил её поступить на заочные курсы живописи в Кройденскую школу искусств.

Начав обучение, Сесиль вскоре удивила преподавателей своими способностями. Вместе с работами своего отца она выставляла и свои рисунки. В 16 лет Сесиль была избрана членом Художественного Общества. И тогда же Уолтер Баркер решил показать несколько иллюстраций Сесиль типографу Рафаэлю Таку. Так впервые появились её открытки, которые сразу же принесли ей успех. Теперь Сесиль могла помогать отцу в содержании семьи, продавая свои работы в журналы и изготовителям почтовых открыток.

Но не прошло и года, как отец умер. Совсем юная Сесиль целыми днями проводила за своими занятиями, так как оно стало не только радостью творчества, но и единственным средством существования.

Она трудилась, не покладая рук. Рисунки Сесиль получили известность в 1918 году. Сама королева Мария отправляла открытки с изображением фей своим друзьям.

В 1923 году вышла её первая книжка – «Цветочные феи весны». Книжка была не только с прекрасными иллюстрациями, но и со стихами, которые Сесиль написала сама. Книга оказалась востребованной. И вскоре вышли ещё семь книг, которые тоже молниеносно разошлись. А затем солидные издательства начали неоднократно переиздавать книги Сесиль Баркер.

Полное собрание сочинений Сесиль Баркер содержит четыре томика: «Феи времён года», «Феи садовых цветов», «Феи придорожных цветов», «Феи деревьев», «Цветочный алфавит». Книга «Феи зимы» была издана её друзьями после смерти Сесиль.

Книги настолько необычны своими уникальными изображениями цветов и растений, что нередко их называют ботаническими энциклопедиями. Сесиль всегда рисовала свои цветы с натуры, и их изображения были правдоподобны и полны жизни.

Когда она не могла найти какое-то растение, ей доставляли его сотрудники Королевского ботанического сада. А как же маленькие феи? Кто был натурщиком этих милых забавных существ? Старшая сестра Сесиль открыла в их уютном доме частный детский сад. Дети с удовольствием позировали для Сесиль сказочных персонажей. Если вглядеться в открытки, можно увидеть, что характеры маленьких фей соответствуют тем цветам, которые вместе с ними изображены. И это ещё не всё. Костюмы фей одуванчиков, роз, ромашек, маков Сесиль шила сама, крылышки делала из веток, проволоки и вуали.

Энтомологи признают тот факт, что крылышки фей, изображённые на картинках, в точности повторяют рисунки крыльев бабочек, любимых в Англии. В своих работах она стремилась к реалистичности, детально прорисовывая растения и изображения каждой феи. Нет слов выразить свои чувства восхищения таланту, наблюдательности, терпению, трудолюбию и той душевной доброты, которые отражаются в иллюстрациях Сесиль Баркер. Её энциклопедическая точность изображения цветов, растений и маленьких Цветочных Фей на открытках заставляет поверить в сказку.

Всю свою жизнь Сесиль оставалась глубоко верующим человеком. Уже с 1920 года она начала писать и на религиозную тему, иллюстрируя библейские истории, а также расписывала панели и триптихи для часовен и церквей.

В 50-е годы прошлого века швейцарский ученый Макс Люшер провёл исследования о влиянии цвета на функции организма, в которых использовал работы Сесиль Баркер. В результате он отметил, что оранжево-жёлтый цвет в Фее Лютика меняет частоту пульса, дыхания и даже давления крови, оказывая возбуждающее действие. А Фея Вероники тёмно-синего цвета приносит успокоение. Сказочные Феи Сесиль Баркер несут в себе позитивный настрой человеческой души.

Красивые открытки с цветами и сказочными Феями могут удивлять, успокаивать, очаровывать, они обладают сильным воздействием, дарят ощущение гармонии, радости. Они наполняют нашу жизнь той сказкой, в которую мы верим… или хотим поверить.

Эльфы, Феи и Пикси, фольклорные источники для создания образа

Попробую из статей в Википедии (Феи, Эльфы, Пикси и других) собрать информацию, взять то, что нужно будет для воплощения образа, понять как именно взятое будет воплощаться. А также почерпнуть информацию о том, куда это, вполне конкретное, воплощение образа Эльфа-Феи-Пикси, с основным архетипом Мага, попасть не должно.

Образ феи как изысканно-привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. (. ) Представление о фее как о человекоподобном крошечном существе, нередко с крылышками, возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX века. (. ) В викторианские времена окончательно сформировалось литературно-сказочное представление о фее, которая творит добрые дела, становится крёстной принцев и принцесс, принося им в подарок при крещении какие-нибудь волшебные дары или способности, владеет волшебной палочкой, с помощью которой творит свои чудеса. (. ) Впервые изображать фей с крылышками, словно бы заимствованными у насекомых, начали иллюстраторы и художники викторианской эпохи, когда фея в массовом сознании стала превращаться в добрую красавицу из детских сказок.


викторианские иллюстрации, автор Сесиль Мэри Баркер, английская художница-иллюстратор, рисовавшая детей среди цветов, преимущественно в виде сказочных фей и эльфов.
Сесиль Мэри Баркер знаменита своими книгами «Феи цветов» («Flower Fairy»). Первая книга Баркер «Цветочные феи весны» была опубликована в 1923 году, на волне буйно расцветшей моды на фей. С легкой руки королевы Марии, которая рассылала измученным Первой Мировой друзьям открытки с жизнерадостными и невинными феечками, книги Баркер и открытки с её рисунками стали невероятно популярны. Все феи рисовались Баркер с натуры, с воспитанников детского сада, которым заведовала её сестра. Цветы и деревья воспроизведены с поистине ботанической точностью.

Вот сюда мне не надо будет. Иду мимо доброй феи-крестной из Золушки и принца Дюймовочки, жившего в волшебной стране, куда Ласточка отнесла девочку, а также фей из сказки о Спящей Красавице, противостоящих злой ведьме. Сказочные феи для детей сильно попадают, кроме архетипа Волшебника, в архетипы Опекуна, Простодушного, Шута, иногда и Любовника. А мне хочется больше таинственности и древней магии.

Альвы (эльфы) из скандинавских Эдд — духи природы, «светлые эльфы». Они живут в своей стране Альвхейме. Обликом своим они прекраснее солнца. В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы). В позднем фольклоре образ последних слился с гномами.

В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, часто кардинально отличающихся друг от друга внешностью и характером.
Из множества теорий о происхождении фей мне больше всего нравится:
– представление о феях (эльфах, троллях и т. д.) как и о независимой «расе», которая не имеет отношения ни к человеческой природе, ни к божественным формам жизни, параллельное существование разумных существ;
– представление фей как о воплощении «духов природы».

Первые сообщения о феях появились в средневековой Европе, а наибольшее распространение получили в Ирландии, Корнуолле, Уэльсе и Шотландии. Несмотря на широкую географию легенд о феях, их характер описывался достаточно схоже.
Этимология слова «фея» восходит к слову «fatum», означающему «предсказанное» и «пророческое». Феи — мифологические существа, обладающие необъяснимыми, сверхъестественными способностями. Они имеют свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека — под видом добрых намерений, нередко причиняя вред. (архетип Мага-Волшебника). Феи могут летать, но обходятся без крыльев (архетип Мага-Волшебника), нередко используя в качестве «аппаратов» стебельки растений или птиц (слияние, гармония с природой).
Размер тел фей (они способны менять внешний вид в зависимости от того, какому наблюдателю они являются) и их внешность изначально описывались весьма различно. Будем считать, что никаких ограничений на лица, цвета кожи и волос, телосложения для образа Эльфа-Феи-Пикси не существует. Казалось бы, есть ограничение по возрасту, от молодого до зрелого. Но возрастное ограничение связано с описаниями повседневных и отчасти беззаботных занятий фей и их царства, как человеческого представления о жизни на небесах, о рае. В царстве фей не существует времени, как не существует уродств, болезней, возраста и смерти. Это представление можно считать позднейшим привнесением, связанным с распространением христианства. Тем более, персонажи с лицами, которые можно было бы назвать старыми, среди фей есть. Думаю, указанным ограничением можно пренебречь.
Феи ведут как коллективный, так и обособленный образ жизни, скрытый от человека. Может быть это говорит про архетип Изгоя, но вероятнее всего отмечается закрытость, недоступность и непонятность дел фей для человека. Практическим выводом из этой фразы будет выпадение образа Эльфа-Феи-Пикси из из человеческого «ландшафта», представлениях человека о быте фей от жилищ до повседневных предметов обихода. Тем не менее, люди знают, что феи обычно заняты танцами, музицированием и участием в роскошных пиршествах для которых не нужно готовить еду.
Страна «социальных» фей насчитывает огромное количество обитателей; во всех сообщениях это — монархия, управляемая королевами; короли фей встречаются реже, однако были упоминания и о правителях — супружеских парах. Значит, у фей есть какая-то внутренняя иерархия, некоторые будут воплощать архетип Правителя.
Любимый цвет фей, живущих коллективно — зелёный. Иногда это трактуется как необходимость для маскировки в лесах. Домашние феи-одиночки предпочитают другие цвета одежды.

Эльфы — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Название эльфы является расплывчатым, поскольку оно определяет и божества, и целый ряд магических существ. Общая черта всех эльфов — их красота и наличие магических способностей (архетипы Любовника и Мага). Этимология слова «elf» указывает на единый корень для германских языков. Следовательно, вполне возможно, ранее было единое представление об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, однако, его связывают со словами «сияющий» и «белый».
Во времена язычества люди верили, что в особенно раскидистых и мощных деревьях обитает лесной эльф. Ореол святости вокруг языческих рощ и деревьев берёт начало от древнего обычая совершать жертвоприношения на деревьях. Возможно, сама идея обитаемых деревьев была заимствована из греко-римской культуры. В Швеции до сих пор можно увидеть так называемые эльфийские алтари, на которых во времена язычества совершались обряды и жертвоприношения. Некоторые эти обряды проводились и после принятия христианства.
В некоторых шведских преданиях эльфов разделяют на три группы, принадлежащие, соответственно, стихиям земли, воздуха и воды. Лесных эльфов в этом случае относят к стихии земли.
В одном англосаксонском заговоре, относящемся, по всем данным, к эпохе язычества, эльфам приписывают коварную привычку метать издали крошечные железные стрелы, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колики.
В северной Европе (Дании) под словом «эльфы» подразумеваются лесные духи. Описания их схожи — мужчины похожи на стариков в широкополых шляпах, а женщины молодые и прекрасные, однако под зелёными платьями они, как и мужчины-элле, прячут бычьи хвосты. Хвост роднит их с норвежской хульдой (красивой женщиной с коровьим хвостом, который она скрывает от людей).

Феи и Эльфы связываются с холмами (курганы фей), внутри которых живут некоторые из них, а на вершинах холмов — пируют и танцуют. Также в Европе широко распространено представление о том, что сверхъестественные существа (эльфы, феи и другие) боятся железа.

Этносы и исторические эпохи, у которых в источниках (народный эпос, легенды, мифы, сказания и авторская литература) есть упоминания о Феях, Эльфах и других, похожих на них мифических существ:
– скандинавы, очень давно
– кельты (доримская Британия), очень давно
– англо-саксы, раннее Средневековье
– западно-германские народы, раннее Средневековье
– средневековые легенды и литература, Средние века
– романтизм в западной литературе и викторианская эпоха XVIII—XIX век
– современные трактовки (Толкиен)

Западная германская концепция в раннем Средневековье стала отличаться от скандинавских мифов, а англо-саксонская ушла от них ещё дальше, вероятно, под влиянием кельтов.

Эльфы, Феи и Пикси, фольклорные источники для создания образа
Маг + немного Воина + чуть-чуть Любовника = Эльф-Фея-Пикси
Каталог персонажей-лучников из фильмов воплощающих архетипы Героя-Воина и Любовника-Эстета, так или иначе связанных с магическим пространством для вдохновения при создании образа Эльфа-Феи-Пикси
Добрые Эльфы и Феи из мультфильмов и фильмов для детской целевой аудитории
Образ Эльфа-Феи-Пикси: примерка коллаж для примерки
Эльф Лучник: вариант возможного гардероба look
Украшения для образа Эльфа-Феи-Пикси

Оцените статью
Добавить комментарий