Осознанное потребление и уродливая быстрая мода

К вопросу осознанного потребления в индустрии моды Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каюмова Р.Ф.

Приведены результаты анализа исследований в области сокращения производственного цикла изготовления одежды, а также последствий быстрой моды для потребителей и окружающей среды. Результаты исследований позволили выявить наиболее перспективные направления развития индустрии моды с точки зрения осознанного рационального потребления одежды и социальноответственного отношения к производству одежды и окружающей среде. Реализация этих направлени позволяет минимизировать вредное воздействие человека на окружающую среду, обеспечить индивидуальный и рациональный подход к созданию и потреблению одежды. Вопросы нуждаются в дальнейшем исследовании.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Каюмова Р.Ф.

ON QUESTION OF CONSCIOUS CONSUMPTION IN FASHION INDUSTRY

The results of the research analysis in the field of shortening the production cycle of clothing manufacturing, as well as the consequences of the fast fashion for consumers and the environment are presented in the paper. The research results allowed the author to identify the most promising trends in the development of the fashion industry in terms of conscious rational consumption of clothing and a socially responsible attitude to clothing production and the environment. The implementation of these areas can minimize the harmful effects of man on the environment, provide an individual and rational approach to the creation and consumption of clothing. Questions need further research.

Текст научной работы на тему «К вопросу осознанного потребления в индустрии моды»

К ВОПРОСУ ОСОЗНАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В ИНДУСТРИИ МОДЫ

Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия

* Корреспондирующий автор (karuf1[at]yandex.ru)

Приведены результаты анализа исследований в области сокращения производственного цикла изготовления одежды, а также последствий «быстрой моды» для потребителей и окружающей среды. Результаты исследований позволили выявить наиболее перспективные направления развития индустрии моды с точки зрения осознанного рационального потребления одежды и социально-ответственного отношения к производству одежды и окружающей среде. Реализация этих направлени позволяет минимизировать вредное воздействие человека на окружающую среду, обеспечить индивидуальный и рациональный подход к созданию и потреблению одежды. Вопросы нуждаются в дальнейшем исследовании.

Ключевые слова: «быстрая мода», жизненный цикл одежды, устойчивая мода, эко-мода, экологичный хлопчатник, кастомайзинг, социально-ответственное отношение к производству одежды.

ON QUESTION OF CONSCIOUS CONSUMPTION IN FASHION INDUSTRY

ORCID: 0000-0001-9028-223X, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia

* Corresponding author (karufl [at]yandex.ru)

The results of the research analysis in the field of shortening the production cycle of clothing manufacturing, as well as the consequences of the “fast fashion” for consumers and the environment are presented in the paper. The research results allowed the author to identify the most promising trends in the development of the fashion industry in terms of conscious rational consumption of clothing and a socially responsible attitude to clothing production and the environment. The implementation of these areas can minimize the harmful effects of man on the environment, provide an individual and rational approach to the creation and consumption of clothing. Questions need further research.

Keywords: “fast fashion,” the life cycle of clothes, sustainable fashion, eco-fashion, eco-friendly cotton, customizing, socially responsible attitude to the production of clothing.

Понятие «быстрая мода» давно и прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Термин «быстрая мода» (fast fashion) появился в 90-х годах прошлого века. Как известно, быстрая мода – это обновление ассортимента изделий несколько раз в сезон. Разработка, производство, распределение и потребление модной одежды осуществляется в условиях постоянных изменений модных тенденций. Предприятия индустрии моды целенаправленно используют эти особенности и сознательно ускоряют темпы морального и физического устаревания модной одежды, сокращая продолжительность жизненного цикла продуктов, снижая физическую и социальную долговечность продукции и побуждая потребителя к обновлению гардероба. Лидерами в области «быстрой моды» являются фирмы испанской сети ZARA, шведской сети H&M, британской сети Primark и другие. Продолжительность жизненного цикла предметов одежды достигла 15 дней, за это же время полностью обновляется коллекция в салонах бутиков одежды названных марок. В настоящее время с целью повышения товарооборота субъекты мировой индустрии моды постоянно ускоряют темп обновления модных тенденций. Постоянная смена модных образов позволяют потребителям быстро обновлять гардероб и копировать супермоделей с подиумов Парижа и Милана. Интересы широких слоёв населения в целом игнорируются [1, С. 19]. Также масштабы вредного влияния производства и потребления одежды на окружающую среду поистине угрожающие.

Быстрая мода во многом упростила и удешевила процесс изготовления и потребления одежды. Жизненный цикл отдельных видов одежды сокращается до нескольких недель или даже 1-2 раза использования. Эти вещи прежде всего должны принести прибыль. Долговечные и надёжные вещи в эту систему не вписываются, так как владельцы не торопятся купить новые. Идеальный товар теперь – это тот, который после покупки очень быстро надоедает покупателю и «самоликвидируется», т.е. владелец полностью готов к новой покупке. Для активации покупки широко используются методы нейромаркетинга [1, С. 196]. Миф о необходимости бесперебойного потребления поддерживается агрессивной рекламой в средствах массовой информации.

Чтобы максимально удешевить процесс производства, изделия изготавливают из синтетических волокон. Подобные изделия быстро теряют форму и товарный вид. Последствия такого неосознанного потребления одежды плачевны.

Каждый год в Великобритании приобретается около 2 млн тонн одежды. Примерно такое же количество одежды продаётся в Германии. Приблизительно 1,2 млн тонн одежды попадает на свалку. Согласно данным Агентства по защите окружающей среды, в 2009 году на свалку в Америке попало 13 млн тонн текстиля. [2].

Читайте также:
Поддержи отечественного производителя!

По данным журнала One Green Planet, текстильная промышленность является самой грязной после нефтедобывающей. Производство одежды ежедневно «съедает» огромное количество водных ресурсов. Вода, вместе с участвующими в процессе изготовления одежды красителями и отбеливающими препаратами, превращается в сточные воды, далее вся палитра химических элементов (формальдегиды, соединения металлов и т.д.) попадает в почву [3]. При стирке синтетической одежды образуется микропластик, который накапливается в атмосфере и почве нашей планете.

В противовес быстрой моде появился термин устойчивой моды, она же этичная или эко-мода. Это современное движение активистов и молодых дизайнеров, объединённых желанием минимизировать вредное воздействие человека на окружающую среду и повысить социальную ответственность производителей одежды перед обществом [4, С. 12-16].

Много внимания уделяется европейскими предприятиями индустрии моды процессу производства так называемого органического, экологичного хлопчатника. Такой хлопок выращивается без химических пестицидов и удобрений, а одежда из него не наносит вред ни человеку, ни окружающей среде в процессе эксплуатации и утилизации. Кроме того, он легко подвергается переработке. Международная организация BCI (The Better Cotton Initiative) обучает фермеров эффективному производству хлопка без вредных химических веществ, заботясь о состоянии почвы и благополучии сотрудников [3]. Одежда из экологически чистого хлопка получает сертификаты в соответствии с международными стандартами OCS (Organic Content Standart), GOTS (Global Organic Textile Standart) и GRS (Global Recycle Standart). Такая продукция имеет соответствующую маркировку и более высокую продажную цену.

Согласно статистике, 95 % всего объёма одежды, отправляющейся на свалку, можно переработать [5, С. 16]. Бренды одежды H&M и Monki открыли пункты приёма старой и ненужной одежды в своих магазинах. При этом любой покупатель, сдающий старую одежду, получает купон на 10% скидку на покупку новой. Известный бренд в производстве одежды H&M открыл две эко линии Conscious и Conscious Exclusive. Эти линии одежды из переработанных текстильных материалов. Также создан бренд премиальной экологически чистой одежды строгого классического стиля Cos [3].

Одним из направлений, которое развивается как противоположное глобализации и обезличиванию индивидуальности, является кастомайзинг. В переводе с английского «нечто, сделанное по индивидуальному заказу». Кастомайзинг представляет собой обновление и декорирование вещей, вывших в употреблении. Это можно сделать по-разному, простой вариант – это украшение изделия оригинальной отделкой без перекраивания. Более сложный вариант – это перекраивание изделия с целью получения новой вещи другого фасона и размера [6]. Во всех случаях продлевается срок службы изделия, оно становится более персонифицированным. Это достойная альтернатива бездумному и бесконтрольному потреблению. Кроме того, во всём мире растёт популярность сайтов, которые предлагают взаимный обмен различными вещами, в том числе одеждой, бывшей в употреблении.

Профессиональные дизайнеры тоже прибегают к кастомайзингу. В конце 80-х годов прошлого века Кэтрин Хэмнетт начала использовать в своих коллекциях органический хлопок. А в 1994 году Франко Москино представил коллекцию Ecouture, в которой одежда также была создана из органического хлопка. Мартин Маржела часто использовал для создания своих нарядов винтажные вещи. Кусочки ткани от старых джинсов перешивались в юбки, старые подкладки из-под платьев становились материалом для брюк. В 2001 году дизайнер представил топ, выполненный из старых атласных перчаток (см. рис. 1). Подобный подход позволил рационально использовать старые вещи: не выбрасывать, а применять их для новых нарядов, тем самым способствуя безотходному производству (см. рис. 2). Дизайнер из Бельгии Мейсон Мартин Марджела предлагал свитера из перчаток и из детских носков (см. рисунок), а молодые дизайнеры из Лондона Тамара и Наташа Сургуладзе, используют винтажные детали, отражали в свою коллекции детские воспоминания [3].

Рис. 1 – Топ из старых перчаток

Рис. 2 – Модели из промышленных отходов

В России с темой «устойчивая мода» связан проект Мирославы Дума Fashion Tech Lab. Проект инвестирует в компании, которые нацелены на использование современных технологий в индустрии моды: наноразработки, инновационные способы получения и обработки волокон, новые материалы. Fashion Tech Lab уже инвестировал свои средства – в компанию Orange Fiber, которая занимается изготовлением текстильных волокон из отходов от производства апельсинового сока.

Как ещё можно продлить срок службы изделий? Прежде всего, это ремонт и обновление одежды, бывшей в употреблении. Согласно проведённым автором маркетинговым исследованиям, услуги по ремонту одежды сейчас являются одними из самых востребованных [7, С. 76]. Также одежда может быть двусторонней и взаимозаменяемой, например, из композиционных материалов, что позволяет носить изделие по-разному и продлить службы одного изделия в два раза [8, С. 71]. Кроме того, всегда были востребованы изделия, хорошо сохраняющие свою форму [9, С. 172].

Начиная с 2005-2009 гг. сначала в Великобритании, а затем и по всей Европе были предприняты конкретные действия и запущены проекты по социально-ответственному отношению предприятий индустрии моды к окружающей среде. Была разработана программа под названием Стратегия управления жизненным циклом продукта (PLM -Product Life Cycle Management). Программа призвана оптимизировать все операции по изготовлению продукта, начиная с дизайна, до производства. Цель программы – сократить отходы, усовершенствовать контроль качества. Программа предлагает перечень тестов текстильных материалов на промежуточных и конечных стадиях производства на наличие опасных для человека и природы химикатов. Результаты тестирования продукта сохраняются в централизованной базе данных и прозрачны для всех участников процесса производства продукта. Эта же программа призвана снизить издержки и оптимизировать сроки производства [10].

Для того, чтобы понять, насколько осознанное отношение к потреблению одежды стало массовым, в пяти ведущих странах Европы (Германии, Франции, Великобритании, Испании и Италии) был проведён опрос среди мужчин и женщин в возрасте от 25 до 34 лет. 37% опрошенных заявили, что им небезразлично, наносит ли носимая ими одежда вред окружающей среде [4, С. 64-68]. 38% респондентов заявили, что им небезразлично, в каких условиях и кем производится их одежда. 30 % опрошенных выразили своё отрицательное отношение к тому, что при пошиве одежды пострадали животные и, наконец, 6 % аудитории подчеркнули важность использования в качестве исходного сырья переработанные текстильные материалы. 59% опрошенных выразили интерес к тому, где и как производится их одежда.

Читайте также:
Новая капсульная коллекция «Городские джунгли» от Gloria Jeans

Популярность потребления, основанного на статусе, означает, что многие крупные розничные продавцы поддерживают спрос на дешевую, доступную одежду. Потребители, особенно молодые люди, испытывают сильное социальное давление, чтобы купить как можно больше одежды. Эксперты Лондонской недели моды в 2017 году круглого стола согласились с тем, что убедить потребителей делать покупки экономно и устойчиво чрезвычайно сложно [10]. Чтобы повысить информированность потребителей в области производства одежды необходимы прозрачность и прослеживаемость. Это позволило бы потребителю легко увидеть, откуда на самом деле его изделие, кем изготовлено, из какого сырья и в каких условиях. Ещё один шаг в этом направлении – это более четкая маркировка изделий.

Таким образом, исследования показывают, что на пути концепции fast fashion, то есть «быстрой моды», в результате которой нам предлагают одежду, скопированную с нарядов подиумов, но по более низкой цене, стоит движение Sustainable fashion (осознанная мода). Эта такая концепция потребления, которая призвана стать в защиту обычного потребителя и поставить во главу идеологии потребления вдумчивость и сознательность. Сделать потребление одежды более ответственным заставляет бедственное положение окружающей среды и необходимость экономии природных ресурсов.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Одинцов А.А. Управление модой: монография / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова – М.: РИО МГУДТ. – 2013. – 293

2. Garment care – We a Monki [Электронный ресурс] // URL: http://www.monki.com.we-are Monki/monki-cares/ (дата обращения: 20.07.2019)

3. Who we are – Better Cotton Initiative [Электронный ресурс] // URL: http://www.better cotton. Org/about-bci/who we are/ (дата обращения: 16.08.2019)

4. Safia Minney, Lucy Siegle, Livia Firth. Naked Fashion: New Fustainable fashion Revolution. – New Internationalist: 2012.176 р. [Electronic resource] // URL:https://play.google.com/store/books/details/Naked_Fashion_The_New_Sustainable_Fashion_Revoluti?id=itn0AgAAQBAJ&hl =ru (accessed: 16.08.2019)

5. Black Sandy The Sustainable Fashion Handbook. Thames and Hudson Limited: 2012. 352 p. [Electronic resource] // URL: https://www.researchgate.net/publication/312489707_Sustainable_Fashion_Handbook_London_Thames_and_Hudson (accessed: 16.08.2019)

6. Переделка вещей – кастомайзинг [Электронный ресурс] // URL: https://domohozajki.ru/blog/43649552476/Peredelka-veschey-kastomayzing?nr=1 (дата обращения 04.09.2019).

7. Каюмова Р. Ф. Формирование ассортиментной политики предприятий индустрии моды в Республике Башкортостан. / Р. Ф. Каюмова // Дизайн и технологии – 2011. – № 26 (68). – С. 75-80.

8. Каюмова Р.Ф. Использование композиционных материалов для изготовления социально-значимой одежды / Р.Ф. Каюмова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 5-2(36). – С. 71-72.

9. Каюмова Р.Ф. Понятие формоусточивости материалов и методы её оценки. / Р.Ф. Каюмова, Л.Р. Гирфанова //Естественные и технические науки, 2007. – № 1 (27). – С. 171-174.

10. Что такое -sustainable-fashion [Электронный ресурс] // URL: /https://youngspace.ru/style/chto-takoe-sustainable-fashion/ (дата обращения 04.09.2019).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Odintsov A. A. Upravlenie modoj [Fashion management]: Monografiya [Monograph] / A. A. Odintsov, O. V. Odintsova // – Moscow: – Rio MGUDT, 2013. – P. 293. [in Russian]

2. Garment care – We a Monki [Electronic resource] // URL: http://www.monki.com.we-are Monki/monki-cares/ (accessed: 20.07.2019)

3. Who we are – Better Cotton Initiative [Electronic resource] // URL: http://www .better cotton. Org/about-bci/who we are/ (accessed: 16.08.2019)

4. Safia Minney Lucy Siegle, Livia Firth. Naked Fashion: New Fustainable fashion Revolution. – New Internationalist: 2012. -176 р. [Electronic resource] // URL:https://play.google.com/store/books/details/Naked_Fashion_The_New_Sustainable_Fashion_Revoluti?id=itn0AgAAQBAJ&hl =ru (accessed: 16.08.2019)

5. Black Sandy The Sustainable Fashion Handbook. Thames and Hudson Limited: 2012. 352 p. [Electronic resource] // URL: https://www.researchgate.net/publication/312489707_Sustainable_Fashion_Handbook_London_Thames_and_Hudson (accessed: 16.08.2019)

6. Peredelka veshchej – kastomajzing [Alteration of things-customization] // URL: https://domohozajki.ru/blog/43649552476/Peredelka-veschey-kastomayzing?nr=1 (accessed: 04.09.2019). [in Russian]

7. Kayumova, R. F. Formirovanie assortimentnoy politiki predpriyatiy industrii modyi v Respublike Bashkortostan [Formation of assortment policy of enterprises of fashion industry in the Republic of Bashkortostan]. / R. F. Kayumova // Tehnologiya i dizayn [Technology and design] – 2011. – № 26 (68). – P. 75-80. in Russian]

Разумное потребление: новый модный тренд планеты

Осознанность в приобретении и разумное потребление одежды – актуальная проблема современности. Считаясь одной из наиболее «грязных» индустрий, на долю производства предметов гардероба сегодня приходится около 5-10% загрязнения пресных вод. В сточные воды фабрик попадает токсичный индустриальный слив текстильной промышленности, что делает воду непригодной для использования и негативно сказывается на жизни растений, животных, бактерий. Однако, ответственность за избыточное производство лежит не только на самых производителях, но и любителях шопинга.

Многие тонны невостребованной одежды и обуви уничтожаются

Многие специалисты призывают покупателей более вдумчиво подходить к покупкам, чтобы не наносить еще большего вреда нашей планете. Только представьте, что процесс разложения одной футболки из синтетики может занять до 40 лет!

Пять причин, почему мода «разрушает» планету

1. Использование синтетических волокон, выделяющих пластиковые частицы

Большинство синтетики изготавливаются из полиэстера. Он используется примерно в 60% одежды. Подавляющее большинство синтетических волокон происходит из первичных пластиков. Таким образом, триллионы крошечных кусочков пластика накапливаются в океанах мира, нанося ущерб морской жизни и попадая в пищевую цепь.

2. Загрязнение и излишний перерасход воды в текстильной промышленности

Во всем мире модная индустрия потребляет около 79 миллиардов кубометров пресной воды в год. На выращивание и производство волокон требуется наибольшее количество воды. Также она используется при окрашивании, отделке и стирке одежды. Поэтому большие объемы воды, содержащей опасные химические вещества, сбрасываются в реки и водостоки. Тем самым вызывая дефицит питьевой воды в развивающихся странах.

Читайте также:
Безграничный комфорт: особенности осеннего street style
3. Рост потребления и спроса на новые тренды

Как показали исследования, не разумное потребление предметов личного пользования значительно возросло за последние 10 лет. Согласно прогнозам, к 2030 году эта цифра вырастет на 63% – с 62 млн. тонн сегодня до 102 млн. тонн. Это эквивалентно более 500 млрд. дополнительных футболок.

Зачастую, покупки делаются спонтанно, на сезонных распродажах и Черных Пятницах. Многие вещи, купленные случайно, так и остаются на полках домашнего гардероба невостребованные.

4. «Быстрая» мода и невостребованная одежда

Нынешняя бизнес-модель «быстрой моды» стимулирует чрезмерное не осознанное потребление и создает большое количество текстильных отходов. В погоне за снижением цены, производители масс-маркета часто переводят качество в количество, используя в пошиве наиболее дешёвые материалы. Понятно, что такая одежда быстро теряет красивый внешний вид. Она покрывается катышками и портится после нескольких стирок, а покупатель приходит в магазин за новой вещью.

Известно, что ежегодно в мире выпускают около 400 миллиардов м2 ткани, из которых 60 миллиардов просто не востребованы. Их выбрасывают или сжигают. Это же случается и с нераспроданными вещами. При этом, только четверть текстильного мусора перерабатывается. Про какое разумное потребление может идти речь?

5. Нелегальный труд и дешевая рабочая сила

Крупные компании заказывают производство в странах третьего мира, где рабочие получают за свой труд всего $ 1–2 в день. Они вынуждены работать без вентиляторов в аварийных зданиях за минимальную оплату. Так, принудительный труд используется для сбора хлопка в двух крупнейших странах-производителях хлопка в мире, Туркменистане и Узбекистане.

Способы исправления ситуации

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с не совсем разумным потреблением вещей является приобретение более дорогих предметов гардероба, которые созданы из качественных материалов. Вместо приобретения недорогой трендовой вещи, которая будет модной всего сезон и прослужит до первой стирки, обратите внимание на брендовые секонд-хэнды.

Так, загляните в крупнейший в России маркетплейс LUXXY который дает вторую жизнь брендовым вещам. Среди винтажа и «вторичных» вещей легко найти необычные экземпляры, коллекционные модели на любой вкус, которые сделают аутфит неповторимым. И уж точно, известные марки порадуют не только великолепным пошивом, но и долговечностью вещей. Что касается надоевшей одежды – ее всегда можно обменять, продать или отдать на благотворительность.

Кстати, о том что покупать на вторичном рынке модно мы писали в нашем блоге ранее.

В заключении, хотим сказать что мы не призываем вас отказаться от модной одежды и обуви. Просто хотим чтобы вы задумались какой урон наносит не разумное потребление.

СтильВсемирный заговор:
Что стоит за быстрой модой

Вред экологии и тяжёлый труд

  • 2 февраля 2018
  • 30398
  • 19

Текст: Анна Елисеева

С появлением масс-маркета жизнь стала проще: доступную и модную одежду теперь можно купить у дома или лёжа на диване. Не нужно копить и переживать, что вещь испортится: цены и ассортимент позволяют заменить её точно такой же или даже лучше. Казалось бы, что может быть прекраснее — ведь о свежих тенденциях fashion-мира нам рассказывают чуть ли не на следующий день. Мы если и не восхищаемся огромной машиной под названием «быстрая мода», то слепо поддерживаем, не задумываясь о механизмах внутри неё.

Как мода стала доступной всем

На протяжении веков мода была удовольствием так называемых элит — бедным слоям общества индивидуальный пошив оказывался просто не по карману. Внешний вид нарядов до XVII века даже регламентировался законом: в Европе беднякам вообще запрещалось подражать одежде богатых. Какой-никакой размыв границ между слоями общества произошёл лишь в XIX веке с промышленной революцией. Сложился новый ритм жизни, где нашлось место и свободному времени, и новым интересам — ведь теперь у рабочих появился нормированный график, выходные и отпуска. Так, для занятий спортом и походов на пляж привычная одежда оказалась неудобной. Корсеты и длинные юбки устарели, и вопрос разнообразия в моде стал ребром.

Первой его привнесла в 20-х годах Коко Шанель: она предложила носить простую и функциональную одежду, запустив коллекции prêt-à-porter, то есть с моделями в нескольких размерах и готовые к носке. Как отмечает норвежская антрополог и журналистка Мари Гринде Арнтцен в книге «Дресс-код. Голая правда о моде», именно благодаря Шанель индивидуальный пошив стал уступать место фабричному производству.

В 60-х произошла молодёжная революция. Людям нужна была новая и доступная по цене одежда, отражающая бунтарский дух времени. Магазины решили подстроиться: в продаже появились короткие юбки, футболки унисекс, бархатные платья и ботфорты, которые не подходили более старшему и консервативному поколению. Курс был взят на дешёвую моду, доступную тем, кто зарабатывал в перерывах от учёбы.

Парадокс, но со временем мы стали меньше тратить и вместе с тем больше покупать. Если в 60–80-х на одежду уходило около четырёх тысяч долларов в год, то сегодня — около полутора тысяч. Настоящий расцвет дешёвой моды произошёл именно в нулевых: с 90-х цены упали вдвое, а количество покупок ежегодно стало увеличиваться в четыре раза. Философия масс-маркета, который завоёвывал рынок, крайне проста: сделать моду, показываемую на подиумах, доступной всем. Бренды копировали последние тенденции и старались доставить их покупателям в максимально сжатые сроки, а последние встретили такую идею с восторгом.

Первым, кто ввёл концепцию быстрой моды, был магазин Topshop — он производил одну коллекцию за шесть недель. За ним подтянулась шведская сеть H&M: одежда поступала в продажу в течение трёх недель, а в год открывалось по двадцать новых точек в одних только США — судя по цифре, которая проговаривается в документальном фильме «Реальная цена моды», сегодня компания зарабатывает около 18 миллиардов в год. Но бесспорным лидером по сей день остаётся испанская Zara: 200 дизайнеров разрабатывают около 40 тысяч новых моделей в год, 12 тысяч из которых фактически производятся. Чтобы заинтересовать покупателя и внушить, что вещи могут ему не достаться, каждая коллекция лимитируется. Остромодная модель уже через неделю после поступления в магазин может быть распродана полностью. Этот принцип подстёгивания спроса работает до сих пор.

Читайте также:
Кристоферу Бейли урезали зарплату на 75 процентов

Как мода сказывается
на планете и людях

«Хотите менять наряды четыре раза в день, как это делают сёстры Хадид? А носить громоздкие кроссовки как из коллаборации Vetements и Swear, которые будут доступны через полгода?» — примерно такими заклинаниями масс-маркет привлекает новых покупателей. А подогревает интерес, меняя ассортимент постоянно: в итоге два сезона — весна-лето и осень-зима — растягиваются на пятьдесят два.

Чтобы быть доступной, одежда не должна быть дорогой, поэтому компании любыми способами пытаются снизить стоимость товара. Например, выбирая некачественную ткань. Чем больше вы покупаете, тем чаще избавляетесь от вещей и покупаете снова: лишь за 2015 год каждый американец в среднем выбросил тридцать килограммов текстиля. Только на жителей Нью-Йорка приходится ежегодно порядка 200 тысяч тонн одежды, что сравнимо с 72 олимпийскими бассейнами с водой. А в одной только Великобритании общий вес покупаемой ежегодно одежды составляет 1,72 миллиона тонн. Представьте заодно, что все эти вещи сделаны из синтетических материалов, которые разлагаются сотни лет, — о необратимых последствиях производства текстиля мы уже рассказывали.

Стоимость вещей снижается и за счёт дешёвого производства. Оно возможно в странах, где за труд в принципе платят мало: Бангладеш, Камбоджа, Индия, Китай. Рабочие фабрик в этих странах получают от одного до трёх долларов в день, обеспечивая таким образом всю семью. Стоит ли говорить, что трудиться им приходится в тяжёлых условиях: рабочий день может растянуться до пятнадцати часов и даже на ночь — фабрики запирают вместе с людьми, чтобы они выполнили заказ в срок. Здания часто находятся в аварийном состоянии, из-за чего обваливаются или горят. Так, в апреле 2013 года в округе Дакки рухнул восьмиэтажный комплекс «Рана-Плаза», в котором располагалось пять швейных фабрик. Погибли 1135 человек, ранеными оказались больше двух тысяч.

Как рассказывает режиссёр Эндрю Морган в «Реальной цене моды», от жалоб работников на то, что здание пошло трещинами, руководство просто отмахивалось. Если верить Моргану, модные бренды нанимают людей неофициально и не являются владельцами фабрик. В итоге, получая огромные прибыли за тяжёлый труд работников, компании не несут никакой ответственности. Но и правительства стран не могут отказаться от заказов: только Бангладеш благодаря экспорту зарабатывает 28 миллиардов долларов в год. Более того, они специально сохраняют низкий уровень зарплат, чтобы предложить заказчику самую выгодную цену. Гиганты рынка, однако, больше не смогли закрывать глаза на проблему после скандала, последовавшего за трагедией. Независимые эксперты, которые провели исследование в 2017 году, заметили, что многие из них значительно улучшили условия труда для работников — хотя расти, безусловно, ещё есть куда.

Жертвы или сообщники

Журналистка The Guardian Люси Сигл рассказывает историю о девушке, которая однажды вышла из известного масс-маркета Великобритании с пятью-шестью пакетами одежды. Лил дождь, и не успела она отойти от магазина, как ручки одного из пакетов оборвались — сложенная одежда рухнула на тротуар. Каково было удивление наблюдателей, когда девушка пошла дальше, даже не собрав покупки.

На другом конце планеты одна из героинь Моргана призывает: «Подумайте, что всё это сшито нашей кровью». Да, масс-маркет постоянно внушает, что нам нужны новые вещи, чтобы больше продавать, но будем честными — покупателям нравится пребывать в иллюзии. Отказ от неё значит отказ и от радости, которую дарит покупка — пусть и очень скоротечной. Шкафы бессистемно заполняются одеждой, которую нельзя сочетать между собой, — и нам снова становится нечего надеть. Вопреки мнению, что шопинг делает человека счастливее, многочисленные исследования доказывают обратное: чем больше люди сосредоточены на материальных ценностях — имидже, статусе, деньгах, — тем больше они подвержены депрессии и тревоге.

Будущее быстрой моды

В этом замкнутом круге каждому нужно что-то своё: корпорации жаждут прибыли, бедные страны — заказов, позволяющих держать на плаву национальную экономику, а покупатели — мимолётного чувства удовлетворения. Масс-маркет быстро улавливает новые веяния, будь то забота об экологии или разнообразие красоты. Иллюзия продолжает жить, поэтому вряд ли кто-то добровольно выйдет из бесконечной цепи.

Автор статьи «Быстрая мода продаётся под маской зелёной?» приводит пример: Zara, H&M и другие бренды начали выпуск «сознательной» одежды и открыли пункты приёма для изношенной — она пойдёт на переработку или благотворительность. Сдавая старые вещи, вы получаете скидку на новые — то есть повод вернуться в магазин и снова что-то купить. Переработка ненатуральной одежды оказывается почти такой же вредной, как и её производство — из-за химикатов и синтетических волокон, которые попадают в воду. Благотворительность тоже скрывает много подводных камней: слишком испорченную или грязную одежду просто выбрасывают. США, например, отправляют пожертвованные вещи в Африку или Гаити, где они продаются на рынках и тем самым подрывают местное производство. Или выбрасываются, потому что не подходят к местному климату.

Если потребители и возьмут курс на осознанное потребление, быстрая мода всё равно будет жить: сложно представить, чтобы компании осознанно пошли на убытки. Некоторые энтузиасты, чтобы разорвать порочный круг, предлагают изменить философию системы: магазины могут продавать не одинаковую и дешёвую одежду, а «опыт». Сделайте так, чтобы за каждой вещью стояла эстетика или история — сегодня подрастающему поколению потребителей действительно становится важна именно она, а не возможность носить бесконечные копии.

Читайте также:
Как российские пластические хирурги завоевывают мировое признание

Уровень осознанности: как устойчивое развитие стало маркетинговой уловкой в мире моды

Тяжело поверить, что каких-то 20–30 лет назад покупка одежды была тщательно обдуманным действием. Большинство людей отправлялись в магазин раз в сезон, дополняли гардероб необходимыми вещами и носили их несколько лет подряд, пока они не теряли товарный вид. Однако силами массмаркета шопинг превратился в одну из форм времяпрепровождения, способ убить скуку, заглушить грусть или же побаловать себя по поводу и без. Мало кто — если вообще кто-либо — задавался вопросами, почему цены настолько низкие и на чем же экономят производители. Покупатели пребывали в блаженном неведении ровно до 2013 года, когда в Бангладеше рухнул швейный комплекс Rana Plaza, в результате чего погибло более 1000 рабочих. Именно в этот момент люди поняли, какова истинная стоимость платья за $5, а сама трагедия стала отправной точкой для формирования новых потребительских привычек и тенденций, во главе которых оказался главный инструмент познания мира моды — осознанность.

Гринвошинг и другие «зеленые» уловки

Бездумный консюмеризм потеснила идея ответственного потребления, а массмаркету начали противостоять этичные марки. Пока в медиапространстве все чаще затрагивали вопрос, насколько fashion-индустрия этична, покупатели учились тратить деньги более осознанно — выяснять, как устроено производство компании, насколько прозрачна цепочка поставок, не замешан ли производитель в скандалах и вообще что важного он делает для мира. В последние годы фокус брендов сместился с одежды на идеологию.

Главные тренды эпохи не пресловутые мини, миди и макси, а благородные цели: спасение планеты, инклюзивность, ответственное производство и осознанное потребление

Сегодня, чтобы оставаться на слуху и быть действительно успешным, нельзя просто создавать коллекции. Главные тренды эпохи не пресловутые мини, миди и макси, а благородные цели: спасение планеты, инклюзивность, ответственное производство и осознанное потребление. Взять хотя бы победителей престижной премии LVMH: за исключением злосчастного 2020-го, когда в финале конкурса победила дружба, первое место в дизайнерской гонке год за годом одерживали дизайнеры с идеей. Так, например, в своих работах бренд-победитель 2019 года Thebe Magugu осмысливает гендерные проблемы и социальные неравенства в Южной Африке. Лауреат 2018 года, основатель бренда Doublet Масаюки Ино ратует за экоповестку, использует техники ресайклинга и апсайклинга, работает со стоковыми тканями, равно как и француженка Марин Серр, выигравшая главный приз в 2017-м.

Одним словом, сегодня быть экологичным важно и модно, причем в равной степени и для производителей, и для покупателей. Согласно исследованию американского Forbes, миллениалы и джензеры, за которыми гоняются бренды, действительно обращают внимание на подобные аспекты. В отчете говорится, что 62% представителей поколения Z предпочитают поддерживать именно устойчивые бренды, что немногим отличается от результата опрошенных миллениалов.

Однако в какой-то момент маятник слишком резко качнулся в сторону «светлой» стороны, а преследование потребителей, как и тренд на экоповестку и осознанное потребление, превратился в банальный гринвошинг, то есть маркетинговую уловку, паразитирующую на теме экологии. Бренды тут же умело воспользовались новым веянием. Однотипные футболки из экохлопка со слоганами «Спаси планету» не решают кризис производства, потому что одежды не становится меньше.

До пандемии аналитики Euromonitor предупреждали, что ежегодный пятипроцентный рост рынка моды рискует создать беспрецедентную нагрузку на природные ресурсы, поскольку к 2030-му годовой объем производства достигнет более 100 млн тонн. Иронично, что замедлить этот бешеный темп смогли не благородные действия модных брендов или ответственное поведение покупателей, а пандемия COVID-19: компании были вынуждены поставить производство на паузу, ну а потребители, хоть и временно, отказались от покупок из-за режима изоляции. Так, к примеру, прибыль группы компаний Inditex, которую принято считать главной корпорацией зла в fashion-мире, сократилась в 3,3 раза, до €1,106 млрд (против €3,6 млрд в 2019-м).

Впрочем, связано это в первую очередь с тем, что в Inditex всегда делали ставку на офлайн-, а не онлайн-торговлю. Кроме того, фокус их клиентов сместился с дизайнерских копий на более удобную одежду. За год компания быстро поправила положение: переключилась на онлайн-ретейл и запустила линии домашней одежды. Особенно иронично, что за этот год в рамках экологической трансформации Inditex сумели превысить запланированный показатель: 35% продукции среди всех брендов группы (Zara, Bershka, Massimo Dutti и другие) было создано с использованием «более экологичных материалов и/или процессов». Звучит хорошо лишь на словах: по сути мы снова получили образцово-показательные худи и джинсы, разработанные на откуп общественности и ставшие каплей на фоне тонн производимой и куда менее безвредной одежды.

Впрочем, не все так безрадостно. На рынке есть игроки, которым удается ввернуть экологичность в свой бизнес красиво и продуманно. Британка Бетани Уильямс — обладательница престижных наград в области дизайна, среди которых премия королевы Елизаветы II Award for British Design — за вклад в защиту экологии. Среди прочего Уильямс сотрудничает с Magpie Project, организацией поддерживающей матерей-одиночек, предоставляет работу нуждающимся и направляет часть прибыли в благотворительные фонды. Все вещи Уильямс отшиваются исключительно на территории Великобритании очень небольшими партиями, а в производство идут переработанные ткани. Дизайнер бренда Collina Strada Хиллари Тэймор работает с организацией The OR Foundation, расположенной в Ганне и передающей марке старые, отправленные на свалки вещи, из которых Тэймор создает новые коллекции. Также она работает с инновационным, этичным и экодружественным шелком, получаемым из лепестков роз и окрашиваемым вручную.

В ноябре 2019 года Prada взяла заем на €50 млн у банка Crédit Agricole с условиями, что ставка будет напрямую зависеть от того, успешно ли компания заботится об окружающей среде

Эти бренды объединяют не только инновации и экоподход, но еще и дизайнерский замысел, наличие некой миссии, которую основатели не просто перед собой ставят, но честно выполняют, причем в силу разных обстоятельств куда успешнее крупных игроков.

Читайте также:
Амире Виллигхаген 14 лет

Люкс тоже учится жить в новом мире: в ноябре 2019 года Prada взяла заем на €50 млн у банка Crédit Agricole с условиями, что ставка будет напрямую зависеть от того, успешно ли компания справляется с тремя масштабными задачами: экологичным строительством, работой над линией Re-Nylon (переработанный нейлон), а также обучением своих сотрудников. Чем больше побед, тем ниже ставка. Если в других сферах подобная практика известна давно, то в модной индустрии такого еще не случалось.

Наконец, самым важным и значимым шагом на экопоприще стал «Пакт моды» — соглашение, которое на саммите G7 подписали 150 брендов, включая такие гиганты, как Hermès, Chanel, концерн Kering (Gucci, Bottega Veneta, Alexander McQueen, Balenciaga), Capri Holdings (Jimmy Choo, Versace, Michael Kors). Немаловажно, что к ним присоединился и массмаркет: Inditex, H&M Group и Gap. Впервые люкс и массмаркет объединились, чтобы совместными усилиями добиться общих целей. Оправдает ли себя пакт — узнаем ближе к 2030-м, но сам факт объединения конкурентов и готовность противостоять проблеме реальными действиями подкупает куда больше, чем платье, созданное из океанического мусора.

Сплошной бодинегатив

Экологичность — далеко не единственный стандарт новой модной этики и курса на осознанность. Политика разнообразия и доступности, равно как и бодипозитив, — еще один способ показать себя с выгодной стороны. Правда, тут все еще менее однозначно и понятно.

В мае 2017 года во Франции вступили в силу законы, направленные на борьбу с анорексией. Правительство обязало все печатные издания указывать, что фото модели было отретушировано, чтобы не вводить читателей в заблуждение, а самим моделям разрешили работать лишь после получения медицинской справки, подтверждающей, что у них нормальное соотношение массы тела к росту и возрасту. Работодателям, которые могли бы осмелиться нарушить этот закон, грозили строгий штраф в размере €75 000 и риск отправиться на полгода в тюрьму. Выдержав драматическую паузу, продлившуюся несколько месяцев, с громким заявлением выступили французские концерны LVMH и Kering, которым принадлежат такие бренды, как Louis Vuitton, Givenchy, Gucci, Saint Laurent и многие другие. Они объявили, что больше не будут сотрудничать с моделями с «нулевым» (XXS) размером одежды.

Правда, обещания рассеялись с первыми вспышками камер на последовавшем за этими событиями смотре брендов и трендов. Модели с «нулевым» размером не канули в вечность ни в 2017, ни в 2021 году. На показах главных любителей худобы — Эди Слимана, арт-директора Celine, и Энтони Вакарелло, креативного директора Saint Laurent, — так ни разу и не было моделей крупнее злосчастного XXS. Речи о плюс-сайз-героинях не идет вовсе. Увы, эти бренды не исключение, которое могло бы подтвердить новое и, на минуточку, подкрепленное законом правило, но нынешняя действительность как она есть. До сих пор выход плюс-сайз-моделей на подиум или их съемки в журналах горячо обсуждаются в прессе и соцсетях, а в процентном соотношении в fashion-бизнесе таких девушек куда меньше, чем моделей в «классическом» представлении. Бренды будто бы стесняются моделей, которые носят M, а то и L.

Нидерландка Джилл Кортлев — одна из самых востребованных моделей на сегодняшний день. Она участвует в показах Chanel, Valentino, Jacquemus, Versace и других брендов. Многие из них никогда не работали с плюс-сайз-моделями до Кортлев. Другие же бренды прятали и Джилл, и остальных девушек с формами за безразмерным кроем: надевали на них то пончо, то пуховики, в которых кто угодно кажется этим самым плюс-сайз.

В то время как миллениалы ожидают от брендов совершенства, поколение Z выбирает реалистичное изображение, а не идеальную картинку

Стоит отметить, что сам по себе французский закон весьма неоднозначный. Во-первых, оказалось, что крупные бренды готовы меняться только из-под палки, то есть под угрозой штрафа и уголовной ответственности, а во-вторых, не стоит забывать, что движение бодипозитива нацелено на разнообразие. Человек имеет право быть любым: веснушчатым, полным, низким и в том числе худым. Решение LVMH и Kering — это, по сути, дискриминация худых людей, которые к тому же как работали с брендами, так и продолжают, а появление девушек с «нестандартным» размером — скорее разовая акция, к которой время от времени прибегают компании. Не лучше ли было открыть дверь моделям любых размеров? Возможно, спустя какое-то время девушки, доводящие себя диетами до истощения, оглянулись бы по сторонам и увидели, что вес не играет никакой роли и в модной индустрии можно сделать успешную карьеру даже с размером L.

К тому же покупателю и самому важно видеть одежду на «обыкновенных» людях. Согласно отчету Cassandra Report, в то время как миллениалы ожидают от брендов совершенства, поколение Z выбирает реалистичное изображение, а не идеальную картинку. 63% джензеров предпочитают «реальных людей» знаменитостям в рекламе, тогда как за такой подход голосуют лишь 37% миллениалов.

Исключение, которое подтверждает правило

С пресловутым diversity бренды пока тоже справляются не очень умело. Увы, но сейчас появление на обложке, в рекламной кампании или на подиуме человека, отличного от привычной всем картинки, — дополнительный инфоповод, выхлоп от которого будет получше, чем от любых спецэффектов на подиуме. Критиковать такие действия нельзя, а вот поддерживать бренд в решении поработать с «необычной» моделью, пусть и раз в 100 лет, — похвально.

Читайте также:
Какие бюстгальтеры будут в моде

Так, в последнем показе Moschino участвовала трансгендерная модель с ДЦП Аарон Филип. И если о самой коллекции писали не так много, то новость о Филип была буквально везде. Модель подписала контракт с агентством Elite Models еще в 2018 году, но обратили на нее внимание лишь в 2021-м. И это не самое грустное — примеров, когда модель в инвалидном кресле появлялась на подиуме не в рамках специального показа, а как полноправный участник шоу крупного, всемирно известного бренда, больше и не сыскать. Сами люди с особенностями движения также становятся героями социальных, а не обычных проектов компаний.

Это с учетом того, что на более чем 7 млрд людей в мире приходится 20% (то есть около миллиарда) людей с инвалидностью, а сам мировой рынок адаптивной одежды вырастет до $400 млрд к 2026 году, согласно прогнозам аналитиков. Было бы преувеличением говорить, что одежда для людей с особенностями сильно отличается от обычной, однако для модной индустрии это серьезная и почти незанятая ниша. Даже если сама одежда для маломобильных людей не слишком отличается от обычной, то внимание к таким людям — достойный шаг, который выгодно сказывается на имидже бренда, что в очередной раз доказала Аарон Филип. Вот только пока каждое подобное событие становится сенсацией, мы получаем все ту же подмену понятий: разовое участие модели с инвалидностью в показе точно не делает бренд инклюзивным.

Обратный пример — пионеры адаптивной моды Tommy Hilfiger, начавшие делать совместные коллекции с социальным проектом Runway of Dreams в 2016 году. Бренд и по сей день выпускает вещи для людей с инвалидностью, привлекая к сотрудничеству активистов, а также включает специальную одежду в свои капсульные коллекции, например в коллаборацию с Зендаей в 2019 году. Выделить можно и ASOS. С 2017 года в съемках ретейл-гиганта регулярно появляются маломобильные люди, а сам бренд обзавелся собственной адаптивной линией. Причем все это происходит без громких заявлений и как бы само собой разумеется.

Собственно, на этом примеры заканчиваются. Кроме пары спортивных компаний, вы не встретите ни одного известного бренда, сотрудничающего с инвалидами на регулярной основе и не найдете ни одного крупного офлайн- или же онлайн-ретейлера, продающего адаптивную одежду, и это с учетом того, что потребители хотят видеть в съемках реальных людей, со всеми их несовершенствами, равно как и покупать красивую и удобную одежду, разработанную с учетом потребностей инвалидов.

В наших силах более тщательно обдумывать свои покупки, голосуя деньгами за компании, успешно усвоившие правила новой этики

Почему же так происходит? Ведь фокус на той же экологии или бодипозитиве — изначально благие цели, но почти каждая инициатива брендов порождает больше неудобных вопросов, чем положительных эмоций. Во-первых, стоит учитывать, что для индустрии это все еще в новинку. Глобальные перемены начались меньше 10 лет назад. К тому же запросы у потребителей сильно разнятся. Если джензеры ратуют за разнообразие и ответственный подход, то миллениалы чуть менее прихотливы в подобных запросах, а самое платежеспособное поколение планеты — беби-бумеры (люди, родившиеся в период с 1946 по 1964 год) — и вовсе мало интересуется актуальной социальной повесткой, оставаясь консерваторами в своих вкусах. Чем крупнее компания, тем сложнее ей перестроиться и угодить всем и каждому. Отсюда столько faux pas и мертворожденных инициатив. Молодым маркам это дается куда проще, а потому и результат получается лучше. К тому же не стоит перекладывать все проблемы лишь на бренды. Как минимум в наших силах более тщательно обдумывать свои покупки, голосуя деньгами за компании, успешно усвоившие правила новой этики. Ну а признать победу нового мира над старым можно будет лишь тогда, когда сегодняшние исключения станут правилами.

8 правил осознанного потребления одежды

Эко-тренд – не мода, а необходимость. Природные ресурсы истощаются, мусора становится все больше. Если каждый из нас начнет хотя бы с осознанного потребления одежды – это уже очень много для экологии в целом. Насколько важно перейти на экологичный гардероб для личного здоровья и окружающей среды? И как это сделать?

Осознанное потребление и экологичный гардероб

Полный шкаф одежды, а надеть нечего – основная проблема современности. Экологичный гардероб – это оптимальный набор любимых, нужных вещей, которые вам идеально подходят, а при их производстве воздействие на окружающую среду было минимальным.

Осознанно потреблять одежду – значит вдумчиво подходить к ее приобретению. Не покупать под влиянием эмоций, рекламы, а точно знать, чего не хватает в гардеробе. Нужно проверять, как вещь была произведена, из чего создана.

Несколько простых шагов для создания экологичного гардероба

Переход к осознанному потреблению одежды – это процесс, даже в определенной степени стиль жизни. Начинать нужно постепенно.

Переосмыслить

Вещи, которые уже есть в шкафу, – это и есть на данный момент самая экологичная одежда. Проанализируйте, насколько каждый предмет гардероба необходим, нравится и подходит, насколько четко выполняет свои задачи и доставляет вам эстетическое удовольствие при использовании.

Откажитесь от количества в пользу качества. Лучше купите одну вещь, но дорогую, очень желанную. Так вы не только поможете улучшить экологическую ситуацию, но и будете получать положительные эмоции каждый раз, надевая этот предмет гардероба.

Читайте также:
Vetements отказался от участия на Неделях моды

Например, вещи из качественного кашемира стоят недешево. Однако они полностью экологичны, натуральны и гипоаллергенны. При правильном уходе будут радовать, согревать и украшать вас длительное время. Кашемировая одежда не подвластна времени и моде, поэтому всегда актуальна. Имея такие вещи в своем гардеробе, вы заботитесь об экологии и при этом выглядите всегда стильно, современно, привлекательно.

Составить список

После анализа гардероба, напишите по пунктам, каких именно вещей для полной капсулы не хватает. И ходите по магазинам с этим списком. Так вы избавите себя от импульсивных ненужных покупок.

Выбирать осознанно

Старайтесь отдавать предпочтение местным брендам, которые не расходуют ресурсы на логистику. Не стоит избавляться от стресса с помощью шопинга, но примерка вещей не навредит. Вы потренируете насмотренность, поймете, какая одежда лучше подходит.

Правила осознанного потребления одежды

1. Ищите информацию. Мало кто погружается в эко-тему глубоко. Изучите тему устойчивой моды, мнения независимых экспертов, деятельность различных брендов.

2. Снижайте потребление. Покупайте меньше одежды, но качественную и любимую. Капсульный гардероб – отличный выход. Популярные свопы позволяют обмениваться надоевшей одеждой бесплатно и получать другие вещи без вреда для экологии.

3. Покупайте винтажную одежду. Сейчас в секонд-хендах, комиссионных и винтажных магазинах можно найти достойные брендовые вещи по разумной цене. Мода циклична, поэтому здесь вполне отыщутся актуальные модели.

4. Относитесь бережно. Правильно храните обувь, так она прослужит дольше. Вовремя удаляйте с одежды пятнышки, катышки, зашивайте небольшие дырочки. Стирайте в соответствии с обозначениями на этикетке. И лучше отказаться от сушилки – на воздухе вещь высыхает дольше, но и портится меньше.

5. Покупайте внесезонные вещи. Старайтесь приобретать одежду, которая будет радовать долгие годы, а не один сезон. Базовые вещи, которые комбинируются друг с другом, помогут всегда выглядеть стильно.

6. Обращайте внимание на материалы. Эко-принцип – это отказ от натуральных мехов и кожи. Многие заменители выглядят лучше, носятся дольше и не наносят ущерб фауне. При производстве натуральных тканей меньше всего ресурсов тратится на лен и хлопок.

7. Подарите вторую жизнь. С помощью своей фантазии, умелых рук или ателье можно из старых вещей создать необычные новые. Вдохновляйтесь дизайнерами в интернете, сейчас есть такие, которые создают одежду из текстильных остатков.

8. Правильно утилизируйте. Старые вещи в отличном состоянии можно отдать знакомым, на благотворительность (удостоверьтесь, что это им действительно нужно). Совсем изношенную одежду, обувь сдавайте в переработку. Сейчас появились организации, занимающиеся этим.

Перед каждой покупкой задавайте себе вопросы: действительно ли мненужна эта вещь, как я ее переработаю? Отвечайте честно и принимайте решение. Это и будет осознанным потреблением одежды.

Как осознанное потребление изменит твою и чужую жизни к лучшему

От сезона к сезону тебе диктуют, что носить и с чем сочетать. Безусловно, придерживаться тенденций важно. Однако стоит задуматься над тем, нуждаешься ли ты в обновках. Загляни в шкаф и посчитай, сколько там вещей, которые ты не надеваешь. С одной стороны хорошо, что ты позволяешь себе много покупок, значит есть что тратить, но у этого есть последствия. Поговорим о том, как магазины наживаются на тебе, какие беды их действия приносят окружающим и как прийти к осознанному потреблению.

Понятие «быстрой моды»

Ни один просмотр фильма не обходится без предложения в поисковике найти одежду по сезону. Слоганы вроде «Будь модным» и «Придерживайся стиля» агитируют тебя покупать все больше товаров. Продав эту коллекцию, магазины начинают продумывать следующий проект. Конвейерное производство не останавливается ни на секунду, и уже через год то, что носил этим летом, осенью, зимой и весной, будет неактуально. Снова будут те же призывы, опять пойдешь покупать. Так работает масс-маркет, который думает только о том, как сделать больше денег. С этого крючка нужно соскакивать. Во-первых, ты волен самостоятельно выбирать, что считается красивым. Если вещь сидит на тебе хорошо, но при этом ее не форсят, то это не значит, что она плоха. Во-вторых, деятельность магазинов убивает нашу планету. Не думаю, что тебе нравится дышать грязным воздухом.

Казалось бы, как мода может существенно повлиять на окружающую среду. Однако по степени влияния на природу это находится на втором месте после угольной промышленности. Даже нефтедобыча и то более «чистый» процесс. Из-за непрерывной работы фабрик происходит выброс отравляющих веществ в атмосферу. Больше всего страдает вода, в которую недобросовестные владельцы производств сливают химикаты. Ты еще можешь позволить себе искупаться в реке без вреда для здоровья (или практически), а вот азиаты утопают в мусоре и не могут пить не бутилированную воду. Возможно, тебя это не волнует, однако что ты скажешь, когда ребята из стран третьего мира побегут к нам.

Западные компании хорошо устроились, они убрали из стран заводы и перенесли производство в Азию, бедное население которой – дешевая рабочая сила. Дело поставлено на поток, и за несколько десятилетий подобной системы состояние окружающей среды подсело. Индонезийская река Читарум показывает реальное положение дел. Ее официально признали самой грязной рекой планеты.

Как ты можешь помочь планете и людям

Безусловно, для того, чтобы исправить ситуацию, нужен механизм. Однако ты часть его, поэтому первым делом стоит начать с себя. Откажись от покупок, которые тебе не нужны. Зачем тебе гавайская рубашка, если ты наденешь ее два раза летом? Чем меньше покупаешь одежду из масс-маркетов, тем больше помогаешь окружающей среде. И не бойся, ты не один. В СНГ еще не так популярно течение, однако это поможет тебе отличаться от других. Возможно, у тебя появятся последователи. На западе экологические акции давно набирают обороты, и там люди не чувствуют себя одинокими в теме борьбы за сохранность природы. В Швеции мусор сортируют и повторно перерабатывают до семи раз.

Читайте также:
Украденные фото знаменитостей

Многократное использование – фундамент осознанного потребления. Ты отказываешься от навязываемых штампов и становишься вольным в выборе. Если тебе срочно нужно пальто, но не хочешь поддерживать масс-маркет, то двери секонд-хенда открыты. Во-первых, здесь много качественных брендовых вещей в отличном состоянии. Во-вторых, если ты брюзга, обрадую тебя – футболки, джинсы и прочее проходят все стадии чистки. Если все-таки и это тебя не убеждает, то тогда купи новую вещь. Но лучше возьми подороже, чтобы она прослужила дольше, и не бери без надобности. Наши временные прихоти становятся проблемой для Земли, для ее биоразнообразия и для нас — людей.

С обувью такие штуки редко проходят, однако и здесь есть рабочий вариант. Если основная претензия к твоим туфлям – это расхождение по швам, то отдай их в мастерскую. Дай вещи вторую жизнь и продолжай ею наслаждаться. А когда она станет уж совсем непотребна, купи что-то стоящее. Хорошие ботинки или кроссовки способны отслужить пять лет.

Плюсы осознанности для тебя

Если ты еще не заинтересовался темой, то поговорим о том, что тебе даст такой подход к жизни. Кандидат медицинских наук Андрей Беловешкин, ведущий личный блог, утверждает, что ты станешь независимым от системы.

Ты хозяин своей жизни. Такой принцип ограждает от посягательства со стороны, борется с принятыми программами. Еще один весомый плюс – ты становишься креативным человеком, осознанность влияет на творческое мышление. Освобождаясь от установок общества, ты начинаешь расширять границы разума.

Кстати, подобный подход к потреблению приводит к полной осмысленности, а она, в свою очередь, отлично оберегает от стрессов. Дело в том, что когда ты трезво смотришь на окружающий мир, то никакие мелочи не способны тебя сломить. К тому же появляется причастность к тому, что творится вокруг. Чувство, что ты способен влиять на процессы. Для того, чтобы прийти к этому, можно начать с простого шага – осознанного потребления. Оно действительно помогает понять полноту происходящих в мире процессов здесь и сейчас.

Ресейл спасет мир: как тренд на ответственное потребление меняет модный ландшафт

Через три года объем мирового рынка перепродажи вещей составит $64 млрд

Фото: Pexels

Тренд на ответственное потребление привел к тому, что в последние несколько лет модели поведения людей со всего мира претерпели значительные изменения. Алексей Козловский, руководитель категории товаров Lifestyle на Авито (интернет-сервис для размещения объявлений о товарах и услугах), рассказал Plus-one.ru, почему экологичность стала одной из главных тенденций современной индустрии моды и как бизнес адаптируется к новым правилам игры.

Переход на зеленую сторону

Еще 20 лет назад покупка новой одежды была осмысленным и запланированным действием — предметы гардероба обновляли раз в несколько сезонов или когда одежда выходила из строя. С тех пор вещи стали дешевле, модные циклы ускорились, а сам процесс посещения магазинов для многих превратился из необходимости в увлекательное времяпрепровождение. Современные тенденции меняются крайне стремительно, вслед за ними бренды масс-маркета обновляют свои коллекции несколько раз за сезон. Это побуждает потребителей покупать больше, накапливая в своем гардеробе недорогую одежду невысокого качества.

До недавнего времени немногие всерьез задумывались о том, как дорого обходится бездумное потребление планете и обществу. В 2018 году на индустрию моды пришлось 4% от общемировых выбросов углерода — больше, чем производят Франция, Великобритания и Германия, вместе взятые. Кроме того, для производства одежды нужна вода в больших объемах. Так, на одну хлопковую футболку уходит более 2,7 тыс. л. Снижение объемов потребления и производства одежды, а также ее повторное использование позволят изменить существующую ситуацию. Ведь один предмет одежды может создавать ценность снова и снова — путем перепродажи, многократной аренды, ремонта, переделки и вторичной переработки.

Как ресейл становится неотъемлемой частью модного бизнеса

По данным отчета аналитической компании GlobalData и онлайн-площадки для продажи подержанных вещей ThredUp, в 2019 году объем мирового рынка ресейла составил $28 млрд, и в ближайшие три года эта цифра увеличится более чем в два раза — до $64 млрд. Ожидается, что к 2029 году рынок перепродажи ношеной одежды вырастет почти вдвое по сравнению с рынком быстрой моды. При этом активнее всего секонд-хенд растет в онлайне: в 2020 году бывшие в употреблении вещи в сети продавали на 27% активнее, чем в 2019-м. Данный тренд нашел отражение и на российском рынке. Согласно исследованию Авито и исследовательского агентства Data Insight, рынок интернет-торговли между частными лицами вырос на 87% за 1,5 года и превысил 1 трлн рублей в 2020 году. По итогам прошлого года 29% от всех сделок, совершенных на Авито, пришлось на товарную категорию «Одежда, обувь и аксессуары».

Тенденции на рынке вторичной одежды задают молодые потребители: многие из них понимают, что осознанное потребление и участие в экономике замкнутого цикла является ключом к сокращению негативного воздействия на окружающую среду. Пока в сознании некоторых людей бывшие в употреблении вещи вызывают пренебрежение и скептицизм, молодое поколение умело вписывает винтажную одежду в свой повседневный гардероб, развенчивая негативные предубеждения в отношении секонд-хенда.

Кроме того, развитию ресейла способствуют семьи с маленькими детьми, для которых дешевле и разумнее использовать подержанные вещи, чем покупать новые. Износ у детских вещей минимальный, а сделаны они зачастую из качественных тканей. Ребенок до трех лет в среднем носит одну вещь не дольше 3–6 месяцев, потом из нее вырастает.

Читайте также:
Украденные фото знаменитостей

Для бизнеса продолжающийся экономический спад в сочетании с повышенным интересом к проблемам экологии оказался выигрышной комбинацией. Компании включают идеи сознательного потребления в свои бизнес-модели и вводят новшества в традиционные методы продаж. Сегодня многие мировые бренды в ответ на желание потребителей вести экологичный образ жизни запустили программы перепродажи товаров либо внутри самой компании, либо в партнерстве с крупными ресейл-площадками. Так, осенью прошлого года The RealReal, крупнейшая в мире интернет-платформа по перепродаже вещей сегмента люкс, заявила о партнерстве с итальянским брендом Gucci.

Алексей Козловский, руководитель категории товаров Lifestyle на Авито
Фото из личного архива

Новая этика: как модная индустрия поступает с подержанной одеждой

Компании из индустрии моды часто используют готовые решения для экологизации своего бизнеса, в частности задействуют ресейл-платформы. В России одним из ярких примеров можно считать Авито. Каждый день сайт посещают более 50 млн покупателей. Спрос на одежду и обувь на площадке постоянно растет, только за 2020 год он повысился на 36% по сравнению с 2019 годом. Так классифайды (ресурсы для размещения объявлений. — Прим. Plus-one.ru) становятся сейчас драйверами развития С2С-рынка, делая бизнес по перепродаже подержанных вещей вещей удобным и эффективным.

Основатели петербургского монобренда Vatnique Кирилл Ступченко и Алексей Сорокин регулярно размещают в соцсетях объявления о продаже на Авито. Vatnique специализируется на пошиве стеганых курток с унифицированным дизайном, которые выпускаются партиями по несколько штук. Создатели марки одновременно помогают своим клиентам, которые решили продать куртку на вторичном рынке, и дают возможность купить вещь в хорошем состоянии тем, кто не может приобрести новую. Владельцы Vatnique считают, что в скором времени подобная практика найдет поддержку и у других компаний.

Год назад марка одежды родом из Екатеринбурга 12Storeez стала первым партнером ресейл-платформы Bewearcy, которая запустила проект по приему одежды в обмен на скидку. Bewearcy принимает одежду, обувь и аксессуары в хорошем состоянии, после чего реализует их на Авито, а также на зарубежных eBay и Depop. Платформа берет на себя заботы о подготовке вещей к продаже и поиске покупателей. Сегодня в число партнеров Bewearcy также входят Akhmadullina Dreams и Marie by Marie.

Bewearcy — далеко не единственная ресейл-площадка в нашей стране. В России широкую популярность завоевала платформа Oskelly, которая была создана в 2017 году по примеру французской Vestiaire Collective. На сайте Oskelly можно приобрести вещи люксовых брендов по приемлемым ценам. Сотрудничают с платформой и российские знаменитости, активно выставляя на продажу одежду из своих гардеробных. По данным исследования консалтинговой компании BCG (Boston Consulting Group) и Altagamma (объединение люксовых брендов из сферы дизайна, моды, продуктов питания, ювелирных изделий, автомобилей и гостеприимства), мировой рынок подержанных вещей сегмента люкс сегодня растет быстрее, чем рынок предметов роскоши в целом. Опрос, проведенный компаниями, показывает, что 32% потребителей делают выбор в пользу вторичной покупки премиальных товаров из-за разумного соотношения цены и качества. Сегодня по стоимости нескольких вещей из масс-маркета можно приобрести подержанную вещь известного бренда, которая прослужит своему владельцу заметно дольше.

Пионерами на рынке российского модного ресейла можно назвать платформу Second Friend Store, которая появилась в 2011 году. Однако ресейл не единственное экологичное решение, которое бренд предлагает потребителям. Так, площадка в сотрудничестве с дизайнером Тиграном Аветисяном выпустила апсайкл-коллекцию. В процессе апсайклинга используются старые или изношенные вещи, а также остатки тканей. Из всего этого создаются совершенно новые предметы гардероба. Сегодня апсайклинг стал настоящим трендом, который берут на вооружение и мировые бренды, и небольшие локальные марки. Каждая такая перешитая вещь является единственной в своем роде и рассказывает особую историю, что вызывает большой отклик у потребителей.

Для некоторых брендов философия осознанного потребления лежит в основе их существования. Дизайнер Мира Федотова, основательница одноименного бренда родом из Санкт-Петербурга, шьет одежду из натуральных материалов и стоковых тканей, оставшихся от коллекций модных домов. Крупные обрезки ткани дизайнер использует для создания вещей в технике пэчворк, а совсем небольшие отдает для упаковки украшений. На все вещи Мира дает пожизненную гарантию, а также принимает их для последующей перепродажи и апсайклинга.

Другой подход к участию в экономике замкнутого цикла нашел отражение в развитии шеринга одежды. Если раньше в аренду сдавали в основном вечерние платья и строгие мужские костюмы, то сегодня взять напрокат можно абсолютно любые вещи — от авангардных люксовых брендов до редких винтажных находок. Популярность площадок по совместному использованию одежды в последние годы заметно выросла: потребители выбирают их за возможность примерить новые образы, арендовать уникальные дизайнерские вещи или вещи известных брендов, что в итоге позволяет менять свой гардероб без вреда для окружающей среды.

Осенью прошлого года онлайн-платформа по аренде вещей Rent the Runway объявила о коллаборации с ThredUp. Ранее арендованные дизайнерская одежда, обувь и аксессуары будут доступны для покупки на сайте торговой площадки. Инициатива направлена на то, чтобы продлить жизненный цикл предлагаемых в аренду вещей. Компании также надеются, что такое сотрудничество позволит им привлечь дополнительную аудиторию. Как итог, тренду на шеринг не помешала даже пандемия, хотя в самый ее разгар некоторые эксперты со скепсисом смотрели на его будущее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: