Революция 1917 года в фэшн фотографиях и реальные фото красных комиссаров

Как Октябрьская Революция повлияла на моду

7 ноября по григорианскому календарю — Годовщина Октябрьской социалистической революции. Можно много рассуждать о том, что она дала человечеству, а что отняла. Но факт остается неизменным — социально-политический переворот такого масштаба значительнейшим образом повлиял на формирование не только культуры в целом, но и моды в частности. Предлагаем узнать, как именно революция, свершившаяся 101 год назад, навсегда изменила образ и мироощущение человека.

Заблуждением будет утверждать, что внешний облик революционера сменился в тоже мгновение, когда произошел государственный переворот. Мужчины и женщины, стоявшие за этим историческим событием и жаждущие радикальных перемен, тем не менее, облачались еще в модные на те времена костюмы Эдвардианской эпохи. Да, идеи эмансипации во всю зрели в головах прогрессивных дам, но смелости облачаться в мужские костюмы еще не хватало.

Самые известные портнихи, такие как Надежда Ламанова, которые раньше обшивали светских дам, а иногда и королевскую знать, были либо уничтожены “за дворянское происхождение”, либо одержимы новой идеей — созданием «Моды для народа”. С одной стороны само понятие «мода» – буржуазное и воспринимается, как излишество, а с другой — необходима единая концепция внешнего вида для новой страны.

(на фото – Надежда Ламанова)

25 октября 1917 года. По революционной легенде, на палубу крейсера “Аврора” поднимается красивая женщина в черной кожаной куртке – Лариса Рейснер (жена Ф. Раскольникова), первая законодательница новорожденной революционной моды. По всей стране, тысячи молодых девушек воспринимают образ Ларисы — как эталон и новый идеал, стараясь подражать.

С первых дней революции ярко проявилась тенденция противопоставить костюм советских людей костюму буржуазного Запада. Также, в моду городского населения под влиянием гражданской войны вошли полувоенные костюмы — брюки галифе, френч, гимнастерка, кожаная куртка.

В контексте идей равенства и нехватки реальных ресурсов, в моде главенствует минимализм, лаконичность и простота. Все украшения и излишества — пережитки буржуазного прошлого и могут нести реальную опасность своему владельцу. Костюм городских жителей все меньше отличается от одежды сельских.

Однако, известные и успешные дамы, которые были женами революционеров и “светские львицы”, часто позволяли себе выглядеть «иначе», предпочитая дорогие ткани и меха вместо «идеологически правильных» костюмов.

(на фото – Лиля Брик, «муза русского авангарда», любимая женщина В. Маяковского)

Красное знамя объединило общественность не только, как символ революции, но и как символ моды. Так, кроваво-красный цвет олицетворял собой образ истинного революционера.

(Большевистский агитационный плакат, 1920 год)

В мужском костюме широкое распространение получила свободная блуза с поясом из той же материи (толстовка). Пиджачные «пары», «тройки» (с жилетом) носили реже. Наиболее распространенным головным убором стали «кепки». Женский образ в 20-х годах позаимствовал многие элементы, ранее считавшиеся мужскими: кожаная куртка, кепи, короткая стрижка волос. Иногда это платье или короткая юбка с блузой, позже носили жакет (английский костюм).

Из статьи наркома просвещения Луначарского в журнале “Искусство одеваться”, 1928 год: “Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт”.

От моды никуда не деться. Люди хотят носить красивую одежду, символизирующую их идеалы и цели. Рождается новый госзаказ. Революционной стране нужна своя мода и свои модельеры. В 1925 году молодая страна заявляет о себе на Всемирной выставке в Париже. Модели Надежды Ламановой и Веры Мухиной получают высшую награду «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением».

Читайте также:
Сара Ханкинсон (Sarah Hankinson) фэшн Иллюстрации

Красный террор в фотографиях.

Красный террор — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в 1917—1923 годах против социальных групп, провозглашённых классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности. Террор являлся частью репрессивной государственной политики большевистского правительства, применялся на практике как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так для населения.Террор и насилие большевики широко использовали против «классовых врагов» раньше, еще до официального провозглашения декрета от 5 сентября 1918 «О красном терроре».

5 сентября 1918 года Совет народных комиссаров выпускает постановление о «красном терроре», который советская власть развернула якобы в ответ на террор контрреволюционный. «Последней каплей» было совершенное на заводе Михельсона покушение на В.И. Ленина, приведшее к его тяжелому ранению.

Ответственность за проведение террора была возложена на Всероссийскую чрезвычайную комиссию и «отдельных партийных товарищей», которые приложили все усилия для того, чтобы ужесточить репрессии. Так, уже 17 сентября, председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский требует от местных комиссий «ускорить и закончить, то есть ликвидировать, нерешённые дела».

Труп, найденный во дворе херсонской ЧК. Голова отрублена, правая нога перебита, тело сожжено.

Изуродованные трупы жертв херсонской ЧК.

Староста деревни в Херсонской губернии Е.В. Марченко, замученный в ЧК.

Трупы замученных у одной из станций Херсонской губернии. Изуродованы головы и конечности жертв.

Труп полковника Франина, замученного в херсонской ЧК в доме Тюльпанова на Богородской улице, где находилась херсонская чрезвычайка.

Трупы заложников, найденные в херсонской ЧК в подвале доме Тюльпанова.

Капитан Федоров со следами пыток на руках. На левой руке след от пулевого ранения, полученного во время пыток. В последнюю минуту сумел бежать из-под расстрела. Внизу фотографии орудия пыток, изображенные Федоровым.

Найденная в подвале харьковской ЧК кожа, содранная с рук жертв при помощи металличего гребня и специальных щипцов.

Кожа, содранная с конечностей жертв в доме Рабиновича на ул. Ломоносова в Херсоне, где пытала херсонская чрезвычайка.

Палач — Н.М. Демышев. Председатель исполкома Евпатории, один из организаторов красной «Варфоломеевской ночи». Казнен белыми после освобождения Евпатории.

Палач — Кебабчанц, по кличке «кровавый». Заместитель председателя Евпаторийского исполкома, участник «Варфоломеевской ночи». Казнен белыми.

Женщина-палач — Варвара Гребенникова (Немич). В январе 1920 года приговаривала к смерти офицеров и «буржуазию» на борту парохода «Румыния». Казнена белыми.

Палач. Участник «Варфоломеевской ночи» в Евпатории и расстрелов на «Румынии». Казнен белыми.

Палач. Участник «Варфоломеевской ночи» в Евпатории и расстрелов на «Румынии». Казнен белыми.

Палач. Участник «Варфоломеевской ночи» в Евпатории и расстрелов на «Румынии». Казнен белыми.

Женщина-палач. Участница «Варфоломеевской ночи» в Евпатории и расстрелов на «Румынии». Казнена белыми.

Женщина-палач. Участница «Варфоломеевской ночи» в Евпатории и расстрелов на «Румынии». Казнена белыми.

Женщина-палач. Участница «Варфоломеевской ночи» в Евпатории и расстрелов на «Румынии». Казнена белыми.

Палачи херсонской ЧК.

Дора Евлинская, моложе 20 лет, женщина-палач, казнившая в одесской ЧК собственными руками 400 офицеров.

Саенко Степан Афанасьевич, комендант концлагеря в Харькове.

Читайте также:
Модные Иллюстрации с образами Шейха Моза

Трупы заложников, расстрелянных в харьковской тюрьме.

Харьков. Трупы заложников, умерших под пытками большевиков.

Харьков. Трупы замученных женщин-заложниц. Вторая слева — С. Иванова, владелица мелочного магазина. Третья слева — А.И. Карольская, жена полковника. Четвертая — Л. Хлопкова, помещица. У всех заживо взрезаны и вылущены груди, половые органы обожжены и в них найдены уголья.

Харьков. Тело заложника поручика Боброва, которому палачи отрезали язык, отрубили кисти рук и сняли кожу вдоль левой ноги.

Харьков, двор чрезвычайки. Труп заложника И. Пономаренко, бывшего телеграфиста. Правая рука обрублена. Поперек груди несколько глубоких надрезов. На заднем плане еще два трупа.

Труп заложника Ильи Сидоренко, владельца модного магазина в городе Сумы. У убитого переломаны руки, сломаны ребра, взрезаны половые органы. Замучен в Харькове.

Станция Снегиревка, под Харьковом. Труп замученной женщины. На теле не было найдено одежды. Голова и плечи были отрублены (при вскрытии могилы найдены так и не были).

Харьков. Трупы убитых, сваленные в телегу.

Харьков. Трупы замученных в ЧК.

Двор харьковской губчека (Садовая улица, 5) с трупами казненных.

Концлагерь в Харькове. Замученный до смерти.

Харьков. Фотография головы архимандрита Родиона, Спассовский монастырь, оскальпированный большевиками.

Раскопки одной из братских могил у здания харьковской ЧК.

Харьков. Раскопки братской могилы с жертвами красного террора.

Хуторяне И. Афанасюк и С. Прокопович, заживо оскальпированные. У ближнего, И. Афанасюка, на теле следы ожогов раскаленной шашки.

Тела трех рабочих-заложников с бастовавшего завода. У среднего, А. Иваненко, выжжены глаза, отрезаны губы и нос. У других — отрублены кисти рук.

Труп офицера, убитого красными.

Тела четырех крестьян-заложников (Бондаренко, Плохих, Левенец и Сидорчук). Лица покойников страшно изрезаны. Особым изуверским способом изуродованы половые органы. Производящие экспертизу врачи высказали мнение, что такой прием должен быть известен только китайским палачам и по степени болезненности превышает всё доступное человеческому воображению.

Слева труп заложника С. Михайлова, приказчика гастрономического магазина, видимо, зарубленного шашкой. Посередине тело засеченного насмерть шомполами, с перебитой нижней частью спины, учителя Петренко. Справа труп Агапова, с вывороченными ранее описанной пыткой половыми органами.

Труп 17–18-летнего юноши, с вырубленным боком и изувеченным лицом.

Пермь. Станция Георгиевская. Труп женщины. Три пальца правой руки сжаты для крещения.

Яков Чус, тяжело раненный казак, оставленный отступающей Белой гвардией. Подошедшими красными облит бензином и заживо сожжен.

Сибирь. Енисейская губерния. Офицер Иванов, замученный под пытками.

Сибирь. Енисейская губерния. Трупы замученных жертв большевистского террора. В советской энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР» (М., 1983, с. 264) эта фотография, в несколько ином ракурсе, дана как образец «жертв колчаковщины» в Сибири в 1919 году.

Доктор Беляев, чех. Зверски убит в Верхнеудинске. На фотографии видны отрубленная кисть руки и изуродованное лицо.

Енисейск. Пленный казачий офицер, зверски убитый красными (сожжены ноги, руки и голова).

У жертвы перед смертью были перебиты ноги.

Одесса. Перезахоронение жертв из братских могил, раскопанных после ухода большевиков.

Пятигорск, 1919 год. Раскопки братских могил с трупами заложников, казненных большевиками в 1918 году.

Пятигорск, 1919 год. Перезахоронение жертв большевистского террора. Панихида.

Новое в блогах

Сообщество «Да, скифы мы! »

Комиссарши. Фурии красного террора

Россия заслуженно “гордилась” своими женщинами-революционерками. Достаточно вспомнить Веру Засулич, которую присяжные под аплодисменты присутствующих в зале судавсе-таки оправдали. Женщины были непременными участницами боевых групп революционеров и наравне с мужчинами убивали во имя “светлого будущего”.

Читайте также:
Образы зомби и мертвой красавицы невесты для фотосессии

После октябрьского погрома, когда наступление светлого будущего уже казалось очень близким, женщины рьяно взялись за уничтожение отдельных недобитков, которые мешали его приближению.

И из них получились страшные по своей жестокости палачи.

Роман Гуль в книге “Дзержинский. Начало террора” писал: “Знаток женской души Мирабо когда-то говорил эмиссарам парижского мятежа, что “если женщины не вмешаются в дело, то из этого ничего не выйдет”. В ВЧК женщины густо вмешались. “Землячка” — в Крыму. Конкордия Громова — в Екатеринославе. “Товарищ Роза” — в Киеве. Евгения Бош — в Пензе. Яковлева и Елена Стасова — в Петербурге. Бывшая фельдшерица Ревекка Мейзель-Пластинина — в Архангельске. Надежда Островская — в Севастополе. Островская — эта сухенькая учительница с ничтожным лицом, писавшая о себе, что “у нее душа сжимается, как мимоза, от всякого резкого прикосновения”, была главным персонажем в Севастополе, когда расстреливали и топили в Черном море офицеров, привязывая груз к телам.

Упомянутые создания действительно пролили море крови.

Розалия Самуиловна Землячка (Залкинд)

Розалия Самуиловна Землячка в 1920 году стала секретарем Крымского обкома большевицкой партии. Фрунзе в листовках обещал солдатам и офицерам Врангеля жизнь и свободу, поэтому многие белогвардейцы остались в Крыму после занятия его красными. Но тут Троцкий заявил, что ноги его в Крыму не будет пока там не останется ни одного белогвардейца. И Розалия Землячка вместе с венгерским коминтерновцем Бела Куном принялись уничтожать “недобитую белогвардейскую сволочь”. Землячка заявила: “Жалко на них тратить патроны, топить их в море”.

Арестованных стали грузить на баржи и топить в море, привязывая им камень к ногам. Когда море было чистым, на дне были видны стоящие рядами люди.

Только по официальным коммунистическим данным Бела Кун с Землячкой расстреляли и утопили в Крыму до 50 тысяч человек.

Евгения Бош сама спровоцировала крестьянские волнения в Пензенском уезде, куда ее направили в качестве агитатора продотряда. По воспоминаниям очевидцев, “в с. Кучки Бош во время митинга на сельской площади лично застрелила крестьянина, отказавшегося сдавать хлеб. Именно этот поступок возмутил крестьян и вызвал цепную реакцию насилия”.

Евгения даже жаловалась Ленину на членов пензенского губисполкома, обвиняя их “в излишней мягкости и саботаже”, когда они воспрепятствовали ее попыткам устроить массовые расправы над крестьянами.

Конкордия Громова (товарищ “Наташа”)

Конкордия Громова получила известность как создатель журнала “Работница”. Но про нее говорят, что после революции она, став видным партийным деятелем, в Екатеринославе и Твери сотнями подписывала смертные приговоры и организовывала карательные экспедиции.

Чекистка Ремовер (Дора Евлинская)

Чекистка венгерка Ремовер, действовавшая в Одессе. Она лично расстреляла 80 арестованных, причем многих лишь за то, что они не согласились удовлетворять ее половую похоть. Впоследствии она была признана душевнобольной. А в книге А.Хабарова “Россия ментовская” рассказывается про двух других одесских фурий. Некая Вера Гребенщикова, больше известная под именем “Дора”, лично застрелила 700 человек. На нее равнялась и 17-летняя проститутка Саша, расстрелявшая свыше 200 человек.

В Киеве: “В одном из подвалов чека было устроено подобие театра, где были расставлены кресла для любителей кровавых зрелищ, а на подмостках, т.ею на эстраде, производились казни. После каждого удачного выстрела раздавались крики “браво”, “бис” и палачам подносились бокалы шампанского. Роза Шварц лично убила несколько сот людей, предварительно втиснутых в ящик, на верхней крышке которого было проделано отверстие для головы.

Но стрельба в цель для этих девиц была только легкой забавой и уже не возбуждала их притупившихся нервов. Они требовали более острых ощущений, и с этой целью Роза и товарищ Вера выкалывали иглами глаза, или выжигали их папиросами, или забивали под ногти тонкие гвозди. Особенную ярость у Розы и Веры вызывали те из попавших в чрезвычайку, у кого они находили нательный крест. После невероятных глумлений они срывали эти кресты и огнем выжигали изображение креста на груди или на лбу своих жертв“.

Читайте также:
Коко Шанель и ее квартира в Париже

Кедров и его жена Ревекка Пластинина (Майзель)

На фото: М. С. Кедров, его сын (будущий чекист), жена Ревекка Пластинина.

Печальную память о себе оставили начальник Особого Отдела ВЧК Кедров и его супруга Ревекка Пластинина (Майзель). Чета Кедровых жила в Вологде в вагоне около станции. В вагонах проходили допросы, а около вагонов — расстрелы.

В Вологде Пластинина-Майзель собственноручно расстреляла около сотни человек, а в Архангельске — 87 офицеров и 33 обывателя.

Вера Брауде (Фингер)

В Казани, Челябинске, Омске, Новосибирске и Томске отличилась Вера Брауде. Она сама писала о себе” “В дальнейшей работе как зам. Пред губчека я беспощадно боролась с эсерами всех видов, участвуя в их арестах и расстрелах. В Сибири член Сибревкома известный правый Фрумкин, вопреки Новосибирскому губкому ВКП(б) даже пытался снять меня с работы пред Чека в Новосибирске за расстрелы эсеров, которых он считал “незаменимыми специалистами”.

За чересчур активные методы следствия Брауде в 1939 году даже была приговорена к 8 годам лагерей.

В других источниках упоминают свирепствовавшую в Москве латышку Краузе со звероподобным лицом, прозванную “Мопсом”, “товарища Любу” из Баку, Зину из Рыбинска.

Другие типажи женщин-палачей

Участницы “Варфоломеевской ночи” в Евпатории и расстрелов на “Румынии”. Казнены Добровольцами.

Почему в Красной армии сначала убрали погоны, а потом вернули при Сталине

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На момент революции 1917 года Российской империя участвовала в Первой мировой войне. Отношение между большинством солдат и офицеров в императорской армии были, мягко говоря, «сложными». Подавляющее большинство солдат набиралось из крестьян. Крестьянская доля и без того была непростая, а солдатская – еще тяжелей. При этом подавляющее большинство представителей офицерского корпуса – это люди, напрочь оторванные от народа, представители высших сословий и в первую очередь аристократии.

Отношение офицеров-аристократов к подчиненным было по большей части высокомерным и пренебрежительным. Помимо того, что русской армии существовали телесные наказания, офицеры позволяли себе оскорбления, рукоприкладство, плевки в лицо. Кроме того, солдаты и матросы дискриминировались в обществе, как представители низших сословий. Например, солдаты, оказавшиеся в городе, не могли ездить в салоне трамвая или ходить по тротуару, они должны были снимать шапку и кланяться, когда рядом проходил благородный господин, а в ряд «приличных» мест представителям низших сословий даже не разрешалось заходить.

Читайте также:
Самые мистические фото Джулии Ванг

Нужно ли говорить, что такое отношение высшего света и офицерства угнетало русского солдата и моряка? Максимально обострился конфликт именно в годы Первой мировой, когда на откровенно скотское отношение на солдат снизошло озарение о том, что вообще-то они главные защитники Отечества и именно они на своих плечах вывозят всю тяжесть войны, они проливают кровь и отдают жизни за Царя и Отечество, которое постоянно мешает их с грязью, не предлагая ничего взамен. Все это привело к еще большему диссонансу и озлоблению народа. Само собой, далеко не все царские офицеры вели себя отвратительно, однако, увы, в среднем по больнице температура была именно такой.

В 1917 году произошло две революции. Сначала буржуазная февральская, затем социалистическая октябрьская. Солдатская ненависть и обида в это время закономерным образом вылилась на офицерский корпус. Доходило до того, что солдаты просто убивали своих обидчиков из числа «благородных». Когда же в годы Гражданской войны появилась новая Красная армия, то называть офицеров словом «офицер» было как-то неудобно. В те годы многие люди искренне верили в то, что строят новое общество: без господ, без несправедливости, без угнетения. И увы, офицерство ассоциировалось у большинства населения именно с тем самым угнетением, несправедливостью и издевательствами.

Однако, кто-то в армии командовать должен. Поэтому новая власть пошла на «хитрость»: офицер заменили на командира. Была изменена форма, в частности отказались от погон, как наиболее яркого элемента офицерской формы. Но самое главное, поменялись порядки. Например, теперь в армии было немыслимо рукоприкладство и телесные наказания. В армии воспитывался дух товарищества, а не дух слепого подчинения на основе сословной системы. При этом немало старых царских офицеров, влилось в РККА, воевало на стороне красных и ковало в академиях новый офицерский корпус наряду с командирами, вышедшими из народа в годы Революции и Гражданской войны.

В 1920-е годы коммунистическая идея была весьма популярна в Европе. Однако, к концу Гражданской войны в России международный революционный запал начал угасать. Ужасы Первой мировой войны постепенно забывались, а руководства буржуазных стран, став свидетелями успешной социалистической революции в России, начали оперативно проводить реформы для улучшения уровня жизни простых работяг.

Само собой, социалистическое движение в Европе давили не только пряником, но и кнутом. Например, в Германии социалистическую революцию буквально утопили в крови «фрайкоровцы» – будущие фашисты. Так или иначе, к 1930 годам в СССР стало понятно: мировой социалистической революции не будет. А потому было принято решение о перераспределении национального и интернационального. Кратко идею партии можно выразить так: мировой революции пока не будет, однако мы продолжаем развивать советскую идею в рамках одной страны, которая должна будет стать примером для всего остального мира.

Перераспределение национального и интернационального в СССР также сопровождалось охлаждением революционного запала. В сфере образования и пропаганды это вылилось в переосмысление истории республик СССР. Простой пример: до 1917 года Александр Васильевич Суворов был национальным героем. В революцию 1917 года он же превратился в эксплуататора и крепостника, воспринимался как враг свободного народа и кровопийца. Однако, уже в 1930-е годы позиция смягчилась: Александр Васильевич Суворов считался старорежимным персонажем, однако все-таки выдающимся деятелем отечественной истории, который сделал немало полезного.

Читайте также:
Стиль Киберпанк в одежде

Таким же образом складывалась ситуация со старыми названиями, такими, как министр или офицер. До 1940-х годов использовать их побаивались: еще была свежа народная память об ужасах, предшествовавших революции, о тяжести и кошмаре Гражданской войны и интервенции. На практике было проще отказаться от старых названий, чем пытаться объяснить всем и каждому, что название – не всегда равно сути. Перераспределение национального и интернационального в СССР было связано и с возвышением в 1933 году фашистов в Германии. Всю вторую половину 1930-х годов Союз готовился к новой войне. А для этого требовалось не только модернизировать и перевооружить РККА, но и поднять боевой дух бойцов.

Для этого в том числе советские пропагандисты начали взращивать мотив преемственности поколений русской и Красной армии, идеи о том, что «русский мужик» испокон веков защищал родное Отечество от иностранных захватчиков: мол, побеждали раньше – победим и сейчас. Тогда же пишутся новые учебники истории с куда более мягким взглядом на все дореволюционное, снимаются такие фильмы как «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов». Для подчеркивания преемственности русской армии и Краской армии для защиты Отечества вводятся новые награды, например, орден Суворова и орден Кутузова, а самое главное, возвращается название офицер и погоны на форму.

Все это был долгий процесс, растянувшийся на десятилетие. Возвращение слова офицер, погонов и новой формы в СССР готовилось давно. Однако, до поры до времени реформу откладывали и провели ее только в решающий момент – перед началом Сталинградской битвы. Именно тогда, когда нужно было с новой силой воодушевить народ на подвиги, позволив почувствовать связь поколений и единство с предками.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение темы Второй мировой войны читайте о том, для чего Хрущев предложил закапывать танки в землю , и испортилась ли их боеспособность.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Октябрьская революция 1917 года: историческая справка

Октябрьская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков.

Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю.

Октябрьская революция 1917 года:

  • Положила начало советской власти;
  • Начала ликвидацию капитализма;
  • Стала стартом перехода к социализму.

Сейчас сложно судить о том, могла ли страна пойти по другому пути, или революция была неизбежна, но само событие перевернуло ход отечественной истории.

Причины Октябрьской революции

Историки по-разному оценивают причины Октябрьской революции 1917 года. Люди были недовольны большим разрывом в уровне жизни правительства и народа, хотели устранить социальную несправедливость, уравнять людей в правах и обязанностях и искоренить мировые войны. К объективным причинам недовольства определенной прослойки населения можно отнести:

  • Экономическую нестабильность и кризис, который стал следствием участия в Первой мировой войне;
  • Человеческие потери, которые также отразились на психологическом состоянии населения;
  • Сложности крестьянского вопроса;
  • Сложные жизненные условия и низкий уровень образования у людей.

Значительную роль сыграли харизматичный лидер (В.И. Ленин) и четкая организации у партии большевиков.

Читайте также:
Женственные образы в мужской моде весна-лето 2021

Цели Октябрьской революции

Цели октябрьской революции выдвигались, как благородные и справедливые. К сожалению, итоги революции говорят о том, что люди пошли неверным путем и во многом стали жертвами манипуляций.

  • Остановить войны;
  • Добиться экономического и социального равенства;
  • Воплотить в жизнь лозунги «землю — крестьянам», «фабрики — рабочим».

Разумеется, это не полный список, но идеологи революции обещали людям новый уровень жизни, возможность получения образование и устранения экономического разрыва.

События Октябрьской революции

События Октябрьской революции 1917 года развивались стремительно:

  • 24 октября (6 ноября) 1917 года началось спланированное вооруженное восстание против Временного правительства.
  • Днем 24 октября (6 ноября) юнкера попытались развести мосты через Неву, это помогло бы отрезать от центра другие районы. Но Военно-революционный комитет (ВРК) направил к мостам отряды Красной гвардии и солдат, которые охраняли мосты. Солдаты блокировали юнкерские училища.
  • Вечером 24 октября Ленин лично прибыл в Смольный и возглавил вооруженное восстание.
  • В ночь с 24 по 25 октября красногвардейцы Выборгского района, солдаты Кексгольмского полка и революционные моряки заняли Главный почтамт.
  • Саперный батальон, тем временем, овладел Николаевским вокзалом.
  • Отряд Красной Гвардии занял Центральную электростанцию.
  • 25 октября (7 ноября) около 6 часов утра моряки гвардейского флотского экипажа овладели Государственным банком.
  • Ранним утром солдаты Кексгольмского полка заняли Центральную телефонную станцию. В 8 красногвардейцы Московского и Нарвского районов овладели Варшавским вокзалом.
  • После экстренного заседания Петроградского совета появилось заявление о том, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
  • Днем 25 октября (7 ноября) революционные силы заняли Мариинский дворец, где находился Предпарламент и распустили его; матросами были заняты Военный порт и Главное адмиралтейство, где был арестован Морской штаб.
  • К вечеру революционные отряды начали двигаться к Зимнему дворцу.
  • 25 октября (7 ноября) в 21:45, после выстрела с крейсера «Аврора», начался штурм Зимнего дворца.
  • Ночью 26 октября (8 ноября) революционные силы заняли Зимний дворец и арестовали Временное правительство.
  • 25 октября (7 ноября) вслед за победой восстания в Петрограде, началась борьба в Москве, где вооруженное сопротивление стало более жестоким и «кровавым».
  • Вечером 25 октября (7 ноября) 1917 года открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд заслушал и принял написанное Лениным обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам», в котором объявлялось о переходе власти к II Съезду Советов, а на местах — к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
  • 26 октября (8 ноября) 1917 года были приняты Декрет о мире и Декрет о земле. Съезд сформировал первое советское правительство — Совет народных комиссаров в составе: председатель Ленин; наркомы: по иностранным делам Лев Троцкий, по делам национальностей Иосиф Сталин и др. Председателем ВЦИК был избран Лев Каменев, а после его отставки Яков Свердлов.
  • Большевики установили контроль над основными промышленными центрами России. Были арестованы лидеры Партии кадетов, запрещена оппозиционная печать. В январе 1918 года было разогнано Учредительное собрание, к марту того же года советская власть была установлена на значительной территории России. Были национализированы все банки, предприятия, заключено сепаратное перемирие с Германией. В июле 1918 года приняли первую советскую Конституцию.

Итоги Октябрьской революции

Итоги Октябрьской революции показали, что цели не были достигнуты, а вооруженное восстание привело лишь к новым трагедиям.

  • В полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками была расстреляна Царская семья, а вместе с ней — новомученики, члены царского дома.
Читайте также:
Fashion иллюстрация - история, упадок и возрождение

  • Установилось время богоборчества, так как своим инструментом лидеры революции избрали линию воинственного атеизма. Были арестованы и расстреляны священнослужители, члены их семей и простые верующие.
  • В России сменилась правящая элита, а идеология православия заменилась коммунистической идеологией, которая боролась с православием кровавыми методами.

Fashion иллюстрация начала XX века: гений Эрте

Пожалуй, одной из самых значимых фигур в развитии моды в период расцвета ар-деко можно назвать художника Эрте, чьи новаторские идеи и неповторимый стиль графики легли в основу эстетики стиля art déco.

Роман Тыртов родился в Санкт-Петербурге в 1892 году в семье адмирала и был потомком знатного рода.

Роман с юных лет проявлял интерес к живописи, графике, дизайну одежды, а также к танцам и театру.

Первые шаги в качестве модного иллюстратора Роман сделал в 6 лет, создав свой первый эскиз платья. Его мать пришла в восторг и показала эскиз знакомой портнихе, которая сшила по нему вечерний туалет. С годами увлечение изобразительным искусством перешло на новый уровень, и мальчик стал учеником Дмитрия Лосевского — знаменитого живописца, который в свою очередь был учеником Ильи Репина.

После окончания гимназии в 1912 году Роман Тыртов уезжает в Париж.

С 1913 года работал в Доме моды Поля Пуаре в период постановки «Русских сезонов» Дягилева.

В 1915 г. эскиз Эрте был помещен на обложку журнала Harper’s Bazaar. После этого началось тесное сотрудничество художника (вплоть до 1936 г.) с журналами мод «La Gazette du Bon Ton», «Cosmopolitan», «Dilineator», «Sketch» и «Vogue».

В 20-е годя Эрте был одном из популярнейших модных художников, создавал наряды для Маты Хари, Лиллиан Гиш, Анны Павловой и других. Позже, переехав в Америку в 1925 году, Эрте продолжит сотрудничество не только с театром, балетом, модными журналами, но еще и станет создавать образы для голливудских звезд немого кино, отражая в своих работах дух русского балета и парижской моды, а также будет увлечен дизайном интерьера.

Танцовщица нью-йоркского ревю Зигфильда в костюме от Эрте

В конце 60-х возвращается интерес к стилю art déco, а вместе с ним и к забытым художникам того времени. В это время Эрте снова приглашают создать афиши для мюзик-холла «Фоли-Бержер», его работами восхищаются Энди Уорхол и Джордж Баланчин.

В 1967 г. Нью-Йоркский музей Метрополитен организовал ретроспективную выставку Эрте. Было выпущено много книг о его творчестве, а его работы появились на майках, тарелках, японских полотенцах.

21 апреля 1990 г. знаменитый художник скончался в Париже. Сегодня графика Эрте очень высоко ценится на мировом художественном рынке — один эскиз может стоить десятки тысяч долларов.

Истинный художник, Эрте заранее написал сценарий похорон и сделал эскиз гроба — он был выполнен из красного дерева и украшен венками в стиле ар-деко.

Fashion иллюстрация – история, упадок и возрождение

Уже который год использование fashion-иллюстраций в глянцевых изданиях не теряет своей актуальности. Нарисованные образы цепляют глаз читателя и вызывают неподдельный интерес к статье. А ведь это совсем не новое веяние, а хорошо забытое прошлое гламурных журналов. Fashion-иллюстрация – это целое явление, которое имеет богатую историю и своих уникальных героев. Редакция pretaportal.by предлагает совершить исторический экскурс и узнать детали создания модного рисунка.

Читайте также:
Дизайнер по имени Смерть

Многие историки моды считают, что прародителями современной fashion-иллюстрации являются гравюры и офорты XVI века с изображением придворных дам и кавалеров. В это же время в Испании появились книги с первыми изображениями одежды и руководствами по шитью. Одним из первых fashion-иллюстраторов считается чешский график и художник Вацлав Холлар. Он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы, среди которых были и изображения женских костюмов.

В 1679 году во Франции выходит первый номер журнала «Mercure Galant», с которого и начинается история модного глянца. Журнал украшали рисунки, сделанные вручную известными французскими художниками Абрахамом Боссом, Пьером Боннаром и другими.

С тех пор издания, в которых размещались гравюры с изображениями модной одежды, стали обычным явлением для модников того времени. Первые же привычные для нашего понимания журналы о моде возникли во второй половине XVIII века, именно тогда fashion-иллюстрация начала активно развиваться. Рассвет же наступает в период с конца XIX по первую половину XX века – время, которое подарило миру талантливейших иллюстраторов, в значительной степени повлиявших на восприятие моды как искусства.

Джованни Болдини , являясь прекрасным портретистом, в историю вошел как один из первых модных иллюстраторов. На его картинах начала ХХ века появлялись уверенные в себе особы высшего общества в изысканных вечерних туалетах. Дама Болдини имеет рост выше среднего, тонкую лодыжку, небольшую грудь и отличается особой стройностью.

В начале ХХ века жанр модного рисунка также начинает использоваться в рекламе. Заметной фигурой в этот промежуток времени становится французский иллюстратор Поль Ирибе . Судьбоносным в биографии иллюстратора становится сотрудничество с дизайнером одежды Полем Пуаре. В результате их тандема появляются рисунки с женщинами в дизайнерских нарядах – то, что сейчас принято называть «шуттингами». Поль Ирибе также был близко знаком с Коко Шанель, которая являлась для него музой и моделью. Работы Поля появлялись на страницах таких изданий как La Gazette du Bon Ton, Vogue, Femina.

В период 1910-1920 гг. одним из самых видных fashion-иллюстраторов был француз Жорж Лепап , стиль которого характеризуется более плоскими женскими фигурами и более декоративными решениями. Он cделал для Vogue более 100 обложек. Кроме этого, Лепап сотрудничал с журналами Harper’s Bazaar и Femina.

Современника Поля Ирибе иллюстратора Жоржа Барбье историки моды считают человеком, чьи рисунки стали толчком для развития стиля ар-деко в модной иллюстрации. Жорж не только рисовал для La Gazette du Bon Ton, Vogue, но и часто выступал автором критических заметок.

Не французами едиными славен мир модной иллюстрации: американец Коль Филипс разработал новаторский метод, где фон являлся главным субъектом рисунка. Этот прием назвали «Исчезающие девушки». Вместо идеализированных девушек в журналах начали появляться более современные, активные, атлетического телосложения женщины.

Совершенно новый подход к fashion-иллюстрации того времени продемонстрировал художник с испанскими корнями Эдуард Бенито . Увлечение кубизмом и конструктивизмов очевидно отразилось на его творчестве. В его работах можно рассмотреть и картины Пикассо, и скульптуры Бранкузи, и портреты Модельяни. Такой оригинальный подход не мог остаться незамеченным, его оценили редакции журналов Vogue и Vanity Fair, где Бенито два десятилетия проработал главным иллюстратором.

Читайте также:
Образы зомби и мертвой красавицы невесты для фотосессии

В первой половине ХХ века в fashion-иллюстрации работают и многие широко известные художники. Так, в Vogue появляются модные рисунки авторства Сальвадора Дали .

Вплоть до 30-ых годов ХХ века fashion-иллюстрация процветает – обложки и страницы модных журналов пестрят и изобилуют прекрасными рисунками. Однако, набирающая популярность фотография в скором времени забирает пальму первенства и вводит монополию на модный глянец.

Небольшим возрождением для fashion-иллюстрации становится творчество француза Рене Грюо . Он долгое время работал с домом Диор, для которого он оформлял каталоги, упаковки духов и даже объявления и пригласительные. Вполне можно сказать, что имидж дома Диор определял, в том числе, и Рене Грюо. В 60-е годы Грюо также сотрудничал и с Валентино. Его иллюстрации появлялись в журналах Vogue и L’Officiel. Фактически в середине ХХ века иллюстрации Грюо победили фотографию, но это было всего лишь приятное исключение, нежели правило.

1980-1990 гг. – новый виток в развитии fashion-иллюстрации, которому характерен возврат к 20-м годам, гротеск, минимализм и индивидуальность. В это время заметными фигурами были Стивен Стипельман и Джордж Ставринос.

Стивен Стипельман, добившись совершенства в графике, делится своим опытом на страницах книги «Иллюстрируя моду: от концепции до воплощения», которая переиздается до сих пор, став настоящей «Библией» для современных молодых иллюстраторов.

Стиль Джорджа Ставриноса отличается элементами черчения, а также технически сложным владением карандашом. Впервые рисунок настолько детализирован. Ставринос известен своими работами для the New York City Opera, New York Times, GQ, Cosmopolitan.

Новым испытанием для fashion-иллюстрации становятся цифровая фотография и компьютерная графика. Но и в таких непростых условиях жанр выжил и даже обогатился новыми техниками и решениями. Героем периода конца ХХ – начало ХХI века стал Дэвид Даунтон . Сегодня его уже называют современным классиком fashion-иллюстрации. Художник использует только традиционные материалы: тушь, гуашь, акварель, не прибегая к возможностям компьютера. Особенность его работ – потрясающая передача пластики и движения.

Рисунки Даунтона выставляются в лучших галереях по всему миру, их публикуют главные модные журналы – Vogue, Bazaar, L’Officiel. Среди клиентов Дэвида – Tiffany& Co, Bloomingdales, Barney’s, Harrods, TopShop, Chanel, Dior, L’Oreal, Vogue, Harper’s Bazaar, V Magazine и Музей Виктории и Альберта. В 2007 году Даунтон основал журнал модных иллюстраций под названием «Pourquoi Pas?».

В наши дни модная иллюстрация переживает свое очередное возрождение. Весь накопленный опыт за долгую историю fashion-иллюстрации востребован и служит не только подспорьем для авторов, но и вдохновением. Не существует никаких ограничений, компьютерная графика и кисть чудесно уживаются, количество талантливых художников растет. Сегодня каждый может попробовать себя в этом жанре, открываются все новые и новые курсы, школы, онлайн занятия. Попробуйте и вы, а вдруг за вами будущее fashion-иллюстрации!

Текст Юлия Макаревич.

Источники фотографий :

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: