Коллекция Sophia Webster и оскорбление чувств верующих

Товары особого возмущения: оскорбившие верующих рекламные кампании

Компания Nike в очередной раз вызвала негативную реакцию мусульман в январе 2019 года. Логотип на новых кроссовках Air Max напомнил верующим написание имени Аллаха на арабском языке. Особенно возмутительным они сочли нанесение этой надписи на подошву. На портале Change.org была создана петиция с требованием отозвать из продажи партию обуви. В Nike сообщили, что приняли проблему всерьез, так как с уважением относятся ко всем религиям.

В аналогичной ситуации компания уже оказывалась в 1995 и 1997 годах

Осенью 2018 года в центре скандала оказалась израильская модель Бар Рафаэли, снявшаяся в рекламе бренда Hoodies. Девушка появляется в ролике в традиционном женском мусульманском головном уборе — никабе. После надписи на экране «Здесь Иран?» она снимает никаб и остается в одежде от Hoodies. Девизом ролика была фраза «Главное — это свобода». Многие пользователи соцсетей восприняли такое видео как оскорбление мусульман. Рафаэли вскоре удалила ролик из своего аккаунта в Instagram

Зимой 2018 года в индийском городе Хайдарабад на площадях было организовано сожжение памперсов Baby Dry Pants от Procter & Gamble. Инициатором акции стали местная группировка «Центр ислама и мученичества», разглядевшая в изображении мордочки котенка имя пророка Мухаммеда на арабском языке. В компании ответили, что рот и усы кошки нарисованы на памперсах так, как их обычно рисуют дети по всему миру

В январе 2018 года в Швеции произошел скандал, связанный с носками от сети H&M, на которых был изображен Lego-человечек с отбойным молотком. Местные мусульмане заявили, что вверх ногами этот рисунок напоминает слово «Аллах». Компании пришлось отозвать носки из продажи, там заявили, что подобное сходство стало результатом совпадения

В 2011 году в России несколько человек подали иск к ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» из-за старой рекламной кампании. В 2007 году в Нижнем Новгороде появились холодильники с изображением главных городских достопримечательностей в узнаваемом силуэте бутылки Coca-Cola. Слоганом кампании была фраза «Ценность традиций». Использование в таком ключе изображений памятника Минину и Пожарскому, Рождественской церкви и других достопримечательностей было расценено авторами иска как надругательство над святынями. Суд отказал активистам в компенсации морального вреда

В 2003 году в Дании в сети супермаркетов Kvickly появились сандалии, на внутренней стороне подошвы которых были изображения Иисуса и девы Марии. Буквально в течение нескольких часов после начала продаж несколько пар обуви были уничтожены недовольными покупателями. После того как количество возмущенных отзывов перевалило за 200, продажи прекратились. К этому времени было куплено уже более 4 тыс. пар

В 2012 году в американском штате Айдахо запретили продажу водки «Пять жен». Власти заявили, что подобное название оскорбляет мормонов, проживающих в штате, так как намекает на наличие в их традициях многоженства

В 2010 году суд Джакарты решил закрыть индонезийский филиал международной сети Buddha Bar из-за неуместного использования религиозной символики. Кроме того, владельцы бара и городские туристические власти подверглись штрафу.

Аналогичная ситуация с рестораном этой сети произошла в Красноярске: в ноябре 2016 года прокуратура обязала владельцев сменить название заведения и выплатить 30 тыс. руб. штрафа в связи с оскорблением чувств верующих. В конечном итоге штраф вырос до 100 тыс. руб., а бар закрылся. Жена владельца пояснила, что иначе им предстояли бы значительные расходы на смену названия и перепечатывание меню

В 2007 году Англиканская церковь потребовала удалить одну из сцен игры Resistance — Fall of Man для PlayStation 3. В ней было использовано изображение Кафедрального собора Манчестера, что верующие сочли оскорбительным. Компания — производитель игры Sony Corp. принесла публичные извинения

Рекламная кампания производителя одежды Benetton с целующимися политиками разных стран была, по утверждению представителей компании, направлена на борьбу с ненавистью во всех ее проявлениях. Тем не менее в ноябре 2011 года компании пришлось отказаться от одного из плакатов, на которым были изображены целующимися папа римский Бенедикт XVI и имам мечети Аль-Ажар в Каире Ахмед эль-Тайиб, из-за угроз Ватикана подать на Benetton в суд, так как реклама оскорбляла не только чувства верующих, но и «образ Его Святейшества»

В октябре 2012 года представители мусульманской общины Швейцарии увидели в новом слогане авиакомпании Swiss Air «Крест — это козырь» (Kreuz ist Trumpf) оскорбление своей религии. В компании заявили, что не хотели никого оскорбить, а в слогане заложено несколько значений: он ассоциируется с флагом Швейцарии (белый крест на красном фоне) и должен напомнить жителям страны о популярной карточной игре Jass (Kreuz ist Trumpf можно перевести и как «Козыри — крести»). Это значение слогана, понятное лишь коренным швейцарцам, должно было привнести в рекламную кампанию особый аромат дома, посчитали в Swiss Air

“Проснувшаяся” статья. В России резко выросло число дел об оскорблении чувств верующих

Автор фото, Sergei Karpov/TASS

Читайте также:
Модные женские куртки, пальто и шубы 2021

В последние годы в России стабильно сокращалось количество уголовных дел об оскорблении чувств верующих, следует из судебной статистики. Однако в этом году дел по этой статье вдруг стало значительно больше, причем сразу в нескольких случаях судят даже не за высказывания, а за фотографии.

Только за осень под следствием оказались Лолита Богданова, оголившая грудь на фоне храма Василия Блаженного, и Ирина Волкова, снявшаяся в стрингах с Исаакиевским собором в кадре. Уже много лет оба собора – музеи, а не действующие храмы.

Более того, за фото, на котором пара имитировала оральный секс на фоне того же собора Василия Блаженного, обоих участников съемки и вовсе отправили в колонию на 10 месяцев. Это первый случай реального срока по 148-й статье УК.

  • Участникам съемки на фоне храма Василия Блаженного дали по 10 месяцев колонии
  • Суд арестовал блогера из Таджикистана на 10 суток и решил выдворить его из России
  • Дело о фото в стрингах перед Исаакиевским собором: суд отказал следствию

По подсчетам аналитического центра “Сова” (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента), в 2021 году за оскорбление чувств верующих возбудили уже 13 дел, некоторые из которых уже дошли до суда – и это в разы больше, чем в предыдущие годы.

Для сравнения, в 2020 году по этой статье вынесли всего два приговора, а в 2019 году – три. Глава центра Александр Верховский заметил, что после 2017 года статья “заснула”, и он даже предполагал, что о ней и вовсе забудут. Но сейчас она неожиданно “проснулась”.

Оскорбления чувств повсюду

Статья об оскорблении чувств верующих появилась в уголовном кодексе в 2013 году, после дела Pussy Riot. Активисток, станцевавших в храме, приговорили к двум годам колонии по статье о хулиганстве, но именно после истории с “панк-молебном” появился специальный закон против таких действий.

Верховский объяснил Би-би-си, что когда появляется новый закон, силовики не спешат его применять, опасаясь проблем: по возможности все они ждут, пока кто-нибудь из коллег освоится с новой статьей, чтобы дальше пойти по его стопам.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше. Никаких ненужных подробностей и передергиваний – только факты и взвешенная аналитика.

Конец истории Подкаст

Поэтому пик дел по 148-й статье пришелся на 2016-2017 годы: тогда в год появлялось примерно по 10 дел. Их заводили за мемы про Иисуса и нелестные комментарии про верующих в соцсетях.

Неоязычница Наталья Телегина попала на скамью подсудимых за картинку, где скандинавский бог Тор замахивается молотом на православную церковь, и шесть антихристианских мемов, высмеивающих православных и патриарха Кирилла.

Художник Виктор Ночевнов получил судимость и штраф 50 тысяч рублей за карикатуры на Христа: на картинках нарисованный Иисус то висел на турнике, то танцевал, то был одет в нацистскую форму. Тогда же судили блогера Руслана Соколовского, поигравшего в мобильную игру Pokemon Go в екатеринбургском Храме на Крови.

Были и случаи, где фигуранту вменялись несколько статей, из которых 148-я была побочной. На Дальнем Востоке судили “хабаровских живодерок”: две девушки убивали собак и кошек и снимали это на видео. Оскорбление чувств верующих им добавили к другим статьям, и это обвинение отнюдь не было самым тяжелым.

На этом фоне жалобы на оскорбление чувств верующих стали в те годы обычным делом. От православных активистов досталось режиссеру Алексею Учителю, выпустившему тогда фильм “Матильда” про любовницу будущего царя Николая II – но в этом случае никаких юридических последствий у жалоб не было.

Тогда же, в 2017 году, УФАС признала оскорбляющей чувства верующих рекламу челябинской организации по выдаче займов: те выпустили карманный календарь с молитвой “Отче наш” и иконой. А постпредство Калмыкии потребовало извинений за оскорбление чувств верующих от телеканала ТНТ.

Было ли высказывание

Прежняя волна уголовных дел отличалась от нынешней: тогда вокруг религии шла общественная дискуссия, подчеркнул Верховский. Картинки и посты подсудимых были сознательными высказываниями о вере. Тот же блогер Соколовский ловил покемонов в храме не по незнанию: он шел туда специально, стремясь доказать, что ничего незаконного в этом быть не может.

Нынешние подсудимые, снявшиеся полуголыми на фоне храмов, про религию высказаться не пытались.

Осознанное высказывание, замечает Верховский, в снимок вложили только Руслан Бобиев и Анастасия Чистова: девушка, на фото присевшая к промежности мужчины, одета в куртку с надписью “Полиция”. Но это высказывание совсем не про церковь: просто закон об оскорблении чувств полиции пока не приняли, заметил эксперт. Он полагает, что именно за свой посыл оба и получили реальные сроки – в отличие от обвиняемых по двум другим схожим делам.

Читайте также:
Какие бюстгальтеры будут в моде

Верховский считает, что 148-ю статью государство стало использовать для утверждения идеологии – так же, как статью о реабилитации нацизма, по которой в последний год тоже участились дела за непочтительные высказывания о действиях россиян во время Великой Отечественной войны.

“Государство таким образом подтверждает, что оно защищает правильные ценности, а не только своих противников гоняет”, – полагает эксперт.

«Власти бьют рекорды маразма»: люди комментируют репрессии против «не так» фотографирующихся на фоне храмов

Если серьезно, ничего более разрушительного для власти и РПЦ, чем такие уголовные дела, трудно придумать.

Стоило уйти на выходные, как власти опять повели наступление на религиозном фронте на здравый смысл. И вновь дискредитировали и законность, и веру.

29 октября 2021 года Тверской суд Москвы приговорил к десяти месяцам колонии общего режима блогера из Таджикистана Руслани Талабджона (Руслана Бобиева) и модель Анастасию Чистову (Асю Акимову). Эти люди, как и большинство блогеров не самого выдающегося ума, решили сымитировать что-то напоминающее оральный секс на Красной площади на фоне храма Василия Блаженного. Им вменили «действия, выразившие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

© Стоп-кадр видео телеканала “Россия 24”

Это вряд ли соответствует реальности, наверняка, обиделись полицейские. Но это не столь важно, как собственно прецедент реального срока за фотографию по статье об оскорблении чувств верующих. Штраф, общественные работы — это-то еще надо было обосновать с точки зрения закона, но возможно… Но колония общего режима почти на год? Понятно, что решение суда показательное, но оно явно неадекватное.

В этот же день стало известно, что на живущую в Санкт-Петербурге Ирину Волкову заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих).

Поводом стал снимок, сделанный летом прошлого года и размещенный в Instagram, на котором Волкова сидит на корточках на фоне Исаакиевского собора с задранной юбкой. На ней видны стринги (это важно).

На девушку донесли в полицию какие-то «активисты», разыскав фото более чем годичной давности. Как сказали в суде заявители, Волкова «оскорбила их, власть, церковь, государство и общество своими голыми ягодицами».

© Стоп-кадр видео телеканала “360”. Попа замазана от греха подальше.

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе поддержал возбуждение уголовного дела, заявив РБК, что таких дел возбуждаются единицы, и это говорит о действенности нормы как превентивной меры, устанавливающей уважение к религии в России.

Представитель РПЦ добавил, что статья 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») касается не только православия и его духовных символов. Она защищает разные религии, что, по его мнению, соответствует европейскому правовому опыту и практике.

История уголовного наказания за богохульство в России началась в 2013 году. Ранее в УК РФ было (и есть) уголовное наказание за хулиганство, под которое подходили вызывающие противоправные поступки, в том числе, связанные с религией и неуважением к обществу.

Что касается каких-то неподобающих действий, был (и есть) Административный кодекс. До 2013 года там была (и есть до сих пор) статья 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», под которую попадало всякое там «кощунство».

Но после 2013 года власти РФ решили выделить отдельную категорию граждан — верующих, юридически более нежных, чем все остальные. Это вообще-то противоречит самому понятию права и нарушает даже переписанную Конституцию. Оскорблением чувств, а тем более какой-то одной категории граждан, — это за гранью классической законности. Это оценочная категория (кого-то оскорбляет, кого-то нет), именно поэтому этих «оскорбленных» вечно приходится искать. То в каких-то малоизвестных общественных организациях или вообще среди «профессионально обижающихся» граждан.

Разберем конкретный случай. На каком расстоянии от религиозного сооружения ягодицы в стрингах оскорбляют верующих, а на каком их мерзопакостное воздействие уменьшается до приемлемых размеров? На сколько процентов должна быть прикрыта попа, чтобы верующие не оскорбились? Являются ли татуировки отягчающим обстоятельством? (Хотя, дурацкий вопрос… Конечно же, являются).

Тяжесть преступления больше, если ягодицы мужские? Или меньше? Почему? Что более оскорбительно — попа красивая или отталкивающая своим внешним видом? Чисто с юридической точки зрения. А в правовом аспекте — чем попа (часть тела) хуже спины? Или ноги? Еще: сколько должно оскорбиться верующих для возбуждения уголовного дела? А если конкретные ягодицы верующим понравились, а другим верующим нет, чья возьмет? С юридической точки зрения.

Наконец: почему все эти параметры не прописаны законодательно? Какие-то подзаконные акты, решения Верховного суда по этим животрепещущим вопросам, где это все?

И важно: почему деньги налогоплательщиков правоохранительная система РФ решила потратить именно на попу? Где дела по грудям? Чрезмерно оголенным ногам? Пупкам, наконец! По пупкам вообще можно полбюджета на силовиков освоить, там работы — непочатый край! И пупки, если не прикрываться ложными ценностями, гораздо оскорбительнее, чем ягодицы молодых девушек. Даже для неверующих.

Читайте также:
Коллекция Искусственные люди от Юлии Морозовой

И это не вопросы автора этих строк, это глас народа и письма трудящихся. Они их пишут в соцсетях прямо сейчас и писали все выходные.

«Хотелось бы, чтобы закон был жестче». Игумен о том, почему фото ягодиц на фоне храма оскорбляют верующих

Священные места предназначены для возвышенных чувств и размышлений, глядя на храм, душа вспоминает о своей Небесной Родине. Необязательно даже входить внутрь помещения, чтобы попасть в сакральное пространство. Например, древние греки вообще молились вне храмов, глядя на них снаружи, внутренняя же территория храмов предназначалась в основном для церемоний жрецов. Святая святых иудейского храма — тоже территория недоступная: народ молился на специальном дворе, огороженном, но все же это была внешняя территория, с которой люди взирали на святыню, не находясь внутри нее.

Так что красота священных зданий уже сама по себе вводит смотрящего в сакральное пространство и напоминает ему о вечном и священном. Даже не разделяя религиозных убеждений той или иной религии, в любом случае ее зримые святыни говорят о любви и благоговении тех, кто эту святыню воздвиг, и в приличном человеке вызывают если не благоговение, то по меньшей мере уважение.

И это касается не только религиозных зданий, но и вообще всего, что есть у человечества подлинно ценного и дорогого, например памятники или произведения искусства. Если бы она своими ягодицами уселась на полное собрание сочинений Пушкина или Достоевского, то заслуживала бы не меньшего порицания.

Говорить, что Исаакиевский собор — такое же «просто здание», это как сказать: «Вечный огонь — «просто горелка». Не видя разницы между зданием храма и зданием торгового центра, нам не следует удивляться, что дети перестают видеть разницу между Вечным огнем и конфоркой в собственной квартире, а потому сушат на Вечном огне обувь или жарят сосиски.

Я уважаю закон «Об оскорблении чувств верующих», считаю его наличие обязательным и безальтернативным. Если Конституция провозглашает, что в нашем государстве человек имеет право иметь религиозные убеждения и это право защищается, то должен быть и инструмент защиты. Отсутствие этого закона свидетельствовало бы о демагогии Конституции, которая пишет красиво, а реально не работает. Это как бы в Конституции говорилось о неприкосновенности человеческой жизни, но не было бы Уголовного кодекса и статьи за убийство.

То есть провозгласить провозгласили, а реально воплотить нельзя. Законы редко бывают столь совершенны, что заранее предусматривают все возможные варианты, имеющие случиться в будущем. Но в целом закон создан верно и достаточно сбалансирован. Мне бы хотелось, чтоб он был жестче, кому-то, чтоб его не было вообще — а в целом мы сходимся на той середине, которую этот документ и занимает. Одним словом, закон существует и его следует уважать и исполнять. Вопрос сейчас не стоит должно или не должно наказывать за такое — уголовное наказание есть, и это следует учитывать, в том числе инстамоделям.

Законы принимает не Церковь, поэтому мы не решаем в последней инстанции, что можно делать, а чего нельзя. Но кому как не Церкви знать о благоговении к собственным святыням. Поэтому при принятии каких-то решений необходимо учитывать мнение того, кого ты защищаешь, — это правильно и логично. И у нас есть право и даже обязанность говорить о своих интересах, как, собственно, у всех остальных. Как школы и детские сады могут иметь мнение о близости к ним табачных ларьков, алкомаркетов и стриптиз-клубов. Это нормально.

И законодатели должны учитывать интересы всех сторон и принимать взвешенное решение. Тут у каждого своя роль. Заинтересованные стороны выражают свои мнения и предложения, а законодатели находят консенсус. Либо занимают чью-то сторону, как, например, с желанием фотографировать свою голую задницу на фоне храма. На одной стороне доводы, по которым модели кровь из носу надо обязательно фотографировать голый зад именно на фоне храма, а с другой стороны, наше мнение о неуместности зада в контексте нашей святыни. В данном споре закон на нашей стороне, и это правильно.

Реальность такова, что, к сожалению, для некоторых людей мотив — сложная вещь, он предполагает мыслительную деятельность, а не всем она нравится. Так что в самом простом случае никаких мотивов не было вовсе, и поступки совершаются в ответ на поступившую в голову желтую воду. Но если предположить, что у поступков мотив все же присутствовал, то желание привлечь внимание к себе через злодеяние — известный и старый как мир прием. Думаю, в этом даже Герострат не был первым.

Читайте также:
Армани полностью отказался от использования натурального меха

Коллекция Sophia Webster и оскорбление чувств верующих

Тимур Булатов. Фото: из личного архива

В стране за последний месяц прогремело уже третье по счету уголовное дело по статье об оскорблении чувств верующих. Фигурантов стремительно задерживают, торопливо судят и приговаривают к реальным срокам за фото в инстаграме. «Медиазона» поговорила с активистом Тимуром Булатовым — именно после его заявления в полицию в Петербурге задержали модель Ирину Волкову, снявшуюся у Исаакиевского собора с задранной юбкой. Булатов рассказал об успешно выстроенной им системе доносов и о том, почему считает своих «жертв» достойными наказания.

Воины-патриоты

«Счастливый муж, отец двоих детей, патриот России, ювелир», — написано в статусе «ВКонтакте» у 45-летнего Тимура Булатова из Петербурга. На аватаре в соцсети невысокий мужчина в белых брюках и тельняшке смотрит куда-то вдаль. Булатов радуется звонку журналистки «Медиазоны» и охотно подтверждает, что именно он заявил на 31-летнюю модель Ирину Волкову, снявшуюся у Исаакиевского собора с задранной юбкой, в полицию.

В конце октября Волкову обвинили в оскорблении чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК). Поводом стал снимок, на котором она сидит на корточках на фоне Исаакиевского собора с оголенными ягодицами.

«Люди идут в храм — неважно, в какой — идут с какими-то мыслями, — рассуждает Булатов о том, что именно его оскорбило в снимке Волковой. — И тут возникает вот это грязное существо, оголяя свое грязное тело — которое ей дал бог вообще-то для того, чтобы оно хранило его в чистоте! Позирует с вызовом!».

Булатов рассказывает, что фото Волковой ему прислали «волонтеры» — так он называет участников паблика «Родители России», администратором которого он является. «ВКонтакте» у сообщества всего 32 подписчика, но Булатов утверждает, что у него больше тысячи единомышленников, которые находят для него «опасные для общества» публикации в интернете. «Защита традиционных семейных ценностей, безопасности детства и детской нравственности» — это, по словам мужчины, цели еще не зарегистрированного им движения «Родители России».

«Волонтеров дохера, — говорит Булатов. — Около полутора тысячи человек. Они собирают информацию, приходят с работы: смотрят новости, социальные сети, видят что-то — и присылают мне. Не видят — значит, продолжают варить картошку и гладить своих детей по голове. Ну прислал [фото Волковой] кто-то мне, сказал: “Тимур, это оскорбляет чувства верующих”. И я принял решение, что нужно [ее] наказать».

По словам Булатова, он подал заявление в полицию об оскорблении Волковой чувств верующих 29 октября, а уже на следующий день девушку задержали. 30 октября его вызвали дать показания в Следственный комитет Петербурга, куда он поехал вместе со своим знакомым — тот согласился стать свидетелем.

Тимур Булатов в 2016 году. Фото: Dmitri Lovetsky / AP

«Я там крикнул на весь интернет: “Ребята православные, где вы, я сейчас в СК еду и мне нужен человек, которого эти фотографии задевают”. Все! Откликнулся человек, мы поехали. Аркаша — верующий христианин, изъявил желание. Он негодует как православный человек».

В Объединенной пресс-службе судов Петербурга «Медиазоне» сказали, что свидетелей по делу Волковой пятеро — все они увидели фото модели в интернете и попросили полицию проверить, есть ли в поступке девушки состав преступления. Булатов говорит, что с другими свидетелями по делу не знаком.

В день подачи заявления Булатов опубликовал у себя «ВКонтакте» пост, где сообщил о визите в Следственный комитет и с обилием физиологических подробностей пообещал «вдуть» Волковой «после законного суда и обвинительного приговора».

Вопрос, не считает ли он подобные заявления оскорбительными, Булатова нисколько не смущает. Он говорит, что его супруга видела пост и полностью согласна с ним.

«Мы все — воины информационной войны, все патриоты, — говорит он. — На мой взгляд, [Волкову] надо наказать. А многие мужчины ее наказали бы именно так. Потому что она заслуживает этого своим поведением. Разве нормальная женщина будет показывать то, что должно быть скрыто, публично? Нет. Значит, она заслуживает низкого отношения. И я согласен с теми, кто таких забивает камнями».

Булатов считает, что Ирина Волкова фотографировалась у Исаакиевского собора намеренно и добавляет, что в мусульманских странах девушку ожидало бы гораздо более суровое наказание за такой снимок. Рассуждая об этом, Булатов смакует подробности:

«Сделала бы она это в мусульманской стране напротив мечети, она бы уже к вечеру даже бы уже не стонала. Ее труп бы собаки доедали, отковыривая ее из-под кучи камней. Понятно?».

С тем, что суд не стал назначать Волковой меру пресечения, Булатов согласен — из новостей он узнал, что у девушки есть ребенок. Он считает, что подходящим наказанием для Волковой стал бы существенный штраф, ведь заработать деньги на его выплату девушке будет непросто: «У нее жопа рабочая, пускай идет на панель зарабатывает».

Читайте также:
Покупка одежды и аксессуаров со смартфона

Булатов хвалится, что у него есть «связь с отделами МВД по всей России», и «по его заявлениям регулярно заводят уголовные дела». На этом моменте Булатов делает паузу и неожиданно признается: однажды он даже ощутил, что у него начинается мания величия. Но в 2017 году попал в аварию на мотоцикле и избавился от нее: «У меня был открытый перелом голени, разрыв артерии в двух местах, перелом бедра, четырех ребер, легкого левого, перелом ключицы, трещина в черепе и обширное кровоизлияние в мозг, я девять суток был в коме. Эта авария мне от Всевышнего и прилетела, потому что я возомнил себя рукой бога».

Себя Булатов называет борцом с ЛГБТ-сообществом и не без гордости рассказывает, что это он написал заявление на ЛГБТ-активистку из Комсомольска-на-Амуре Юлию Цветкову в 2019 году. Кроме того, в апреле Булатов также обращался в полицию с заявлением на бывшую главу петербургского штаба Алексея Навального Ирину Фатьянову, планировавшую выдвигаться на выборы в Заксобрание. Он сообщил, что у активистов ее штаба есть запрещенные листовки. В итоге полиция изъяла из штаба Фатьяновой всю агитпродукцию.

Художницу и ЛГБТ-активистку Цветкову обвиняют в распространении порнографии из-за картинок в паблике «Монологи вагины». Цветкова находилась под домашним арестом с ноября 2019 года, весной 2020 года ее перевели под подписку о невыезде. В марте 2021 года дело передали в суд, но заседания по нему проходят в закрытом режиме.

Цветкова объясняла, что ведет группу, в которой публикуются рисунки вульвы, сделанные другими художниками и самой активисткой, чтобы снять табу с женской физиологии.

После возбуждения дела Цветкову дважды штрафовали за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (часть 2 статьи 6.21 КоАП) из-за пабликов о феминизме и ЛГБТ, а также рисунка в поддержку ЛГБТ-семей. В марте 2020 года Булатов написал заявление о «гей-пропаганде» (статья 6.21 КоАП) на мать Юлии Цветковой Анну Ходыреву.

Тем временем в трубке слышится детский голос. Мужчина меняет тему и рассказывает, что прямо сейчас играет со своей двухлетней дочкой: «Я ей с утра заплел косички, “колоски”: справа, слева, — изменившимся голосом тихо говорит он. — И вот она сейчас катается на машинке. Ждет, когда я ей мультики включу, “Три кота”».

По его словам, доносы не приносят ему дохода и «патриотизм для него — не бизнес». По образованию он художник по металлу и работает на себя, делая женские украшения. Супруга, по его словам, работает врачом-терапевтом. «Жена говорит: “Если бы тебе платили [за доносы] деньги, мы бы были миллионерами”», — смеется он. У Булатова двое детей, сыну 15 лет. Мужчина называет ЛГБТ-сообщество «петушней» и подчеркивает, что у его старшего ребенка традиционная ориентация, ведь «он влюблен в нескольких девочек одновременно»: «Мне все говорили: “Вот, твой сын станет гомосеком”. Да не может такого быть: в здоровой семье дети всегда здоровые! Я воспитываю [детей] с четким пониманием, что есть белое, а что есть черное. Что можно, а что нельзя. Что есть грех, а что является благом».

На одной волне

По словам Булатова, он собирался подать заявление в полицию и на блогера Руслана Бобиева (Руслани Муроджонзод), после того, как увидел в соцсетях их совместное с моделью Анастасией Чистовой фото на фоне храма Василия Блаженного в Москве. Обоих задержали после публикации в инстаграме Бобиева снимка, на котором девушка в куртке с надписью «полиция» на спине сидит перед блогером на корточках, пока он держит ее за волосы.

«Но со мной связались представители правоохранительных структур Москвы и сказали, что уголовное дело завели, и там есть свидетели, заявители — все нормально», — довольно говорит Булатов.

Первым о публикации Бобиева в своем телеграм-канале сообщил основатель «Мужского государства» Владислав Поздняков.

Основатель «Мужского государства» Владислав Поздняков. Фото: из личного аккаунта в Instagram

«Кстати, за такое бабу и его самого менты вполне могут притянуть, — прокомментировал снимок Бобиева он. — Скорее всего, после этого поста так и будет».

Телеканал «Царьград» в своем телеграме тогда сравнил задержанного Бобиева с «побитым псом», а модель Анастасию Чистову называл проституткой.

«Бобиев и раньше делал подобные провокации. Нападал на прохожих со спины в общественных местах, устраивал драки в метро, так он набрал 100к подписчиков в инстаграме, который уже удалил. В этот раз не повезло, слишком большой общественный резонанс и “решить вопрос”, как раньше, уже не получится», — говорилось в одной из публикаций.

29 октября обоим участникам съемки на фоне собора назначили по 10 месяцев колонии за оскорбление чувств верующих.

«Счастливый муж и ювелир» Тимур Булатов говорит, что «более чем доволен» наказанием, которое назначили блогерам. Он добавляет, что не знаком с Поздняковым и его сторонниками, но «на одной волне» с ними.

Читайте также:
Почему сумки Chanel и Louis Vuitton стоят так дорого

Приговор Бобиеву и Чистовой стал первым реальным сроком за оскорбление чувств верующих в России. Адвокат блогера Надежда Федосеева по телефону сказала «Медиазоне», что устала от звонков журналистов и не хочет комментировать наказание, назначенное ее доверителю. Она добавила, что свидетелей по делу было двое, но кто они и какие давали показания — рассказывать не стала.

По данным источника ТАСС, по той же статье 23 октября завели дело на 22-летнюю Лолиту Богданову, оголившую грудь на фоне храма Василия Блаженного. Издание Daily Storm со ссылкой на пресс-службу ведомства сообщило, что модель у себя в инстаграме извинилась за «оскорбление чувств верующих» и добавила, что видео было снято «два или три года назад», но опубликовано без ее разрешения. Накануне телеграм-канал основателя «Мужского государства» Владислава Позднякова опубликовал ссылку на инстаграм Богдановой, после чего девушка пожаловалась на поступающие ей угрозы в соцсетях.

Кого еще обвиняли в оскорблении чувств верующих

Госдума приняла поправки в статью о «Нарушении права на свободу совести и вероисповеданий» в 2013 году, спустя девять месяцев после акции Pussy Riot «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя в феврале 2012 года.

В июне 2021 года в Москве возбудили уголовное дело об оскорблении чувств верующих из-за съемки тиктока с иконами. На видео блогеры изображали на улице застолье, во время которого девушка стояла на четвереньках рядом с иконой. В какой-то момент к компании подошел недовольный мужчина: началась перепалка, во время которой молодые люди кричали ему, что «не верят в бога», что они «атеисты и нигилисты», а икона для них «просто картинка». «Москва 24» тогда выпустила сюжет о конфликте.

Дела по аналогичной статье возбудили против читинского подростка, покурившего в храме для видео в TikTok, а также против охранника из Орловской области, опубликовавшего в соцсетях, по версии следствия, оскорбительный комментарий о Деве Марии.

В 2017 году блогера из Петербурга Руслана Соколовского, игравшего в Pokemon Go в екатеринбургском Храме-на-Крови, приговорили к двум годам и трем месяцам лишения свободы условно по обвинениям в возбуждении ненависти (часть 1 статьи 282 УК), оскорблении религиозных чувств верующих и незаконном обороте технических средств негласного получения информации (статья 138.1 УК). Следствие считало, что в своих видео блогер оскорбил православных христиан, мусульман и феминисток. «Медиазона» публиковала текст приговора.

С недавних пор срок можно получить не только за обнаженные фото у храмов, но и у отделений полиции: силовики оскорбляются не меньше, чем верующие. Так, в августе 2021 года Пресненский районный суд Москвы арестовал на пять суток активистку Алину Иванову за фотографию с оголенными ягодицами возле ОВД «Арбат». Девушка сфотографировалась у отдела полиции 7 августа, решив таким образом поддержать жительниц Екатеринбурга — модель Елену Никифоровскую и фотографа Айсель Ахмедову, которых арестовали на трое и двое суток за аналогичные фотографии. На Иванову составили протокол о мелком хулиганстве (часть 1 статьи 20.1 КоАП).

«За плакаты сажают, за лайки сажают, за мнение сажают, теперь и за фотографии сажать будем? Мы живем в светской стране, законы шариата тут не действуют. Так какого черта девушек арестовали?» — говорила тогда Иванова Sota.Vision.

Редактор: Мария Климова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Соколовский — не первый. Пять историй оскорбления чувств верующих

Лайф подготовил подборку из пяти уголовных дел в отношении “кощунников и хулителей” — от преступления до приговора.

Завтра суд решит судьбу Руслана Соколовского — атеиста и богоборца, которого за серию эпатажных видеороликов обвиняют в оскорблении чувств верующих, а также возбуждении ненависти либо вражды. Прокурор Екатерина Калинина потребовала приговорить блогера к трём с половиной годам колонии общего режима. Лайф проанализировал похожие процессы над “кощунниками”, рассказав, чем закончился каждый из них.

За отрицание Бога и усмешку над Библией так и не посадили

Первым блогером, которого судили за оскорбление чувств верующих в Интернете ещё до Руслана Соколовского, стал житель Ставрополья Виктор Краснов.

Ещё в 2014 году Краснов несколько раз вступал в ожесточённые, со взаимным использованием оскорблений и мата перепалки на тему религии в социальной сети “ВКонтакте”. Он позволил себе написать “Бога нет”, а Библию назвал “сборником еврейских сказок”.

В 2015 году к Краснову вместе с бойцами СОБРа пришли оперативники отдела “Э”. В уголовном деле фигурировали два православных потерпевших, но они отказались являться на судебные заседания.

В обвинительном заключении говорилось, что Краснов “умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, а также руководя своими действиями, имея негативное отношение к лицам верующих, а именно православных христиан, испытывая к ним неприязненное отношение, выражая явное неуважение к обществу, умышленно нарушая общепризнанные нормы и правила поведения, желая противопоставить себя окружающим и продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним, допустил высказывания, носящие оскорбительный характер, в отношении православного христианства, унизив тем самым чувства верующих”.

Читайте также:
Рекламная кампания Ante Kovac - Inside a fairy tail

Сам Краснов вину не признал. После лингвистической экспертизы обвинения его положили на месяц в психиатрическую больницу — официально, чтобы обследовать на нормальность. Врачи признали Краснова вменяемым.

После этого адвокаты Краснова потребовали дополнительную, независимую экспертизу высказываний своего подзащитного. Суд удовлетворил это ходатайство.

Для Краснова всё закончилось более-менее благополучно. Его не признали виновным. Но и не оправдали. Просто 15 февраля суд прекратил уголовное преследование, объяснив это тем, что по делу “вышли сроки давности”.

Но вопрос о том, надо ли наказывать и как за фразу “Бога нет”, остался открытым.

До приговора не довели, признав обвиняемого сумасшедшим

Житель Екатеринбурга, заявляющий всем, что он — магистр вуду, Антон Симаков попал под статью “Оскорбление чувств верующих” ещё в 2014 году. Вина чёрного колдуна была в том, что он провёл обряд порчи с жертвоприношением — обезглавил петуха, а его кровью испачкал покрывало, используемое в погребальных ритуалах у православных христиан. Верующий активист Максим Румянцев написал на Симакова заявление в Следственный комитет.

Сам Симаков вину признавать категорически отказался, заявляя, что в его обряде нет оскорбления верующих, просто ритуалы вуду основаны на христианстве. Однако суд не стал разбираться, прав или виноват “магистр вуду”. В апреле прошлого года колдуна признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу. На свободу Симаков вышел спустя семь месяцев. Но по-прежнему считает, что его наказали совершенно ни за что.

Цитировал оккультиста, который связал РПЦ с Сатаной, а Христа назвал тираном

Преподаватель Оренбургского государственного медицинского университета Сергей Лазаров в июле 2013 года разместил в Интернете эссе “Злой Христос”. В этом спорном тексте, автором которого был указан некто “оккультист Белозерский”, христианский бог был назван “убийцей”, “карателем” и “тираном”, а РПЦ сравнивалась с “сатаной”.

Уголовное дело на Лазарова возбудили с подачи оперативника центра “Э” Артёма Бекеева.

Эксперты признали, что текст, который разместил Лазаров, может “способствовать возбуждению религиозной, расовой, национальной ненависти или вражды”.

А в апреле прошлого года суд признал Лазарова виновным и приговорил к штрафу в 35 тысяч рублей. Преподаватель медуниверситета вину не признал и оспорил приговор, однако потерпел неудачу.

Побил статую Будды и мочился в храме

Единственным в своём роде оскорблением не христиан, а буддистов стала эпатажная выходка дагестанского спортсмена Саида Османова. По версии обвинения, в ночь на 2 апреля Османов, прибывший в Элисту на соревнования по борьбе, зашёл в буддийский храм, где ударил ногой в нос статую Будды и помочился на неё. Об инциденте, скорее всего, никто бы не узнал, если бы борец сам не разместил в Интернете видео о том, как куражился в культовом для калмыков месте.

Когда разразился скандал, Османов извинился перед буддистами, но на него всё равно завели уголовное дело и обвинили (как и Соколовского, кстати) по двум статьям: “Оскорбление чувств верующих”, а так же “Возбуждение ненависти либо вражды”.

Спортсмена арестовали. Свою вину он признал и раскаялся. В итоге суд приговорил Османова к двум годам условно.

Чучело распяли на поклонном кресте

23 сентября 2015 года двое жителей деревни Старая Малиновка Кировской области — Константин Казанцев и Рустем Шайдуллин — решили пошутить. Они смастерили соломенное чучело и привязали его к поклонном кресту. И добавили пару оскорбительных для христиан надписей — про “неверных”, которые будут казнены.

На двух “приколистов” завели уголовное дело. Ещё до суда они признали свою вину и принесли извинения за свою неуместную выходку.

В обвинительном заключении говорилось, что Константин Казанцев и Рустем Шайдуллин “пренебрежительно относились к православной вере, преследовали цель надругаться над почитаемой верующими религиозной святыней. Они понимали, что указанные действия могут задеть религиозные чувства верующих, как местных жителей, так и других лиц, проезжающих по дороге, причинить им душевную боль, однако им это было безразлично”.

В итоге суд назначил каждому по 230 часов обязательных работ.

Приговор “богохульники” оспаривать не стали.

Вместо вывода

В итоге Руслан Соколовский на сегодня — единственный богоборец, который рискует отправиться за решётку на реальный срок. Хотя другие “кощунники” отделывались условными сроками и штрафами.

Оскорбление чувств верующих в публикациях СМИ Текст научной статьи по специальности « СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Имамбаева Алина Маликовна

The article presents an analysis of some cases of insulting religious feelings in Western and Russian mass media. The author distinguishes between the freedom of speech and insulting religious feelings. The study includes an analysis of relative legislative acts of the Russian Federation.

Читайте также:
Ближайшее будущее модной индустрии и мода нового времени

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Имамбаева Алина Маликовна

Текст научной работы на тему «Оскорбление чувств верующих в публикациях СМИ»

ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ В ПУБЛИКАЦИЯХ СМИ

Аннотация. В статье представлен анализ примеров оскорбления чувств верующих в западных и российских СМИ. Проведено разграничение между свободой слова и оскорблением религиозных чувств верующих. Проанализирована статистика на фоне изучения тематических законодательных актов.

Ключевые слова: свобода слова, религия, Charlie Hebdo, ислам, христианство.

INSULTING RELIGIOUS FEELINGS IN MASS MEDIA PUBLICATIONS

Abstract. The article presents an analysis of some cases of insulting religious feelings in Western and Russian mass media. The author distinguishes between the freedom of speech and insulting religious feelings. The study includes an analysis of relative legislative acts of the Russian Federation.

Keywords: freedom of speech, religion, Charlie Hebdo, Islam, Christianity.

Актуальность работы обусловлена обострением вопросов оскорбления чувств верующих в СМИ. История показывает, что именно чувства верующих всегда и всюду являлись той субстанцией, неосторожное прикосновение к которой вызвало социальные взрывы, которые могут разделяли на части целые страны и континенты. Цель статьи заключается в обсуждении качества отражения в информационном пространстве религиозных процессов в нашей стране и за рубежом, в преодолении нетерпимости, экстремистских тенденций, воспитании толерантности, патриотизма и высокого профессионализма научного, управленческого, журналистского сообществ и студенческой молодежи.

Как известно, трагедия, случившаяся с расстрелом сотрудников редакции «Charlie Hebdo» [2] привела к печальным последствиям. Безусловно, терроризму нет оправдания. Однако эта террористическая атака вызвала в обществе резонанс и дискуссии относительно допустимого соотношения свободы слова и свободы религии, светскости и чувств верующих в обществе. После публикации в западных СМИ карикатур на пророка Мухаммеда, который в исламе является одним из самых почитаемых и святых для мусульман, изображение которого является недопустимым по канонам религии, вызвала массовые протесты среди мусульман всего мира. Возмущение публикацией таких карикатур высказали и мусульмане нашей страны. Например, в Москве около посольства Дании – страны, где впервые в газете

появились оскорбительные рисунки, – прошла акция протеста.

Карикатуры «Charlie Hebdo» не только антиисламские. Они в равной мере и антихристианские, и антииудейские. В фокусе поругания оказалась любая система ценностей, основанной на религиозном мировосприятии. Суть подобных дискуссий чаще всего возводилась к трем основным точкам зрения: либеральной, консервативной и антизападной. Мы стараемся придерживаться мнения консервативной точки зрения, так как, по мнению либералов, свобода слова священна, и каждый может высказывать свои мысли и убеждения, как считает нужным, даже если это связано с жесткой критикой религиозной или иной моральной системы [1].

По мнению консерваторов, религиозный экстремизм – следствие мультикультурности и чрезмерной терпимости, культивируемой в европейских странах. Если бы европейцы не были столь толерантны к другим культурам, более жестко и последовательно отстаивали свои ценности, не потакали мигрантам, то таких проблем не было бы. Антизападники считают, что европейцы сами провоцируют расправы над журналистами, политиками и деятелями искусства, поскольку игнорируют традиции других народов (конечно, угнетенных и обиженных европоцентризмом и колониальным прошлым), а также отказываются понимать религиозные убеждения мусульман.

По нашему мнению, европейские демократии – светские, а это означает, в частности, что все религиозные объединения, придерживаясь демократических требований, могут свободно развиваться, а граждане имеют право рассчитывать на уважение своих религиозных убеждений. В Европе журналист может критиковать и даже высмеивать религию, поскольку свобода слова не ограничена. Тем не менее, мысль о том, что любой конфликт религии и свободы слова должен решаться в пользу последнего – весьма спорная по нашему мнению.

Сегодня, несмотря на значительные экономические, социальные, экологические, демографические и другие проблемы в России, главной задачей многие считают консолидацию общества, возвращение к христианским ценностям и одухотворение народа [12]. Важно раз личать религиозную журналистику и освещение религиозных событий в других СМИ. Информирование о религиозно-церковной жизни в России, воспитание у людей веротерпимости, адекватного понимания религиозных процессов, происходящих в государстве, помогает осуществлять религиозная журналистика – область журналистики, которая призвана освещать различные аспекты религиозно-церковной жизни в стране.

Религиозная журналистика должна выполнять следующие задачи:

– разъяснять религиозную доктрину с целью укрепления религиозных убеждений

верующих, вырабатывать у них стойкий иммунитет к атеистическим воздействиям, формировать умение сознательно и аргументировано отстаивать свои убеждения;

– популяризировать основы религиозного учения для атеистической аудитории, вести богословскую и церковно-историческую полемику и дискуссии;

– информировать приверженцев этого вероисповедания и всех, кто потенциально интересуется религиозной проблематикой, о различных аспектах церковной жизни;

– оценивать с позиций определенной идеологии события всех сфер (политической, экономической, культурной и тому подобное) жизнедеятельности общества для выработки специфически церковного взгляда на все эти проблемы.

Читайте также:
Современное казачество это косплей!

По нашему мнению, вышеупомянутые задачи больше не касаются религиозной журналистики в целом, а собственно религиозной прессы «как системы информационно-пропагандистского и издательского обеспечения всех сторон функционирования религиозных структур разного статуса и разных уровней» [5, с. 218].

На наш взгляд, задача религиозной журналистики заключается в том, чтобы:

1) информировать общественность о церковно-религиозных событиях как общегосударственного характера, которые имеют значение для всего общества, так и касающиеся жизнедеятельности определенной религиозной общины, отдельной религиозной организации;

2) освещать деятельность церковно-религиозных организаций, давать достаточный объем информации, чтобы читатели могли составить представление о принципах и особенностях функционирования тех или иных религиозных структур;

3) разъяснять читателям в максимально доступной форме особенности религиозных доктрин и учений, их преимущества и недостатки, эволюцию, место в истории государства, значение для народа, что позволит сформировать у читательской аудитории представление о религиозной панораму в стране;

4) рассказывать о церковных традициях, религиозных верованиях с целью возвращения нации к духовным источникам, передачи исторического опыта в решении общественно-политических, культурных и моральных проблем.

Средства массовой информации в своих материалах на церковно-религиозную тематику должны раскрывать положительные идеалы прошлого и настоящего, бороться с распространением зла, греха и разврата и, таким образом, заботиться о моральном состоянии личности и общества. Материалы на религиозную тематику в печатных СМИ составляют достаточно узкий жанровый диапазон. Несмотря на то что в газетах и журналах среди публикаций на религиозную тематику можно найти репортажи и эссе, обзоры и

комментарии, однако подавляющее большинство материалов представлено в виде:

– коротких информационных сообщений, заметок, которые могут быть редкими;

– фотофактов (на снимках изображены храмы с указанием названия и места расположения; любые комментарии или дополнительная информация отсутствуют).

Ошибки, которые на сегодняшний день допускают журналисты в публикациях – это ошибки небрежности или невнимательности, некорректное употребление религиозных терминов, некорректный заголовок или анонс, юридическая безграмотность, смешение социальной проблематики и антирелигиозной риторики. Религия – не просто набор предписаний и культовых практик. Религия – это картина мира, которая содержит для верующего ответы на важнейшие жизненные вопросы. И такие ответы значат для религиозного человека гораздо больше, чем его политические взгляды или эстетические пристрастия [3]. Важно также понимать, что религии и религиозные общины не одинаковые. Одно и то же действие может вызывать различные эмоции и реакции у представителей различных верований.

Когда в 80-е годы ХХ века карикатурист Жак Эффель издал книгу «Сотворение мира», где были карикатурно изображены христианский Бог, акт творения, Адам, Ева и т.п., то Ватикан осудил только ту карикатуру, на которой был изображен Бог, который создает лису, и рядом с ним дьявол, который создает моль. Ватиканские богословы сказали, что дьявол не может рассматриваться как создатель. Карикатуры на пророка Мухаммеда или Аллаха объективно затрагивают мусульманина гораздо сильнее, чем христианина затрагивает карикатура на библейских персонажей. Конечно же, это не дает мусульманам права на акты агрессии и насилия, но государственным и общественным институтам опасность негативного восприятия тех или иных публикаций или перформансов надо принимать во внимание.

Что же касается Российской Федерации, то борьба против оскорбления чувств верующих привлекла внимание многие мировые СМИ – никто из них не ожидал, что за права верующих можно так дико и агрессивно бороться. Издание «Associated Press» сообщает, что ведущие деятели культуры не раз обращались к Президенту России В. В. Путину с требованием защитить свободу самовыражения, которая практически померкла на фоне свирепствующей борьбы с оскорблениями чувств верующих. СМИ пишет сразу о нескольких шокирующих актах этой борьбы: лишение свободы украинского режиссера Олега Сенцова и отказ его в экстрадиции; вмешательстве государственных

чиновников и полиции в деятельность представителей российской сферы искусства; разгон выставки фотографий обнаженной натуры американского фотографа Джека Стерджеса в одной из Московских галерей ОМОНом; отмена мюзикла «Иисус Христос – Суперзвезда» в одном из Омских театров после ходатайства православных верующих.

В ответ на обращение деятелей культуры и искусства В. В. Путин ответил, что «любая свобода самовыражения имеет обратную сторону – ответственность», а также что «между опасной буффонадой и свободой выражения мнения существует очень тонкая грань» [4]. Росохранкультура применяет все предусмотренные законом меры, вплоть до лишения регистрации, к любому СМИ, опубликовавшему материалы, оскорбляющие религиозные чувства верующих: «В том случае, если какое-либо российское СМИ опубликует материалы, оскорбляющие религиозные чувства верующих, то к нему немедленно будут применены меры, предусмотренные законодательством РФ, вплоть до лишения регистрации», -говорится в официальном заявлении, обнародованном Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия [3].

Несоблюдение закона и общественных норм поведения предусматривают юридическую ответственность. В 2013 г. в УК РФ появилась статья (которая прежде квалифицировалась как административное правонарушение), предусматривающая уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, за воспрепятствование проведению религиозных собраний, обрядов – 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». В качестве примеров, где фигурирует применение данного закона, можно назвать ряд ситуаций, когда ежедневная петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру» была вынуждена извиниться за первоапрельскую шутку после жалобы Государственного музея Санкт-Петербурга. Возмущение дирекции музея вызвала опубликованная 1 апреля заметка: «В Петербурге со шпиля Петропавловской крепости исчез ангел» [10].

Читайте также:
Распродажа в интернет-магазинах со скидкой до 90%

В Казани в «Общественную коллегию по жалобам на прессу» 19 июня в 2015 г. поступила жалоба от Диляры Нурметовой на журналистов А. Красовского и К. Собчак за статью «Дорога к Храму» [6; 7], которая была опубликована в интернет-версии журнала «Сноб». В материале нашли нарушения журналистской этики, а также было допущено оскорбление религиозных чувств в той части, где корреспонденты беседуют с имамом мечети (слова корреспондентов о том, что ислам – религия агрессивная, а мусульмане отрезают головы, была использована деформация фактов). «Опубликованный материал является идеологическим, причем носителями определившей его формат и стиль идеологии

предстают как сами авторы, так и проект «Сноб» в целом. Дискриминация по конфессиональному признаку здесь проявляется в том, что авторы публикации отказывают в праве на счастье верующим – людям, избравшим не такую, как они сами, систему жизненных координат», – приходит к выводу эксперт, доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университет Светлана Шайхитдинова [11].

В Калининграде в 2011 г. был вынесен приговор по делу издателя и журналиста газеты «Тридевятый регион» Борису Образцову за комментарий в статье «Духовный регламент прет-а-порте» за то, что он назвал в своей публикации представителей русской православной церкви «трансвеститами» и «рейдерами» [8].

Другим примером является статья 2004 г. автора Валентины Солодчук, опубликованная в газете «Смоленские губернские ведомости» (№ 30, 27 июля – 2 августа) с заголовком «Десногорск оккупировали баптисты» [9], где описана ситуация вокруг церкви евангельских христиан-баптистов «Слово Христово». Публикация вызвала широкий общественный резонанс. После ее появления в церкви баптистов «Слово Христово» неизвестные лица дважды разбивали стекла. В адрес прихожан раздавались угрозы физической расправы. Баптисты обратились в суд с иском о защите чести и достоинства. Газета принесла церкви свои извинения и уже опубликовала опровержение. Трудно предположить, что автор рассчитывала на иную – неагрессивную – реакцию читателей.

Не будет лишним проанализировать и другую статистику. Так, в августе 2012 г. Фонд «Общественное мнение» [12] провел исследование, посвященное чувствам верующих. На вопрос о том, сталкивались ли граждане в своей повседневной жизни с ситуациями, в которых их религиозные чувства были оскорблены, 84% православных респондентов ответили, что не сталкивались. Среди представителей других конфессий таким же образом ответили 86% респондентов. Утвердительно ответили лишь 12% православных и 9% представителей других конфессий. Примечательно, что 15% из 19% верующих, которые встречали в СМИ сообщения, оскорбившие их религиозные чувства, были оскорблены клипом панк-группы Pussy Riot.

В заключение следует отметить, что необходимо проводить различие между критикой и оскорблением. Процесс взаимодействия религиозных организаций и СМИ сложный и нерегулируемый. Оскорбление верующих проявляется в установках, предубеждениях, стереотипах, которые отчасти формируются и отчасти транслируются массмедиа, усиливая существующий в коллективном сознании код неприятия. Существует необходимость в разработке средствами массовой информации новых форм и информационных стратегий в

освещении религиозной тематики. Необходимо в целях формирования положительного образа ислама в обществе сделать общемусульманский информационный поток разноплановым, многослойным, более фактурным.

Идентификация языковых маркеров ксенофобии, характерных для медиа-дискурса, является важной составляющей медиа-критических студий. Она может стать основой программы оптимизации деятельности медиа на принципах толерантности и диалога культур. Перспективы такого исследования определяются возможностью разработки методики, которая бы позволила на текстовом и концептуальном уровнях выявлять явные и скрытые проявления религиозной нетерпимости в СМИ.

1. Толкачев А., Егелев К. Право на забвение в Рунете. Анализ и последствия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atplaw.ru/useful/artides/pravo-na-zabvenie-vrunete-analiz-i-posledstviya. html.

2. Вовк Д., Уварова Е. Свобода слова и религия – не преступить запретную черту [Электронный ресурс] // Европейская правда. – 9 января 2015 г. – Режим доступа: http://www.eurointegration.com.ua/rus/experts/2015/01/9/7029468/.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195- ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 17.02.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016), ч. 6, ст. 13, 15.

4. Что по закону является оскорблением чувств верующих? [Электронный ресурс] // Портал «Народный СоветникЪ». – Режим доступа: http://nsovetnik.ru/pravila_ povedeniya/chto_po_zakonu_yavlyaetsya_oskorbleniem_chuvstv_veruyuwih/.

5. Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях. Очерки о русской лексике и лексикографии. – М.: Знак, 2008. – 320 с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: