Классика вечна: оренбургский пуховый платок тогда и сейчас

История обычных вещей: оренбургский пуховый платок

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Так начинается платок. Автор работы – V.E.

на страницу →

Он считается брендом Оренбургской земли и достоянием всей России, его воспевают в песнях и изображают на картинах. Он известен во всех странах мира как “русское чудо” благодаря своей красоте и нежности. Вы наверняка догадались о чем речь? Да, это знаменитый оренбургский пуховый платок – произведение народного искусства. В создание каждого вложена вся душа и все мастерство, возможно еще и поэтому они такие теплые и ласковые.

Кстати, много лет назад эти платки часто назвали “казацкими”. Потому что вязали их жены оренбургских казаков. Оренбургское казачье войско было учреждено Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году – необходимо было защитить юго-восточные окраины России. Казаков переселяли в Оренбуржье целыми семьями – с женами, стариками и детьми. А пока мужья месяцами были на государевой службе – женщинам приходилось вести дом и хозяйство. Но местные каменистые земли не позволяли прокормить семью земледелием, и жены и вдовы казаков (как их называли “армейки”) нашли себе дополнительный заработок – из козьего пуха длинными зимними вечерами огни вязали теплые платки.

Фото. А. И. Овчинников “Оренбургские пуховницы”, 1956 г.

Тут надо сделать маленькое отступление. Считается, что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина каждой пушинки — 16-18 мкм. Для сравнения пух ангорских коз, из которого производят знаменитый мохер – 22-26 мкм. Именно поэтому платки, палантины и шали из оренбургского пуха получаются особенно нежные и мягкие. И, что особенно ценно – тонкие и легкие. Поэтому их часто так и называют – паутинки. При этом они остаются очень теплыми.

Причина – в особой природе оренбургских степей: суровые зимы с очень сильными морозами и метелями здесь сочетаются с богатым степным разнотравьем летом. вот и получается очень тонкий, но при этом необычайно прочный пух, из которого можно соткать очень тонкие нити.

Надо сказать, неоднократно предпринимались попытки вывести оренбургскую козу в других странах и регионах (особенно старались это сделать французы), и каждый раз они заканчивались неудачей. Ведь тонкий пух козам нужен для сохранения тепла зимой, а мягкий климат Франции этому не способствовал: знаменитые оренбургские козы через несколько поколений превращались в обычных домашних с грубым и толстым пухом.

Почему платки? Потому что до XX века платок для женщин был самым важным предметом гардероба – его использовали вместо халата, его накидывали вместо плаща на улице, им укрывались. А особый пух местных коз позволял делать даже очень большие платки довольно легкими. Промысел неожиданно оказался очень выгодным, и скоро платки вязали целыми селами и станицами.

Фото. Старинное веретено – с него начинается создание платка.

В конце XVIII века казацкие платки вышли на российский рынок и стали . оренбургскими. В 1766 году известный краевед и географ Петр Рычков организовал экспедицию по Оренбургскому краю, результатом которой стало исследование “Опыт о козьей шерсти”. В нем
он с восторгом описывал уникальные свойства пуха местных коз, достоинства изделий из него и даже предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Этот труд был представлен на заседании Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. , в результате автор был награждён золотой медалью “В знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха”, а в оренбургских платках стали щеголять модницы Москвы и Санкт-Петербурга.

К концу XIX века оренбургский платок завоевал уже международное признание. В 1857 году на международной выставке в столице Франции они вызвали всеобщее восхищение. А в 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне оренбургская казачка Ускова М. Н. даже получила медаль “За шали из козьего пуха”. Такое высокое одобрение и первые награды поспособствовали появлению ажиотажа на западных рынках. После чего Англия начала импортировать оренбургскую козью шерсть, а английская фирма “Липнер и Кон” из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки, которые честно называли – “Имитация под Оренбург”. Изделия пользовались огромным спросом и хорошо продавались. Но тут грянула Октябрьская революция и поставки пуха прекратились. Англичане попытались заменить российское сырье аналогом из Кашмира, но изделия получались более толстыми и потеряли свою уникальность. И спрос на них упал. Чего, кстати, не случилось с оригинальными платками из Оренбурга – они по-прежнему популярны во всем мире.

Читайте также:
Одежда и аксессуары Prada и философия бренда

Фото. Н.П. Ерышев “Оренбургский платок”, 1986 г.

Не удивительно, что этот уникальный платок вдохновлял поэтов и художников.

Из книги Николая Павловича Ерышева “Рисунки с натуры”:

“. Решил написать картину об оренбургском пуховом платке. Жить, работать в Оренбурге и не написать на эту тему? Но, сколько ни старался, сколько ни сочинял – не выходило. Римма советует: «Поезжай туда, где вяжут платки, – там, на месте, что-нибудь придумаешь». Куда ехать? Конечно в село Желтое.

– Там все вяжут платки. Итак, еду в поезде в село Желтое и грустно так размышляю, почему одни художники быстро и, надо сказать, замечательно хорошо пишут. Другие, такие как я, работают медленно, трудно, с ошибками и переделками в порой уже законченной картине… Остановка поезда. Еще немного надо пройти по зимней дороге, и вот оно – село Желтое. Знаменитое село пуховязальщиц. Уже вечер, темнело, морозило сильно, и поэтому одно желание было – поскорее попасть в тепло, устроившись на ночлег. Нашел комнату для приезжих. Постучал – открыла хозяйка. Все занято, мест нет. Посоветовала пойти к председателю сельского Совета – он поможет. Кстати, пока мы разговаривали, она, не отрываясь, вязала платок – только спицы мелькали.

На ночлег устроился в доме одного маленького старика. Окошки с занавесочками, как раз такие, какие мне для картины нужны, зеркало узкое, высокое, с резной верхушкой – тоже мне подходит. Круглый из цветных лоскутов половичок – он тоже потом попал в картину… Срисовал и то, что было в другой комнате – печь, окна, часы старинные, занавески, стол-лежанку с покрывалом.

– Нужна старуха? Моя сгодится. Нужна прялка? Да у моей старухи и прялка есть! Пришли вовремя. Старуха жарила большие по размеру, но очень плоские пирожки с картошкой… Нарисовал и старуху, и прялку. Через день-два по “протекции” моего хозяина-деда рисовал везде и вскоре собрал весь материал для картины. И композицию придумал. Вернувшись в Оренбург, картину написал быстро. Картине “Оренбургский платок” везло – была представлена на всесоюзной выставке, на всемирной выставке произведений молодых художников в Париже. Теперь картина находится в Третьяковской галерее. Спасибо деду маленькому и его дому, спасибо деду большому и старухе его с прялкой, спасибо селу Желтому, где узнал, как вяжут знаменитые оренбургские пуховые платки.

Фото. Н.П. Ерышев “Оренбургские платки”, 1986 г.

Еще одна картина художника была написана под впечатлением от поездки на оренбургский рынок, где накануне праздника Русской зимы мастерицы продавали свой товар, а покупательницы выбирали. Время от времени над толпой взлетали и опускались, словно большие птицы то один, то один, то другой платок – так мастерицы показывали свой товар. И над всем этим легкой паутинкой кружились снежинки. Красивая картина, правда? Все это художник сумел перенести на холст.

Фото. Оренбургский пуховый платок. Паутинка “Снежинка”, Федорова О.А. 1989 г. (из коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств).

Не менее интересна история создания одноименной песни, ставшей настоящим гимном оренбургскому пуховому платку. В 1958 году в Оренбурге создавался русский народный хор. А раз есть хор, то должен быть и репертуар. И чтобы создать этот самый репертуар сотрудники местной филармонии пригласили в Оренбург известного музыканта и композитора Григория Пономаренко и поэта-песенника Виктора Бокова. Они написали для хора несколько песен, но вот песню, которая стала бы сердцем программы, сочинить не получалось.

И как обычно это бывает, помог случай. Как и все гости Оренбурга Виктор Боков выбрал на местном рынке для своей мамы в подарок самый тёплый и красивый оренбургский платок. Выбрал и отправил посылкой в далекий Загорск (сейчас — Сергиев Посад).
“Я представил себе, — вспоминал поэт, — как в зимний, холодный вечер на ее плечи ляжет эта теплая, затейливая, пушистая вязь. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь ее текст.” Пономаренко, прочитав эти известные всем нам строки тут же начал напевать мелодию, и к утру на свет родилась песня.

Только вот первая репетиция песни . провалилась. Когда Виктор Боков пришел в репетиционный зал и начал диктовать текст песни, а Пономаренко наигрывать мелодию на баяне, девушки-хористки всем хором . дружно заревели. Все они приехали в далекий Оренбург по распределению, очень тосковали о родных городах и селах, о мамах, а песня так напоминала о родном доме.

Прошло много лет, но от этих незамысловатых слов по-прежнему щемит сердце и становится тепло на душе.

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать,
Я готова тебе, дорогая,
Не платок, даже сердце отдать.

Ветер шарит, как странник, по ставням,
За окном завывает метель.
Для тебя самовар я поставлю,
Для тебя отогрею постель.

В этот час одинокий вечерний
Мне с тобой хорошо говорить.
Как мне хочется лаской дочерней
Все морщины твои удалить,

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу.
Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Все равно пред тобой я в долгу.

Пусть буран все сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог.
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.

Вы наверняка знаете, как проверить подлинность оренбургского платка – настоящее изделие оренбургских мастериц без труда проходит через обручальное колечко, благодаря тонкой нити и особенному особенному плетению. Традиции древних мастериц живы до настоящего времени. Из-под рук современных вязальщиц выходят не менее удивительные шедевры.

Много интересного про оренбургские традиции вязания паутинок можно найти в сборнике “Оренбургский пуховый платок”, составитель Ирина Бушухина. Тут можно прочитать про историю промысла, узнать про технологию обработки пуха, найти схемы основных узоров, а также – стихи, повести и песни про оренбургские платки.

Фото. Рисунок оренбургского пухового платка. Почтовая марка России, 2013 г.

Кстати!
На Осинке есть целая тема, которая так и называется: Оренбургский платок! В ней мастерицы делятся друг с другом своим опытом создания восхитительных платков, шалей и паутинок из тонкой козьей шерсти. А со всеми нами – своими легкими ажурными творениями, наполненными теплом души. Но об этом – в следующий раз.

Оренбургский пуховый платок — новое рождение

Несмотря на то, что приехали мы в Оренбург для участия в начале строительства солнечной электростанции , обойти стороной знаменитую на весь мир визитную карточку города было конечно же нельзя.

Большое спасибо организаторам поездки из компании «Т плюс», за то что нашли время на то, что бы познакомить нас с традиционным оренбургским промыслом, причем не повезли нас в обычный магазин, а показали настоящую мастерскую оренбургского дизайнера Анны Советовой .

Кажется Анна Советова может говорить про Оренбургский пуховый платок бесконечно. Казалось о чем тут говорить, ну платок и платок. Но оказывается у этого народного промысла очень большая и интересная история. Есть здесь и свои каноны — традиции рисунка, плотности вязки, используемых материалов.

Но интересно было услышать не только о прошлом платка, но и о его настоящем и будущем.

Мода вещь не постоянная, она все время меняется. И сегодня, пуховый платок, уже не является предметом одежды даже самих оренбуржек. Конечно, остаются бабушки в основном в деревне, которые по прежнему носят пуховые платки, но оренбургская модница пуховый платок по доброй воле не оденет.

Получается, что платку в современном обществе остается лишь роль сувенира. Это в конце концов приводит к тому, что традиции вязки настоящих оренбургских платков теряется — ведь вязка настоящего пухового платка это очень долгая и кропотливая работа — разве будет кто-то достойно оплачивать такой труд, приобретая платок лишь в качестве сувенира? Конечно, все меньше желающих этим заниматься, а ручной труд все больше заменяется машинной вязкой.

Анна Советова решила дать Оренбургскому пуховому платку вторую жизнь. Если современный рынок не готов воспринимать классический традиционный продукт, значит традиции пора менять. Анна начала экспериментировать с формой подачи традиционного промысла, трансформируя его на современный лад. При этом оставляя нетронутой основу — традиции вязки, рисунок и материалы платка.

Так появились игрушки

  • © Фото из открытых источников

  • © Фото из открытых источников

Украшения, колье, воротники

  • © Фото из открытых источников

  • © Фото из открытых источников

Или вот простой пример, раньше оренбургский пуховый платок был исключительно женским атрибутом. Теперь носить его могут и мужчины, например в виде бабочки к вашему фраку

  • © Фото из открытых источников

Но, конечно же, и классический оренбургский платок остается, именно благодаря появлению новых, нетрадиционных форм, удается сохранить традиционную вязку — все эти платки самые настоящие, такие же как делались и сто лет назад — вручную из шерсти местных коз.

  • © Фото из открытых источников

В студии Анны Советовой используются как платки ручной работы, которые вяжутся на дому, так и продукция машинной вязки, но обязательно выполненая по всем канонам традиционного промысла. В мастерской Анны уже готовые платки обретают свою окончательную форму, для этого здесь установлено все необходимое оборудование.

  • © Фото из открытых источников

При этом, ни одного кусочка платка не пропадает, даже самые маленькие лоскутки идут в дело.

Конечно, в деле сохранения этого народного промысла еще много проблем. Но я выходил из мастерской с уверенностью, что традиции вязки оренбурского пухового платка сохранятся, и надолго останутся визитной карточкой Оренбурга.

Оренбургский пуховый платок — воплощенная женственность

Дорогие рукодельницы, кто из нас не любовался замысловатыми ажурами оренбургских пуховых платков и не мечтал иметь такой платок в своем гардеробе? Думаю, таких найдется немного. Изумительно нежные и легкие творения мастериц, с красивыми переплетениями нитей в неповторимых узорах, как-будто специально созданы для того, чтобы подчеркнуть женскую красоту и индивидуальность.

С Оренбургским пуховым платком меня связывает личная и давняя уже история. В дни моей юности, когда трудно было найти не только пряжу, но и журналы с описанием и схемами, среди старых маминых подшивок я нашла приложение к журналу «Работница» № 1 за 1980 год. В приложении мелким, едва различимым шрифтом было опубликовано описание и схема Оренбургского платка! Это был платок, или в простонародье Паутинка, такой чудесной красоты, что мне сразу же захотелось его связать!
И ничего страшного, что весь мой прежний вязальный опыт заканчивался простенькими варежками и шарфиками, – это было уже неважно и не могло меня остановить! В ближайший же выходной я купила белоснежный козий пух, который в то время свободно продавался на рынке, уговорила маму, спрясть мне пряжу, а делала она это мастерски, и бесстрашно приступила к работе!
Сказать, что я вязала долго, — ничего не сказать! :) Я вязала очень долго, вывязывая каждую петельку, и практически после каждой из них, смотрела в описание, — настолько замысловатым был узор! Кто вязал такой платок, меня понимает!
И вот, наконец, работа была закончена! Конечно, мое творение не было шедевром, — это был только первый опыт, но этот платок я подарила тогда маме, и она с удовольствием и долго его носила. Получилось совсем, как в той замечательной песне Людмилы Зыкиной «Оренбургский пуховый платок».
Выдающимся мастером по вязанию этих прекрасных платков я так и не стала, но любовь к вязанию с тех самых пор осталась со мной навсегда! И до сих пор я бережно храню то старенькое приложение к журналу с Оренбургским пуховым платком, снова и снова любуясь его неповторимостью и красотой..

Так, в чем же заключается магия пухового платка из Оренбурга?

В этом чудесном творении сплетены и легенды, и правда, подтвержденная наукой.

Буду рада, если в этой публикации вы узнаете много нового и интересного для себя об истории и сегодняшнем дне Ажурной паутинки, и, возможно, загоритесь желанием его приобрести или связать.

Итак, Оренбургский пуховый платок.

Легенда древней Греции

Почитаемая и уважаемая древнегреческая богиня, прекрасная дочь Зевса Афина Паллада, обучала людей искусствам, в том числе и ткачеству и прядению.

Арахна в обличьи паука

Арахна — мастерица, славившаяся в то время своим умением создавать прозрачную, как воздух ткань, захотела превзойти Афину, вызвав её на состязание по рукоделию.
Мудрая Афина предстала перед гордячкой в виде сгорбившейся седой старухи, чтобы предостеречь ее. Но Арахна не отступила — соткала тончайшую ткань на суд всех богов. Однако те объявили победительницей Афину. Гордая мастерица не смогла смириться с поражением и повесилась.

Однако Афина не дала ей умереть — спасла, освободила из петли, но наказала за высокомерие, дав жизнь в обличьи паука. С тех самых пор пауки вечно плетут паутины – лёгкие, изящные, прозрачные… А самые тонкие, ажурные оренбургские платки, которые с легкость проходят сквозь женское колечко, называют паутинками,
по аналогии с паучьей паутиной.

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы: хлопчато-бумажной нити, шелка, вискозы или лавсана.

оренбургская коза

Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, поэтому изделия из оренбургского пуха — особенно нежные и мягкие.

Суровые морозные зимы, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти.

Что называют ажурной паутинкой?

Ажурные паутинки – самые изящные изделия линейки оренбургских пуховых платков, отличающийся особой легкостью и тонкостью.

Именно паутинки обладают уникальными способностями – свободно проходить сквозь обручальное кольцо и легко помешаться в гусином яйце. Как правило, изделия имеют квадратную форму, самую разнообразную цветовую гамму и невероятные по своей красоте узоры.

Секрет оренбургской паутинки

В чем секрет оренбургской паутинки – это, в первую очередь, сочетание поистине «народного» происхождения и сложных технических приемов.

Ажурная паутинка — это главный показатель мастерства её создателя. В выборе узора для вязания, в умелом его расположении раскрывается её талант. Если обычный оренбургский платок имеет глухую середину и ажурные края, то в паутинке рисунки заполняют всё полотно. Оренбургский пуховый платок, знаменитый во всем мире — это именно оренбургская пуховая паутинка.

Ажурные паутинки можно носить как на голове, так и на плечах. Тонкие, легкие и, одновременно с этим, невероятно тёплые, изящные и компактные изделия подойдут к любому гардеробу, а при необходимости без проблем уместятся даже в самой маленькой женской сумочке.

Оренбургский платок — гордость русской культуры

Платок – это элемент одежды, который пришёл к нам из глубины веков. Кто и когда его придумал? История умалчивает. Однако ещё в древней Руси платок был неизменной частью женского одеяния, являясь символом благочестия. По православным традициям требовалось, чтобы головы женщин обязательно были покрыты платками.

Настоящей гордостью русской культуры являются платки, шали и косынки, изготовленные талантливыми руками настоящих мастеров.
Понятие «Русский платок» получило мировое признание, благодаря кропотливому труду русских художников и мастериц.

Первые шали. Возникновение и развитие

Словарь Даля определяет шаль, как английский женский платок длиною до плеча. Шали возникли ещё в 15-м веке в исторической области Южной Азии, г. Кашмире. Там производили большие квадратные накидки из пашмины. Сложенные треугольником и накинутые на голову, они спадали на плечи и закрывали весь стан.

В Европе мода на шали возникла во времена Наполеона, когда он начал привозить из своих многочисленных походов своей возлюбленной Жозефине Богарне восточные подарки — красивые шали разнообразных форм, расцветок и размеров. С той поры шали быстро распространились по Европе, став любимым аксессуаром модных француженок.

В Россию первые шали были привезены с Востока и распространились с бешеной скоростью. Российские производители быстро отреагировали, и вскоре их производство было налажено в крепостных фабриках и мануфактурах.

Оренбургские пуховые шали: легенды и реальность

А в Оренбуржье в то время уже вовсю вязали разнообразные ажурные шали из местного уникального пуха. По легенде, первая оренбургская пуховая шаль, связанная умелой казачкой, была преподнесена в дар Екатерине второй. Тончайшая работа привела царицу в восторг, и та щедро одарила искусницу. Но, чтобы никто не узнал её секретов, да чтоб ни у кого больше такой красоты не было, приказала своим слугам ослепить казачку. Но не учла царица того, что у мастерицы этой дочь была, знающая все секреты этого искусства. И вскоре создавать красивейшие шали с неповторимыми узорами научились многие вязальщицы Оренбуржья.

Пуховые изделия ручной работы оренбургских мастериц были удостоены многочисленных наград на международных выставках. Красота, изысканность, восхитительная тонкость работы и оригинальные узоры сделали оренбургские шали и платки известными на весь мир.

Пуховая шаль — это изысканное и красивое изделие, популярность которого стремительно растёт. Это универсальный аксессуар женского гардероба, который никогда не выходит из моды. Универсальна она тем, что носить её можно в любое время года. В зимние холода она, несмотря на свою тонкость и лёгкость, подарит мягкое тепло и защиту, а в нежаркий летний вечер она укутает своей нежностью, защищая от ветра, и подарит ни с чем не сравнимое ощущение комфорта и уюта.

Универсальна оренбургская шаль ещё и тем, что носить её можно практически с любой одеждой — она станет шикарным украшением любого наряда. Пуховая шаль — это один из немногих аксессуаров, который с удовольствием носят женщины любого возраста. Юным леди она придаёт особое очарование, делая образ оригинальным. Пуховая шаль для пожилых дам — незаменимая вещь, которая подарит целебное тепло и комфорт, и, в то же время, придаст образу шик и благородство.

Женщина, создающая индивидуальный, неповторимый, женственный образ, должна иметь в своём арсенале несколько вариантов платков, и пуховый среди них должен присутствовать обязательно. Пуховый платок зимой на женщине выглядит настолько идеально и женственно, что никакие другие головные уборы не идут в сравнение. Забыть женщину в таком платке невозможно.

С чем же носить оренбургский пуховый платок?

Для девушек ответ вполне очевиден, лучше всего им подойдет именно изделие машинной вязки, особенно светлых тонов. Благодаря своей ажурности, тому что платок практически не пушится, а также светлости, легко добиться очень романтичного эффекта. В паре с приталенным пальто, шубкой или дубленкой, такой аксессуар будет наиболее гармоничен.

В противовес этому идут куртки и пуховики, с которыми носить оренбургский пуховый платок как минимум странно, а в целом неуместно. Натуральность изделия выдержит вязаные, меховые и изделия из натуральных тканей, а вот синтетические бесформенные пуховки никак не соответствуют таким требованиям.

То же касается и обуви. Каблук отлично дополнит женственный образ в паре с платком, а обувь на плоском ходу или платформе будет напоминать о девочке из далекого детства, которую бабушка насильно закутала в свой платок.

Для украшения можно приколоть на оренбургский пуховый платок красивую брошь. Можно приобрести специальное кольцо для платочных изделий. В зависимости от того, как вы завяжете палантин, именно оригинальная брошка может добавить аксессуару завершенности. Кроме того платок иногда сочетают с меховыми шапками, когда поверх изделия надевается головной убор. Вид получается довольно царственный и грациозный.

Пуховые платки – вчера и сегодня

Кто и когда изобрел вязание сегодня не известно. Исследователи пришли к выводу, что четыре тысячи лет назад люди уже освоили этот вид творчества. Доказательства найдены как в египетских захоронениях, так и в тех, что обнаружены в Южной Америке.

Пуховязание в Оренбургском крае

В Оренбурге вязанием занимались жены казаков, оказавшихся в этом степном краю по долгу службы. Коренные жители издавна использовали козий пух, правда, вязать из него не пытались.

Первые вязаные изделия изяществом не отличались. Их делали исключительно в практических целях – для получения теплых головных уборов – платков и шалей.

Со временем платки становились все интереснее. Из толстой пряжи вязали теплые платки на зиму, из тонкой – легкие изящные паутинки для ношения в более теплое время.

Трудолюбивые казачки довольно быстро поняли, как извлечь выгоду из рукоделия. Теплые, легкие, да еще и красивые шали с удовольствием покупали знатные дамы. Оренбургские платки стали востребованы. После того, как на международной выставке рукодельному пуховому изделию досталось первое место, платки и палантины начали приобретать не только в России, но и за рубежом.

Период забвения

Войны, потрясшие Европу, привели к разрыву торговых связей и обнищанию основной части населения. На какое-то время о красоте пришлось позабыть. К счастью, это не отразилось на навыках мастериц. Все, что было известно вязальщицам, осталось в семьях оренбуржцев. Секреты прядения и вязания передавались дочерям и внучкам.

В селах по-прежнему вязали платки и паутинки, палантины и шали. Только спрос на них значительно снизился.

Этап возрождения

После окончания ВОВ страну захлестнула волна возрождения. Люди верили в светлое будущее. Стремительно возводились заводы и фабрики, восстанавливалось сельское хозяйство, строились дома и дороги, хорошели города и поселки. Наблюдался подъем и у вязальщиц: их работы наконец-то «вышли в свет». Платки стали хорошо продаваться, промысел – развиваться.

Большой вклад в популяризацию пуховых изделий внесла песня «Оренбургский пуховый платок». Ежедневно голос Людмилы Зыкиной пел по радио о связанном для самого любимого и близкого человека пуховом платке. Советские женщины, очарованные трогательным текстом песни и прекрасными потребительскими характеристиками оренбургских платков, с удовольствием покупали и носили красивые и тёплые изделия.

К концу прошлого века

К концу прошлого века прилавки магазинов пополнились импортными товарами, которые несколько потеснили отечественные изделия. Модницы стремились обзавестись заграничными вещицами, с пренебрежением относясь к тому, что прославило их Родину. А вот зарубежные гости по-прежнему увозили в свои страны изумительно нежные пуховые платки. Шали преподносили в дар высокопоставленным особам, посещавшим нашу страну с официальными визитами и принимавшим в своих резиденциях представителей нашего государства.

Время не властно над шедеврами

Никакие капризы моды, новые ткани и модели не смогли затмить прелестные пуховые платки. Как и прежде, женщины с удовольствием пользуются пуховыми аксессуарами, аккуратно укладывают их на плечах, чтобы согреться и показать окружающим красиво переплетающиеся ниточки.

Пуховые платки дарят своим обладательницам мягкость и нежность. Женщина, окутанная невесомой паутинкой, выглядит свежо и загадочно. Изысканно смотрится дама в вечернем наряде с прикрытыми пуховым палантином плечами. Объемная шаль способна придать внешности солидность и очарование.

Пух и летом, и зимой

Косынки и палантины, шали и паутинки можно увидеть на плечиках, шейках и головах прекрасных представительниц женского пола в любое время года.

Старшее поколение предпочитает носить пуховые платки на голове. Молоденькие девушки повязывают шарфики на шею, сооружая оригинальные воротнички. И в том, и в другом случае изделие уместно. В сочетании с такими же пуховыми варежками создается неповторимый образ «прекрасной незнакомки» в окружении невесомой пуховой дымки.

Достоинства пуховых платков

Натуральный пух популярен по нескольким причинам. Самая главная, разумеется – способность согреть ту часть тела, на которой находится изделие. Вторая – прекрасный внешний вид. Третья – нежность и мягкость. Достоинств у оренбургских платков масса, всех и не перечислить.

Выбирая платок, не забывайте, что все вязаные изделия делятся на две категории. Первая – связанные вручную. Вторая – выполненные машинной вязкой. Первая отличается большей нежностью, вторая – более четкая.

Любые новые изделия практически лишены пуховой оболочки. Она появится в процессе носки. Если есть желание показаться на людях в пушистом платке, обновку придется сначала «разносить» в домашних условиях.

История оренбургского пухового платка

Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. Это исконно русское изделие народного промысла, о котором знают не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Нигде в мире еще не изготовили такие изделия, которые смогли бы по своим свойствам сравниться с платками и шалями вязальщиц Оренбурга.

Считается, что оренбургский платок – это платок, связанный исключительно из местного козьего пуха. Уникален он тем, что очень тонок (тоньше в мире нет). Его толщина 16-18 микрон. Для примера — толщина ангорской шерсти или мохера составляет 22-24 микрон. Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые.

Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании. Жесткие погодные условия Оренбурга вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать теплый пух. Одно время французы пробовали заняться разведением оренбургских коз на своей территории, для чего была закуплена партия животных. Однако, оказавшись на территории с теплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял свою особенность и уникальность.

История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Именно тогда (после одной из экспедиций) Петр Рычков — географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и сумел описать способы изготовления платков из него. Хотя их начали вязать гораздо раньше, ведь это было традиционное занятие местных жителей.

После того, как Москва, Санкт-Петербург, а после и вся Россия узнали о существовании уникальных оренбургских платков, спрос на них увеличился в сотни раз. Это способствовало хорошему экономическому развитию в данном регионе, так как такое производство давало возможность хорошо зарабатывать. Мировая слава настигла Оренбургский платок в середине XIX века. Признание и главные награды он получил сначала в 1857 году в Париже, и далее – в Лондоне на выставке в 1862 году. Десятки тысяч пудов козьего пуха, а также изделий из него были закуплены в России для Европы. В Англии даже был налажен выпуск пуховых платков-подделок. Изделия пользовались спросом, хотя производители не скрывали, что эти платки – «Имитация под Оренбург».

Произошедший развал и появление Советского Союза привело к прекращению крупных поставок оренбургских изделий из пуха. Нет, платки вязать не перестали, но выхода на мировой рынок не стало. На смену козьему пуху из Оренбуржья пришел пух кашмирский, который по своим свойствам несколько уступал российскому.

Пуховые платки в Оренбурге вяжут и по сей день. Но пух имеет одну особенность: ему противопоказана машинная вязка, во время которой теряется мягкость и снижается качество. Поэтому все изделия продолжают вязать вручную. В связи с этим и цены на них достаточно высокие, но оренбургский пуховый платок того стоит.

Об оренбургском пуховом платке

Пух оренбургских коз и его лечебные свойства

Оренбургский платок, помимо красоты и защиты от холода, обладает уникальными целебными свойствами. Козий пух – универсальное лекарство на все времена, и пуховая шаль будет незаменимым домашним помощником при радикулите, простуде, воспалении дыхательных путей, головных болях и патологиях кровообращения.

Например, при ангине оренбургская пуховая шаль станет прекрасной альтернативой распространенному спиртовому компрессу, согревая и защищая пораженный участок тела, а пуховые ворсинки, улучшающие функции микроциркуляции крови, являются отличным массажером для нервных окончаний кожи. Если сразило воспаление тройничного нерва, или одолевают мигрени – укутайте голову пуховым платком; так же не стоит забывать о способе, знакомом от наших прабабушек – повязывать платок на поясницу при болях в спине, или даже предупреждать их, защищаясь от сквозняков тёплой пуховой шалью. Страдающим от варикоза показано укутывать голени пуховым материалом или надевать специальные наколенники, которые не мешают движениям и комфортно обхватывают ногу.

Благодаря умению отталкивать загрязнения и поглощать влагу, оренбургский пух считается гигиеничным материалом, а пуховые волокна содержат в своем составе полезные аминокислоты. Теплопроводность пуха низка, а значит, он идеально согревает укутанного в него человека, сохраняя и приумножая его собственное тепло.

Берегите своё здоровье и пользуйтесь дарами природы, ведь она щедро заботится о нас!

Пуховый платок на свадьбу

На сегодняшний день, с платками, связано определённое количество традиций. Об одной из них и пойдёт речь – пуховый платок на свадьбу.
Ещё в старые времена, носить пуховый платок считалось знаком состояния в обществе. Он символизировал о порядочности девушки. Что касается свадебных традиций, существовало несколько вариантов дарения пухового платка.
Первый вариант, девушка дарила жениху свой пуховый платок в знак согласия выйти за него замуж. После чего начиналось празднование, которому дали одноимённое название «Платок».
Второй вариант, когда пуховый платок дарила мать невесты для своей дочери. Платок обязательно должен быть белого цвета, который символизировал замужество и начало нового этапа в жизни девушки. Иногда Оренбургские пуховые платки дарились матерью невесты обоим участникам бракосочетания.
Третий вариант, невеста получала платок в подарок от будущей свекрови. В данном случае это значило то же самое, разница в том, что всё происходило в процессе венчания. Именно мать жениха должна была снять с невесты фату и повязать ей на голову пуховый платок. Эта традиция встречается и по сей день на многих свадебных торжествах. Некоторые молодожёны сохраняют и передают традиции из поколения в поколение, а некоторые отдавая дань «моде» отмечают празднование в стиле «ретро».

В современном мире, пуховый платок на свадьбе скорее служит оригинальным дополнением образа невесты. Сегодня многие магазины предлагают большой выбор однообразных накидок и манто, в которых сложно выглядеть оригинально. Что касается правильно подобранного пухового платка, невеста будет не только центром внимания, но и благодаря лёгкости и невесомости изделия будет чувствовать себя комфортно. Сейчас это особенно актуально, т.к. многие бракосочетания всё чаще проводят на открытом воздухе. Современные палантины и паутинки невесомы, воздушны и имеют богатый выбор цветов. Любая невеста с лёгкостью может выбрать для себя подходящую модель.
Тонкие кружевные паутинки – это не только красивый, но и практичный аксессуар для свадебного торжества. Их используют как накидку на плечи или в качестве фаты на голову, также можно красиво и не стандартно создать прическу, с помощью тонкой ажурной паутинки, подколов аксессуар невидимками.
Некоторые российские дизайнеры, такие как Ульяна Сергиенко и Анастасия Романцова известные своими коллекция в русском стиле, использовали оренбургские пуховые платки, которые создали ощущение теплоты и нежности, благодаря их умелой стилизации.

В нашем магазине представлен большой ассортимент оренбургских пуховых платков, палантинов и ажурных паутинок, которые прекрасно подойдут как для свадебного торжества, так и для повседневной жизни!

Как носить пуховый платок

Знаменитый пуховый платок из Оренбурга постепенно переместился с головы на плечи, а затем на талию, придавая женщинам новый облик. Это не тот толстый серый квадратный платок, связанный спицами для холодной зимы. Тончайшая паутинка фабричной работы уместна на любом наряде даже летом. Несколько способов ношения пухового платка:

Равномерно расположив узлы, повязать на шею как бусы. Уместно при большом вырезе или с открытой блузкой.

Завязать в виде болеро.

Соорудить пушистый тюрбан.

Собрав в гармошку, сформировать цветок на плече.

На платье без рукав сформировать бабочку из перекрученных концов.

Традиционные цвета – серый и белый, но современные технологии окраски ввели в продажу платки различных оттенков. Они бывают маленькие, большие, квадратные, прямоугольные и в виде косынок. Последние в прохладную погоду хорошо сочетаются с кожаными куртками.

Цветовые сочетания

Чтобы платок органично вписывался в создаваемый образ, его цвет должен сочетаться с цветом костюма:

сочетание чёрного и белого традиционно;

возможно соединение красного и чёрного для контраста;

всегда хорошо сочетаются близкие цвета, отличающиеся на 2-3 тона.

Также следует учитывать тип кожи:

обладательницам бледной кожи подойдёт красный цвет, рыжеволосым – бирюзовый и фиолетовый.

женщинам с зимним типом кожи лучше взять платок холодных цветов, с летним – наоборот.

История оренбургских пуховых платков

История оренбургских пуховых платков

Настоящий пуховый платок ручной вязки-произведение искусства. Для того, чтобы он получился, мастерица сначала много лет учится выводить красивые узоры ровными петлями, а потом проводит много дней над созданием каждого платка.

Сложность Оренбургского платка в том, что рисунок вывязывается в каждом ряду, т.е. в таком платке нет изнанки, и обе стороны имеют одинаковый рисунок. Вязание только лицевыми петлями даже получило название: «платочная вязка».

История появления

Сколько лет промыслу, использующему пух козы для вязания полотна, доподлинно неизвестно. Считается, что ремеслу в таком виде, который мы видим сегодня, исполнилось 250 лет. В то время казаки осваивали степи, строили остроги. Казачки общались с местными жительницами, перенимали некоторые обычаи местной жизни-способы приготовления пищи и одежды.
Так, казаков удивила лёгкая одежда, которую местные жители надевали в зимние метели, и не боялись холода. Оказалось, что под верхней одеждой у степных всадников имелась «подложка» из полотна, связанного из пуховой нитки. Полотно это было простым, грубым, но очень тёплым.
Со свойственным русской душе полётом фантазии, жёны казаков-мастерицы и затейницы, стали вывязывать различные узоры, придумали обвязывать изделие каймой, которая стала неотъемлемой частью любого платка.
Первым официальным упоминанием пуховый промысел обязан историку Оренбургской губернии Петру Ивановичу Рычкову. Он популяризировал пуховое производство, вывел платок на другой уровень: через некоторое время пуховые платки из Оренбургской губернии стали модным аксессуаром в Европе.

Какие бывают пуховые платки

Изначально платки имели функциональное значение: они должны были сохранять тепло и выполнялись плотной вязкой, напоминая плед. Такие платки очень тёплые, достаточно тяжёлые, до 500 грамм. Эти оренбургские платки принято называть шалью.
Пуховая шаль-значит плотный, тёплый и очень пушистый платок.
Средняя часть платка выполняется без узора, вокруг платка-кайма, а по краю- «зубчики».
Высокое мастерство вязальщиц вылилось в создание настоящих произведений прикладного искусства: платка из тонкой нити, выполненного ажурной вязкой. Принцип вязания тот же: середина, кайма и «зубчики», только все части очень нежные, узоры повторяют морозные картинки на зимнем окне, а платок настолько лёгкий и ажурный, что получил название «паутинка».
Настоящая паутинка, несмотря на пушистость, легко проходит через колечко. Это возможно, благодаря уникальным свойствам пуховых нитей из Оренбуржья: пух местных коз является самым тонким в мире, тоньше ангоры и мохера.

Как создается платок

Процесс изготовления оренбургского пухового платка не поменялся за два с половиной столетия.
Берётся коза. Коза должна быть пуховой породы, не молочная и не мясная. С козы собирается пух. Стричь шерсть нельзя-пух берётся специальным способом-вычёсывается.
Козы живут на свободном выгуле, иначе у них не будет качественного пуха, а это значит, что пух у них достаточно загрязнён, и его обязательно чистят и перебирают.
Затем пух чешут при помощи чёсок-гребней с частыми металлическими стержнями.
После этого пух прядут. В основном, на прялках, механических и электрических. Но в татарских сёлах ещё живут пожилые мастерицы, которые прядут пух по-старинке, руками. И получается самая тонкая, ровная и дорогая нить для создания уникальных «паутинок».
Платок вяжется по определённой схеме, которая не менялась никогда. Называется «от угла». Паутинку, как правило, вяжут сразу с зубчиками, шаль зачастую вяжется с каймы , далее-середина, а зубчики обвязываются потом. Связанное другими вариантами изделие, будет хорошим аксессуаром, но не будет оренбургским платком.
Когда изделие готово, его стирают и растягивают на специальном станке, цепляя за зубчики. Высохнув, платок будет держать форму до следующей стирки.
Зимой принято выкладывать новый платок на чистый, только выпавший снег. Считается, что так платок станет лучше «пушиться».

Сейчас оренбургские платки частично исполняют на вязальной машинке, но ещё не изобрели такой механизм, который смог бы повторить, связанный руками, ажурный платок.
Пуховые козы из Оренбуржья прижились в Волгоградской области, и более-нигде. Поэтому промысел процветает в Оренбургской и Волгоградской областях.
Лучшими мастерицами, произведения которых находятся в коллекциях известных музеев, признаны вязальщицы, которые проживают и трудятся в татарских посёлках Оренбургской области.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: