Пасха в Троице-Сергиевой лавре и китайские туристы

Призывающая благодать или зачем приезжают китайцы в Лавру

Из заметок лаврского экскурсовода

«Что такое благодать?», – спросил меня гид-переводчик, прибывший ранним утром в Троице-Сергиеву Лавру с группой китайских туристов. «Благодать Божия, это. », – начала я, но тут же задумалась. Как кратко и понятно рассказать представителю Поднебесной об одном из ключевых понятий христианского богословия? Изъяснение истин православного вероучения иностранцу дело непростое. Вопрос оставался открытым.

Мы зашли в Трапезную церковь Преподобного Сергия. Царящая в храме тишина изредка нарушалась шепотом богомольцев. По просьбе гида я дополнила приведенные им исторические сведения своим рассказом о внутрихрамовых росписях. Сказав несколько слов об их композиционном расположении, можно было перейти к смысловому содержанию. Живопись собственно самой Трапезной палаты посвящена Евангельской тематике. На западной стене храма изображены Нагорная проповедь Иисуса Христа и Чудо насыщения несколькими хлебами пяти тысяч. Слушательская аудитория сосредоточилась пересказе мест из Священного Писания и детальном рассматривании убранства дома Божия. «Да-да, я это знаю», – вдруг воодушевленно прокомментировал китайский коллега-гид, как только я перешла к описанию свода храма. «А можно поподробнее рассказать вот об этом?», – попросил он, с живым интересом указывая на фрески северной и южной сторон церкви.

Общее внимание переключилось на три первых от придела святителя Иоасафа Белгородского междуоконных промежутка. В них помещены сюжеты притчи о блудном сыне. Едва я начала повествование о них, как мой совопросник поспешил включиться в рассказ. Чтобы мне было удобно следить за нитью его повествования, он параллельно говорил и на русском. Правда ему с большим трудом удавалось подбирать соответствующие эквиваленты китайских слов и выражений в нашем языке. Гид пытался постепенно подвести слушателей к роли аскезы в православии. Я поняла его мысль и пояснила: «Неделя о блудном Сыне является одной из подготовительных к Великому Посту». Это помогло китайцу. «Вот! Да! Я никак не мог вспомнить это слово, – бурно отреагировал он. – А для чего нужен этот пост?». «Великий пост – время покаяния», – ответила я. «Да, да, точно! Покаяние!» – радостно отозвался собеседник и продолжил дальше. Вместе с группой мы прошли дальше по периметру храмовой живописи, повествующей о Евангельских событиях и притчах Спасителя. В скором времени мне стало понятно, что гость из Китая хорошо знаком с Новым Заветом. Его также заинтересовали два иконописных изображения Святителя Николая и Святителя Димитрия Ростовского. Расспросив меня о святых подвижниках, китайский гид попросил перейти к фрескам в притворе храма с сюжетами известных событий Ветхого Завета.

По завершении экскурсии я обратилась к гиду с вопросом, откуда он так хорошо ориентируется в Священной истории. «Захотелось узнать обо всем самому, вот и зачитался, настолько понравилось! Стал приезжать сюда, в Россию. Меня притягивает православная церковная живопись. Каждый раз, когда бываю в Лавре, ко мне приходит какое-то особенное чувство, не только в этом храме, а везде в монастыре… Здесь как-то по особенному радостно, чувствуешь мир, гармонию. »

Через некоторое время я снова проводила экскурсию для китайских туристов, но уже в сопровождении другого гида. В притворе Троицкого собора переводчица рассказала гостям о глубоком почитании Игумена земли Русской, предложив, по желанию, пройти к его святым мощам. Сопровождающая показала, где в храме находится рака преподобного Сергия Радонежского. Несколько китаянок направилось туда, однако вслед за ними по одному стали подходить и мужчины, выстраиваясь в небольшую очередь. Удивившись происшедшей перемене (напомню, что сначала желающих было совсем немного), я вопросительно посмотрела на китаянку-гида, на что она, улыбнувшись, ответила: «Они сами захотели. »

Выйдя из собора, я поинтересовалась у китайских туристов, что так увлекло их подойти к Преподобному. Они с радостью рассказали о своих впечатлениях. Больше всего мне запомнился ответ одного мужчины: «Я это сделал, чтобы он мне помог изменить жизнь и совершить больше добрых дел». Лица этих людей заметно преобразились после благословения Преподобного.

В Лавру постоянно приезжают многочисленные паломники. Каждый со своими просьбами или благодарением стремится непременно попасть в Троицкий собор, к самому преподобному Сергию. Побывав здесь, большинство из них отмечает в себе особую наполненность. Не всем удается приложиться к мощам основателя обители. Сказываются плотность потока, ограниченность во времени и множество других причин, в том числе и внутренних. Однажды на экскурсии для немецкой пары, сопровождающий гид поинтересовалась, до какого времени открыт Троицкий собор: «Я давно хотела приехать сюда отдельно, сама, – сказала она. – Но в сезон это просто нереально сделать. Хотела поблагодарить Сергия, я его очень просила, чтобы мой сын благополучно поступил в университет. И он помог!» Мы подошли к Троицкому собору, конец очереди к мощам Преподобного доходил уже до Никоновского придела. Понимая, что другой возможности попасть сюда в качестве паломницы у моей спутницы, скорее всего, не будет, я предложила ей тоже подойти к мощам. Она, смущенно ответила, что «в ущерб другим» этого делать не хочет. Ситуация разрешилась сама собой. В притворе гости из Германии поинтересовалась, где можно поставить свечи Преподобному Сергию. Взяв на пожертвование несколько свечей, эта мини-группа направилась к подсвечнику у раки Радонежского Игумена. Промыслом Божиим и переводчица смогла благополучно приложиться к мощам Преподобного, и поблагодарить за чудесную помощь. Удивительным было и то, что приложилась она не к стеклянному верху раки, а к самим мощам: на тот момент они по счастливому совпадению были открыты. Она вернулась ко мне, с трудом сдерживая слезы волнения и радости. Поставив свечи, иностранцы не стали прикладываться к мощам, а прошли рядом, приклонив головы. Когда мы вышли из Троицкого, они долго и трепетно повторяли: «Как же все это трогательно, проникновенно… какое-то особенное чувство…». А затем смущенно спросили: «Это очень невежливо и непочтительно, что мы не приложились?»

Так что же такое Божия благодать? Земными словами описать вряд ли возможно. Каждый ощущает её по-своему. У одних наступает особое внутреннее умиротворение, другие не могут сдержать слез, третьи чувствуют радость, счастье, желание дарить любовь всем вокруг. Благодатные места становятся для нас родными, в них воскресает душа, отрезвляется от мирской суеты. Мы становимся возвышеннее и чище. Вот и в Троицкую обитель стремятся люди из самых разных уголков земного шара. В надежде укрепить свои духовные силы и подышать кислородом вечности приезжают они сюда снова и снова. В их сердцах зажигаются живительные огоньки веры, высветляющие сокрытый в нас образ Божий, помогающие стать ближе к Богу и друг к другу, обрести подлинный смысл жизни. Ради этого стоит преодолеть и тысячи километров!

Ксения К., Паломнический центр Троице-Сергиевой Лавры

Пасха в условиях эпидемии. Что происходило в храмах в ночь на воскресенье

Христианские церкви восточных обрядов и их прихожане отмечают главный религиозный праздник – Пасху. Он в этом году выпал на самый разгар эпидемии коронавируса в России. Пасхальные болослужбы в большинстве российских храмов прошли за закрытыми дверями.

Читайте также:
Как модная индустрия заботится о будущем планеты

По традиции главная пасхальная служба Русской православной церкви состоялась в московском храме Христа Спасителя. Также традиционно ее совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В предыдущие годы главный храм РПЦ в пасхальную ночь был переполнен, а на праздничную службу приезжали первые лица страны и Москвы – президент Владимир Путин, тогда ещё премьер-министр Дмитрий Медведев с супругой и мэр столицы Сергей Собянин. В этом году из-за объявленного в Москве режима обязательной самоизоляции служба прошла без прихожан. Это отметил в своём обращении к верующим патриарх Кирилл. Глава РПЦ подчеркнул: обычно он обращается на фоне “некого шума от большого количества людей, которые собрались в храме и ждут богослужения”, однако сегодня он это делает в полной тишине, потому что храм пуст.

Ещё вечером в пятницу вокруг храма Христа Спасителя стояли многочисленные металлические ограждения, обычно они используются в том числе для разделения людских потоков. Но на службе присутствовали несколько десятков человек – священнослужители, монахи, а также люди в штатском, по всей видимости, сотрудники службы безопасности. Необычным в эту ночь был и торжественный крестный ход. Он прошел не вокруг храма, а внутри.

Однако не во всех храмах РПЦ было безлюдно в эту пасхальную ночь. Например, на трансляции в аккаунте инстаграма Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде было видно и слышно, что помимо священнослужителей на службе присутствуют несколько десятков мирян.

Закрывать или нет храмы на время Страстной недели и самой Пасхи, РПЦ и светские власти не могли решить до самого последнего момента. За неделю до православной Пасхи, когда верующие в России отмечали Вербное воскресенье, храмы по всей стране были полны людей.

Это вызвало критику в социальных сетях, что, с одной стороны, все ужесточения карантина списывают на любителей шашлыков, а с другой, власти словно закрывают глаза на верующих.

В итоге с прошлого понедельника, 13 апреля, в Москве действует предписание главного санитарного врача столицы Елены Андреевой, в котором, в частности, требуется “обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных управлению Московской патриархии, за исключением священнослужителей, лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений”. В Великую субботу, когда по традиции верующие с раннего утра приходят в храмы, чтобы освятить куличи и пасхальные яйца, в московских храмах не было никого. Некоторые были просто закрыты. Около других дежурили полицейские.

Дар коронавируса: верующие не боятся заразиться в церкви

Настоятель московского храма святых Космы и Дамиана в Шубине отец Александр (Борисов) убежден, что сейчас верующие должны подчиниться и сложившейся ситуации, и воле патриарха: “У всех разное понимание очень многих вещей, в том числе, казалось бы, такой простой и ясной вещи, что когда есть эпидемия, то надо всё-таки остерегаться и не искушать Господа”. Отец Александр добавляет, что среди его прихожан никто не возмущался решению закрыть храм, потому что люди доверяют и своему священнику, и патриарху. Сейчас все службы из храма святых Космы и Дамиана в Шубине транслируются онлайн. И отец Александр признает, что недостатка в зрителях нет.

Отношение к разразившейся эпидемии коронавируса в Русской православной церкви напоминает ситуацию в России светской. Патриарх Кирилл, подобно президенту страны, не дал чётких указаний, как вести себя в новой реальности. Глава РПЦ призвал верующих в Страстную неделю и на Пасху молиться дома, а его викарий, митрополит Воскресенский Дионисий, обязал московских священников и вовсе закрыть храмы и проводить службы без прихожан. Однако призыв патриарха Кирилла даже в церковной среде восприняли по-разному.

Широко по сети разошлась запись проповеди епископа Каменского и Камышловского Мефодия на Вербное воскресенье. Священник с неудовольствием констатировал, что в храме пусто и что не надо бояться смерти, ведь всё равно люди умрут. В российских регионах закрывать храмы своими предписаниями пришлось или местным санитарным врачам, или губернаторам.

Религиовед Сергей Чапнин считает, что сложившийся кризис вытекает из довольно непоследовательной позиции руководства церкви в самом начале эпидемии, когда патриарх Кирилл поначалу пытался бороться против закрытия храмов и только спустя какое-то время призвал мирян воздержаться от посещения проповедей.

– Церковь оказалась застигнута врасплох решением и советом патриарха воздержаться от посещения храмов. Если мы посмотрим на отношение Русской православной церкви к проблеме карантина, самоизоляции, самодисциплины в условиях пандемии, то мы увидим, что позиция церкви довольно непоследовательная. И это разительно отличается от поведения церкви в большинстве других стран. Там, где власти ввели карантин, там практически сразу были закрыты храмы всех конфессий. Все дружно признали авторитет государственной власти в принятии решений, связанных с безопасностью, жизнью граждан. Ни у кого вопросов не возникло, что, если государство советует уйти на жесткий карантин, это касается всех и вся. Это поразительная история, когда с точки зрения здравого смысла, общественного блага, безопасности, казалось бы, можно было с первого раза услышать эти призывы и остаться дома. Но нет. Люди идут в храмы – потому что “я так хочу, я так привык, потому что мне там хорошо”.

Чапнин отмечает: патриарх Кирилл фактически самоустранился от принятия решений, снял с себя ответственность за эти решения. По мнению религиоведа, такая непоследовательность привела к тому, что среди священников и монахов оказалось немало заболевших новой коронавирусной инфекцией: только в Москве больны 18 священников. В околоцерковных телеграм-каналах появляется информация, что коронавирусная инфекция подтверждена даже среди приближенных патриарха, хотя официально об этом не сообщается.

Настоящая трагедия происходит сейчас в Киево-Печерской лавре, которая по-прежнему подчиняется Московскому патриархату. Лавра оказалась серьёзно затронута заболеванием. Её настоятель владыка Павел ранее отрицал опасность и призывал прихожан “ходить в храмы и молиться”. Сейчас сам он находится в больнице, как минимум у 90 монахов димагностирован COVID-19.

Гражданский активисит Алексей Миняйло, обвиняемый по “московскому делу”, ​ служил алтарником в храме Святой Татьяны при МГУ. Он считает, что в эволюции христианства происходят важные события: верующие переизобретают свою церковную жизнь без походов в храм.

– Есть такое понятие, как системообразующая деятельность сообщества. В церковном комьюнити базовая деятельность – это посещение храма. Когда люди приходят к священникам с проблемами, в 90% случаев им говорят: “Вы почаще ходите в храм”. Но вопрос не в физическом присутствии человека в храме, потому что подавляющее большинство людей, которые приходят в храм, даже не понимают, что происходит на божественной литургии. В этом смысле системообразующая деятельность сейчас под очень большой угрозой, потому что люди фактически начинают переизобретать свою церковную жизнь без храма. Я для себя принял решение, что я не буду ходить. Я не столько боюсь заразиться, сколько не хочу выступать разносчиком заразы. А позитивных ожиданий от церковного руководства у меня, честно говоря, давно уже нет.

Читайте также:
Безграничный комфорт: особенности осеннего street style

В результате, по мнению Миняйло, всё придет к тому, что появятся emergent church, новые церковные практики, больше похожие на то, что было в первые века христианства.

Согласен с такой позицией и Дмитрий Цорионов, больше известный как Энтео. Бывший радикал в вопросах веры и религии, Дмитрий считает, что сейчас важнее здоровье и безопасность верующих, чем личное присутствие на пасхальной службе.

– Мы не имеем права идти к Богу по трупам наших ближних. В этом нет любви. В этом нет христианства. Нет и быть не может. Давайте останемся дома. И проведём эту Пасху со своими родными. Её никто у нас не отнимет. Пасха не локализована в каком-нибудь пространстве. Она везде. Она в каждом атоме мироздания.

pravdoiskanie

pravdoiskanie

https://youtu.be/9U7XMtGMst4
«Эксперты оценили распространение китайского коронавируса»

«Страшные новости о новом вирусе идут непрерывно, кажется, что остановить панику может только чудо. Вирус, похожий на грипп, пришел из Китая. Там изолировали целые города, в зоне оцепления – десятки миллионов человек. И врачи уверяют, что мутация вируса продолжается.

По первым симптомам новый вирус похож на любой грипп: температура, небольшой кашель, затруднение дыхания. Но дальше он развивается в тяжелую форму пневмонии, которая ведет к смертельному исходу.

Эпидемия началась в провинции Ухань. Сейчас все туры туда из России отменены.

Столица региона и несколько городов поменьше – в общей сложности около 30 млн жителей – фактически попали под карантин. Некоторые кадры, попавшие в соцсети, выглядят пугающе: люди падают прямо на улице, медики в костюмах биологической защиты подбирают лежащих. Подлинность этих видео не подтверждена, но ясно, что меры, предпринимаемые властями Китая, явно выходят за рамки обычной профилактики.

Александр Лукашев, директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний Сеченовского университета: “Противоэпидемиологические мероприятия такого масштаба, я не припомню, чтобы где-то вводились. Поэтому власти Китая, очевидно, воспринимают ситуацию как очень серьезную”.

Всемирная организация здравоохранения пока не спешит объявлять ситуацию чрезвычайной, но провела экстренное заседание в Женеве. Во всем мире понимают: достаточно одного носителя вируса, который даже не подозревает об опасности, чтобы заразить миллионы.

Дмитрий Лиознов, и. о. директора НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева: “Мы говорим о риске эпидемии, распространения. Потому что передача от человека к человеку происходит очень быстро. И сегодня, когда столько возможностей быстрого перемещения людей, можно с одного континента в другой буквально прибыть за несколько часов и, будучи больным, очень быстро распространить это заболевание”.

Власти многих государств пытаются вводить меры, которые должны если не остановить, то во всяком случае затруднить распространение вируса. Так, в Азии, Америке, Австралии, Британии приехавших гостей отправляют на карантин. В России в самолеты, прибывающие в эти дни их Китая, первыми входят сотрудники Роскомнадзора со специальными приборами. Случаев болезни у нас не зафиксировано.

Медики склоняются к тому, что источником вируса стали летучие мыши или змеи. В Китае их иногда употребляют в пищу, эти животные обитают, по сути, в одной среде с домашним скотом.

Гао Фу, директор Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний: “Пневмония, вызванная новым коронавирусом, по нашим оценкам, прошла три стадии, а именно передачу от животных к людям, ограниченную передачу от человека к человеку и массовое распространение среди людей. Я считаю, что ключевым моментом является общенациональная профилактика”.

Официально речь идет о сотнях инфицированных. Не только в Китае, но и в соседних азиатских странах. Пока единичные случаи зафиксированы в Западной Европе и в. »

https://youtu.be/37FfXBvpQ14
«Коронавирус Ухань Эпидемия Некто Русский Пипец!»

«Происходит страшное, миллионы гибнут, тайно строят крематории, но трупов много и они решили накрыть эпицентр эпидемии в Китайском городе Ухань! Шокирующие кадры, заснятые на телефон китайскими очевидцами!
Цензура блокирует это откровение, держитесь – это начало конца!

Искусил лукавый Некто Русского, а он признался! Что делать?»

Да, падут: плашмя, и навзничь?
Раз к ним едет: брат – Китай?
Отдаёт им там – юани?
«Русский Ван – на, получай!»

А с юанями – болезни!
Корон – вирус: в том числе!
Вот – подарок: из Китая?
«Скрепе духа» – РПЦ!

За пять лет: ты – не платила!
Моего в тебе – труда!
Корон – вирус: подхватила?
Пала – оземь, и плашмя?

Это всё – учёный старец!
Он же вас – предупреждал!
Истязать, чтоб пси-террором!
Ты – скорей бы: перестал!

Обещал он – вам: проклятья!
И свои, и матерей!
И проклятья – очень малых!
Истязаемых – детей!

Вы – чего: совсем глухие?
Убивают нас – молчат!
А тут – все: заголосили?
Падать навзничь – не хотят?

Для меня у вас нет места?
Снять жильё – я не могу?
Ничего: в раю – у Бога!
Я, быть может – отдохну!

А Россия – ад кромешный!
Наказанье – к вам: грядёт!
Но, ни в ком нет – покаянья!
Богом проклятый – народ!
======================================
Моё мнение, основанное на Священном Писании – на Библии: вы не покаетесь! То есть, к Богу вы не вернётесь, и того, что Он велит – делать не будете!


Откровение апостола Иоанна, глава 9: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. 21И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем»

1. Почему вы не прекращаете пси-террор? Я Должен вам писать эти строки, находясь под СВЧ и акустическим воздействием? Думаете, что у Бога не хватит сил покарать пси – террористов? У вас есть иммунитет от смерти, от вечных мук в аду? От тех страшных мучений, которые на вас могут обрушиться за ваши преступления не только на том свете, в аду, но ещё и на этом?

2. Почему глава РПЦ – настоятель Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, мне до сих пор не оплатил пять лет моего труда? Боится обеднеть? Куда он все свои богатства вскоре унесёт? Пусть заплатит! Пусть выкупит и вернёт мне квартиру в Сергиевом Посаде, в котором жил мой дедушка, сестра моего дедушки – инвалид Великой Отечественной войны, и я – в течении 33 лет! Ту квартиру, которую у меня хотела отнять Лавра, когда я умирал в Сергиевом Посаде от нищеты! Платите за труд, и возвращайте квартиру – бесы! Кайтесь! Или будьте прокляты, и погибайте!


Сказание о водителе фуры герое-богатыре: за задержку зарплаты он перекрыл улицу в герое-граде Москве https://pravdoiskanie.livejournal.com/4646292.html

Читайте также:
Как Ким Кардашьян отметит свой день рождения после ограбления


Вопрос: неужели корон-вирус в воен-лаборатории изобрели чтоб вакцинировать чипировать жителей Земли? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4646521.html
Сказание: как Москву можно выселить за 24 часа, если стала радиоактивной и вирусной матушкой она? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4645050.html
Сказание очередное на ТВ о возможном радиационном заражении Москвы и вопрос счастливы ли вы? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4644015.html
Сказание о смертельном коронном вирусе: он добрался до США, учёный старец дарит бес платно – на! https://pravdoiskanie.livejournal.com/4642648.html
Вопрос: неужели Китайский корона-вирус уже в РФ, а Dead Мороз сказал, что учёный старец сделал сие? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4642490.html
Вопрос: не является ли детищем Пентагона корона вирус в Китай-стране и есть ли у них подарок для РФ? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4641535.html
Сказание о смертельном коронном вирусе: он проник ещё в три страны, Китай-ваш друг, беззащитные вы? https://pravdoiskanie.livejournal.com/4644548.html

Пасха в Троице-Сергиевой лавре и китайские туристы

Бывая в Троице-Сергиевой Лавре, каждый раз удивляюсь большому количеству китайских туристов, которые уже при входе начинают фотографировать фрески и золотые купола. Вряд ли они знают, что на территории лавры под покровом преподобного Сергия вот уже пятнадцать лет действует Дальневосточный центр (ДВЦ) Московской духовной академии, студентов которого учат говорить по-китайски. «Когда я учился в 1994-1995 годах в Пекине, и позже, когда ездил на Тайвань вместе с первой группой наших студентов, я всегда удивлялся тому, что китайцы не могут поверить, что иностранцы знают китайский язык. Когда ты спрашиваешь у китайца что-то по-китайски, он сначала впадает в ступор, а потом начинает вспоминать какие-то английские слова, чтобы ответить на твой вопрос на английском», – рассказывает руководитель ДВЦ иеромонах Серафим (Петровский).

Отец Серафим, с какой целью и при каких обстоятельствах создавался ДВЦ? Вы руководите центром с самого его основания?

– Да. Сначала у нас был факультатив китайского языка, а в июне 2001 года, пятнадцать лет тому назад, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при согласовании с нынешним Святейшим Патриархом Кириллом, который тогда являлся председателем Отдела внешних церковных связей, решением совета Московской духовной академии был создан Дальневосточный центр в обители преподобного Сергия Радонежского. Центр был создан сразу же после подписания договора о добрососедских отношениях между Россией и Китаем для обучения студентов китайскому языку и основам китайской культуры. В июне нынешнего года глава Президент России В.В. Путин ездил с визитом в Китай на празднование 15-летия со дня подписания договора. Мы постарались в академии следовать в фарватере курса на сближение с Китаем, которое осуществляется руководством нашего государства.

Как проходят юбилейные мероприятия, посвященные пятнадцатилетию ДВЦ?

– В середине ноября планируем провести юбилейную конференцию. У нас уже прошла встреча студентов Московской духовной академии и семинарии с доктором наук, профессором Владимиром Кляусом, который написал книгу о русском Трёхречье в Китае. Там на границе с Монголией живут потомки наших казаков, сохраняющие русский язык, русский традиционный погребальный обряд и другие православные традиции. Хотя внешность у них полностью китайская, они говорят на двух языках, а молятся по-русски. Где-то говорят по-русски, может быть, уже не очень правильно, а где-то сохраняют еще дореволюционное произношение, при построении русских фраз используют дореволюционную грамматику.

Где будут служить выпускники ДВЦ?

– На материковом Китае сейчас запрещено любое иностранное миссионерство, и в некотором отношении это правильно. Нет сайентологов, мунитов и т.п. Ведь это хорошо. Наши студенты сначала учатся китайскому языку, затем проходят практику на Тайване, затем на китайском языке изучают богословие, заканчивают магистратуру и, наконец, пишут научные работы.

Есть ли в Китае Православие?

– Да, есть православные приходы, есть священнослужители, но это, как правило, при наших дипломатических миссиях, то есть на нашей территории по принципу экстерриториальности. Но, конечно, есть и китайские общины.

Кто преподает в ДВЦ?

– Возвращаясь после первого года обучения на Тайване, наши студенты начинают преподавать китайский язык первокурсникам, которые только что пришли. В течение года преподают, а потом едут на второй год обучения за рубеж на стажировку. Возвращаются и уже становятся полноценными преподавателями с сертификатом о том, что они могут преподавать китайский язык. Обучение прерывается для того, чтобы студенты вернулись доучиться, сдать экзамены и перевелись на следующий курс академии и семинарии, в которой они продолжают учиться – у них получается академический отпуск на год, когда они уезжают на Тайвань.

А сколько всего студентов в центре?

– В начале учебного года к нам приходит пятнадцать-двадцать человек. Поскольку китайский язык очень сложный, после первого семестра остается человек пять-семь. По результатам экзаменов на стажировку едут три человека в год: два студента и один из преподавателей, который едет на второй год. Преподаватели у нас меняются. Наши выпускники трудились и сейчас трудятся в самых разных странах – это Малайзия, Сингапур, Тайвань. Кстати, именно студенты и сотрудники нашего Центра фактически стояли у истоков возрождения миссии Русской Православной Церкви на Тайване. Когда мы туда приехали, мы были первыми русскими церковнослужителями. До этого там осуществлял миссию греческий православный священник. Но основа прихода – это русские и украинцы, которые работают на Тайване, женщины, которые вышли замуж за тайванцев и т.д.

А бывают случаи, когда местные жители принимают Православие?

– Бывают такие случаи. Не сказать, что очень часто, но они есть. Сейчас там уже открыт приход в Тайбее и несколько приходов в других крупных городах. В свое время эта миссия создавалась при непосредственном участии и по благословению святителя Николая Японского. Он отправлял туда книги, церковное облачение, утварь. Причем сейчас уже открыто несколько храмов на Тайване, которые пока окормляет один священнослужитель, но, возможно, в ближайшее время там появятся и священнослужители из числа наших выпускников после того, как они примут священный сан.

А Вы сами служили в храмах на Тайване?

– Да, тогда это был греческий приход, так как у Русской Православной Церкви еще не было своего храма. Обычный гостиничный номер был оборудован как домовая церковь, и когда я туда приехал (я был в сане иеродиакона), там служил бывший афонский монах. Я был очень удивлен, увидев почти безбородого греческого архимандрита. Спросил его: «А почему Вы так не похожи на афонского монаха?» Он сказал, что когда приехал сюда и начал служить, увидел, что китайцы не очень любят общаться с бородатыми европейцами. И чтобы не выделяться, чтобы миссия шла успешнее, отец архимандрит решился на очень смелый для греческого священнослужителя поступок.

Вы, наверное, много интересного можете рассказать на тему «Православие и Китай» как специалист в этой области?

– Это тема очень обширная, большая, глобальная. Есть некий статус-кво: иностранным миссионерам не разрешено проповедовать. Православие – одна из религий, которые считаются западными, а отношение ко всему западному в идеологическом отношении у китайцев настороженное. Это и правильно, как я уже говорил раньше, потому что там поставлен надежный заслон различным сектам.

Читайте также:
Выбираем недорогую шубу и меховой жилет на зиму

Сейчас отношения между нашими странами достигли своего исторического пика. Никогда ранее не было таких тесных связей. Они начались в эпоху Петра I с Духовной миссии, которая одновременно выполняла дипломатические функции. Удивительно, что Советский Союз, особенно в годы правления Иосифа Виссарионовича Сталина, у китайцев ассоциируются с чем-то очень добрым и хорошим – тогда очень много китайцев приезжало к нам учиться, и старшее поколение (сейчас этим людям за 80 лет) относится к Советскому Союзу и к русским очень хорошо. В эпоху Хрущева вновь наступило похолодание, и вот теперь мы переживаем наивысший расцвет наших отношений во всех смыслах: и в экономическом, и в политическом, и в геополитическом, и в культурном, и, слава Богу, потихонечку начинается движение вперед и в духовном отношении.

Во время своего визита в Китай Святейший Патриарх Кирилл встречался с высшими руководителями китайского государства, в том числе с Си Цзиньпином – главой государства. Так что есть большая надежда на то, что этот курс будет продолжен.

Отец Серафим, в связи с чем возник Ваш интерес к китайскому языку, и насколько легко он Вам давался?

– Как-то так с детства сложилось. Я начал учить китайский язык сразу после школы. Помню, что первое впечатление от Востока – это была книга японских сказок, которую мне подарила мама. Я зачитывался этими книгами, и таким образом пробудился мой интерес к Дальнему Востоку. Он как-то подспудно сохранялся, а после окончания школы передо мной встал выбор, какой язык выбрать в качестве основного, – китайский, персидский (фарси), арабский, английский, немецкий или финский. Я долго думал. Потом узнал, что к китайскому языку вторым идет английский язык, а третьим идет японский, правда, в ознакомительном плане. И я выбрал китайский.

Какой язык труднее – китайский или японский? Иероглифы очень отличаются в них?

– Труднее китайский, потому что это иероглифика, это тоны, в японском нет тонирования. В китайском языке – четыре тона, в зависимости от тона – разные значения. В японском сохранились дореформенные иероглифы, и у них есть свои азбуки: хирагана и катакана. Фактически они пользуются иероглифами, когда это касается имен собственных, имя и фамилия тоже записываются иероглифами. В японском тексте они встречаются, но не доминируют. Так что языки различаются кардинально. Потом, у японцев есть окончания, то есть это флективный язык, у китайцев нет никаких ни окончаний, ни спряжений, ни падежей…

Вы не раз бывали в Китае. Чем он поражает воображение?

– В плане экономики в этой стране вовсю развивается капитализм, и, конечно, коммунистическая идеология входит в противоречия с капитализмом. Понятно, что долго так не может длиться. Китайцы оказались гораздо более мудрыми, чем мы в 1990-е годы: у нас рухнули и экономика, и идеология, возникла власть олигархических кланов. У китайцев тоже есть олигархи, но там, в основном, становятся миллионерами на развитии новых технологий, а не на использовании национальных недр. Та же компания «ASUS», которая производит компьютеры. Понятно, что рано или поздно коммунистическая идеология мягко будет меняться на новую идеологию, в поисках которой сейчас находится Китай. Но мы не должны забывать, что коммунизм очень созвучен традиционному конфуцианскому представлению о совершенном государстве, об идеальном устройстве социума.

А как у них сейчас решается демографическая проблема?

– До недавнего времени в Китае был строгий запрет на рождение второго ребенка. Разрешалось иметь более одного национальным меньшинствам, но в деревне, естественно, контролировать это было сложно. А в городе контролировать просто – вплоть до штрафных санкций. Но сейчас состоятельным людям разрешают иметь несколько детей, потому что традиционный уклад китайского общества – это многодетная семья. Причем у китайцев считается, что чем больше сыновей, тем больше счастья и богатства в доме, потому что только сыновья имеют право приносить жертву духам предков. Китайцы очень почитают предков, почитают духов умерших, поэтому чем больше сыновей, тем больше жертвоприношений может быть совершено, согласно традиционной религии и идеологии. Сейчас, конечно, многое там поменялось, и западные ценности туда активно проникают. Но, к счастью, у китайцев есть надежный заслон – это их язык. Если мы с вами заимствуем англицизмы, не переводя их на русский язык, китайцы все переводят по смыслу иероглифами.

Что можно сказать о традиционной религии Китая?

– Вообще у китайцев издавна существует религиозный синкретизм. Традиционные китайские религии – это конфуцианство, даосизм и легизм – те, которые в VI-V веках до Рождества Христова возникли в самом Китае. Одно основал Конфуций – исторический деятель, предки и потомки которого известны до сего дня. Второе – Лао-цзы – считается персонажем мифическим, но в науке есть разные точки зрения. Я, например, придерживаюсь точки зрения, что Дао Дэ Цзин – основной даосский текст – был написан Лао-цзы, исторической личностью.

Еще одна религия – это буддизм, который возникает на рубеже эр в Китае. Тот самый дзэн-буддизм, который очень популярен был у нас в годы перестройки, – это, на самом деле, чань-буддизм, который из Китая уже в Японии оказался, причем не сразу, а через Корею. Буддизм начинает вытесняться из Индии, где он возник, самореформировавшимся индуизмом как раз на рубеже эр. Через Тибет он приходит в Китай после того, как основные буддийские тексты были переведены на китайский язык. Эти тексты вместе с учителями попадают в Корею, в Японию и во всю Юго-Восточную Азию – в так называемую китайскую ойкумену. То есть фактически буддизм становится мировой религией на китайском языке, не на санскрите, на котором писали ученики Будды.

Конфуцианство обслуживает социальную сферу, и китайское государство – до сих пор государство конфуцианское. А все то, что касается внутренней, личной жизни человека, – это даосизм в плане различных верований во множество духов и божеств, которые в каких-то жизненных ситуациях помогают человеку. В плане морали же – это буддизм в синтезе с конфуцианством. Основателями буддизма была задана очень высокая моральная планка. Но все это у братьев-китайцев укладывается в голове так, что может в одной кумирне где-то в деревне стоять и статуя Конфуция, и статуя Будды, и статуя Лао-цзы.

В случае с конфуцианством, как правило, в храмах, посвященных Конфуцию, вывешивают его тексты, то есть поклоняются не самому Конфуцию как божеству, а его учению, содержащему представление о верховном едином Боге Шан-Ди, который является непосредственным предком китайских императоров и всех китайцев.

Что касается демографии, здесь все зависит от государства. Китай – государство все-таки коммунистическое и по определению склонно быть атеистическим. Оно проводит политику одного ребенка, поэтому тут уж китайцам деваться некуда, им приходится исполнять требования законов. Если нам в России надо увеличивать население, в Китае всячески пытаются ограничивать рождение детей. По официальным данным, сейчас там население составляет где-то миллиард двести пятьдесят человек, приближается к миллиарду тремстам, а по неофициальным данным оно уже полтора миллиарда перешагнуло. Посчитать в сельской местности очень сложно. Но есть некоторая опасность в такой политике, потому что единственный ребенок в семье превращается в «маленького императора», как жители Поднебесной называют единственного ребенка. Он начинает командовать родителями, вырастает самонадеянным, гордым, избалованным, со всеми сопровождающими такую ситуацию чертами характера.

Читайте также:
Dior будет создавать коллекции без креативного директора

Еще один момент. Китайцы стремятся, чтобы в семье обязательно был мальчик, поэтому делается очень много абортов, когда выясняется, что должна родиться девочка, и в стране со значительным перевесом преобладает мужское население. Это тоже создает определенные трудности в создании семьи. Многие китайцы-мужчины не могут создать семью и смотрят на наших женщин.

Неужели китайцы не понимают последствий абортов?

– Сейчас китайское общество, как мне кажется, приходит к этому пониманию. В свое время просто нужно было остановить этот процесс бесконтрольного роста, потому что еще не было современных технологий, позволяющих накормить все население. Если встать на их точку зрения, рост населения грозил голодом, социальными катастрофами. Я понимаю, что это неправильно, что Господь управляет всем Сам, а мы должны принимать все таким, каким Он нам это в жизни дает. Но у власть предержащих зачастую свои представления о том, как надо управлять и какую роль отводить промыслу Божьему в государственной политике.

Возвращаясь к празднованию пятнадцатилетия Дальневосточного центра. Чем радуют Вас Ваши помощники и ученики?

– Радуют постоянно, потому что превосходят. В этом и есть радость учителя. Раньше было чувство, что я знаю объективно больше после Питерского университета. Сейчас, и это замечательно, я нередко спрашиваю наших молодых преподавателей, бывших студентов, правильно ли я пишу тот или иной иероглиф. Во-первых, иероглифика требует ежедневного (!) тренинга. Во-вторых, ребята учились на древних формах иероглифов на Тайване, а я – на современных в Пекине. Наконец, многие из них учились и заканчивали вузы на китайском языке. Например, Семен Ерышев, Иван Щелоков и другие. Это уже высший пилотаж. Семен переводит встречи руководства Московской духовной академии с китайскими дипломатами, политиками, учеными, водит экскурсии с миссионерским акцентом по Троице-Сергиевой Лавре для китайских групп. Ну, такого больше нигде и ни у кого нет.

Мне иногда сложно сочетать несколько послушаний – в академии, в своем храме и т.д. Очень благодарен Сергею Ефимову за то, что он взял большую часть административной работы в ДВЦ на себя. И, наконец, в научном отношении мне радостно, что наш сотрудник Борис Мурзин, участник многих конференций Национальной системы «Инетеграция», неизменно завоевывал на них первые места. Беседуя с ним о его научных работах на конкурсах, я не перестаю удивляться зрелости его мыслей, его научной интуиции. Он сейчас преподает не только у нас в академии, но и в светских учебных заведениях, переводит в силу своего блестящего знания языка сложные коммерческие межгосударственные переговоры.

Но больше, чем профессиональные успехи ребят, меня радует то, что они осознанно вступают на путь служения Богу, посвящают себя самому высокому служению. В этом году мы отпраздновали свадьбы у Бори Мурзина и у Сережи Ефимова. Поздравляем с рукоположением отца Иоанна Щелокова. Радуемся успехам нашего выпускника отца Алексия Юсупова, который, единственный в Москве, служит литургию и проповедует на китайском языке на Патриаршем Китайском подворье. Надеюсь и молюсь, чтобы у нас были хорошие перспективы развития нашей деятельности.

Беседовала Ирина АХУНДОВА

Фото сайта Московской духовной академии

«В Лавре постоянно происходят чудеса»

Беседа с благочинным Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Павлом (Кривоноговым)

Троице-Сергиева Лавра – один из центров православной духовной жизни России. Но, даже совершая паломничество в эту святую обитель, нам не всегда удается прикоснуться к тайно совершаемому подвигу насельников монастыря. О том, чем живет Лавра сегодня, рассказал порталу “Православие.Ru” благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов).

– Отец Павел, многие наши читатели знакомы с Троице-Сергиевой Лаврой, бывали здесь на богослужениях, читали или слышали о ее славной истории. А как живет Лавра Преподобного Сергия сегодня?

Лавра Преподобного Сергия живет Преподобным Сергием, и все, кто пришли сюда – братия, студенты, паломники, сотрудники – пришли, чтобы поклониться и попросить помощи Преподобного Сергия.

Преподобный Сергий – игумен Земли Русской и игумен Лавры: он управляет Лаврой. Он тихо, спокойно правит. И всякий, внимающий его правлению, видит его руководство. А не внимающий – не видит этого. Человек, живущий по своей воле, по своему норову, не может увидеть тихую, но твердую руку Преподобного Сергия.

Лавра представляет собой ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, размещенный почти что в центре Центральной России. И этот монастырь, как и вся Россия, находится под покровом Аввы Сергия. Мы являемся свидетелями этого чудного покрова над братией, над монастырем, над всеми, кто приходит к Преподобному за помощью, и над всей Русской Церковью. Игумен Земли Русской покрывает, помогает и поддерживает каждого, обращающегося к нему за помощью человека.

Мы имеем немало свидетельств исцелений по молитвам Преподобного Сергия, имеем и наблюдаем опыт духовной жизни подвижников благочестия, которые жили и живут в Лавре и в окрестностях монастыря, приходящих к Преподобному, приезжающих – часто или редко – в Лавру Преподобного. И примеров этих немало.

Благодарение Богу, мы застали сонм подвижников, которые жили под покровом Преподобного и жили Преподобным: в радости, благодушии и терпении.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца. Преподобный каждого наделяет по мере возможности восприятия этого дара, этого его благословения.

Дай Бог, чтобы каждому Господь через Преподобного давал сил, давал поддержку и помощь в несении креста, в радости и благодушии: не унывая, не печалясь, но с молитвой, с терпением исполнять свое служение, данное каждому Богом.

Совсем недавно мы праздновали 700-летие Преподобного Сергия, в связи с чем Лавра очень сильно обновилась. Многие здания отремонтированы, наведен образцовый порядок. Остались ли еще какие-то нереализованные планы по реставрации и ремонту – в Лавре или же в близлежащих скитах или храмах?

Проблемы всегда есть. Сказать о том, что сделано все, просто невозможно. В Лавре расположен Патриарший Архитектурно-реставрационный центр, который занимается как раз проблемами реставрации, контролем зданий, сооружений, памятников архитектуры и контролем над ними, а также есть реставрационно-иконописная мастерская, которая специализируется на реставрации икон. В том числе икон, расположенных в иконостасе Троицкого собора. Эта работа никогда не прерывается, в настоящее время тоже.

Троицкий собор – это в определенном смысле сердце и Лавры, и Сергиева Посада. Сюда ежедневно притекает множество паломников, среди которых множество туристов. В Лавре в настоящее время, особенно по выходным, просто засилье иностранных туристов, в последнее время преимущественно китайских. Это громадное нашествие в Сергиев Посад и в Лавру – оно с чем-то связано, как Вы думаете, отец Павел?

Читайте также:
Коллекция Юлии Морозовой - Akellabo

Как мне думается, это устроил Господь Своим Промыслом: желая помочь и дать возможность китайцу увидеть Христа, увидеть жизнь христианскую, увидеть людей, старающихся жить по Христу и со Христом, увидеть жизнь людей, поставивших во главу угла христианский идеал. Ведь у себя на родине они этого не могут увидеть, они оторваны от этой традиции, традиции веры.

Поэтому, думаю, что для них – это момент «духовной экскурсии», чтобы они смогли это все увидеть. И Преподобный сам дает определенное «послание» каждому из приезжающих сюда китайцев – в его сердце, в его ум, чтобы он что-то почувствовал, о чем-то задумался, что-то увидел, что-то услышал, что-то понял и переоценил свою жизнь.

А придут ли они ко Христу все или же почти никто из них не обратится в Православие? Господь призывает всех, но «много званых, а мало избранных».

Чтобы потом никто не сказал: «китайцев много, а их никто не звал»… Господь зовет всех, Он зовет и китайцев…

Как совершается в Лавре память о покойной братии? Вспоминают ли ушедших в их памятные дни? Что с этим связано?

– К сожалению, кладбище в Деулино, где хоронят братию Лавры очень быстро – особенно в последнее время – увеличивается. Многие братья уходят, особенно старцы. Каждого брата, который скончался, мы помним. В день его кончины мы совершаем поминовение, здесь на братской трапезе служим панихиду. Служим панихиду, может быть, и на кладбище, на его могиле. На каждой Божественной Литургии поминаем почившую братию.

Кроме того, на сайте Лавры есть раздел, посвященный жизни старой почившей братии Лавры. Это «Братский помянник», который рассказывает о жизни того или иного, особенно недавно почившего, старца.

– В Лавре постоянно происходят чудеса. И, несмотря на то, что наши современники активно ищут явных чудес, Вы уже сказали, что Преподобный Сергий творит чудеса незаметно, в тихости, каждому открывая свое. Фиксируются ли сегодня какие-то яркие случаи?

– В настоящее время, как правило, люди, получившие помощь (и даже исцеление), чаще всего скрывают это. Потому что помощь бывает разная. Но исцеления происходят, и случаи такие у мощей Преподобного мы регулярно наблюдаем.

Для кого-то, может быть, это мелочь, но когда студент Академии подходит к мощам Преподобного и просит помощи на предстоящем экзамене, зная только один билет, а потом вытягивает именно его – это ведь настоящее чудо! А обоснованием такой его «нерадивости» было лишь то, что он помогал старцу и был занят уходом за умиравшим старцем. И вот, он идет сдавать экзамен и получает пять баллов за тот билет, который – единственный – он подготовил!

– Да, действительно, это очень яркий случай…

– Можно, конечно, спорить: чудо это или не чудо, но такие случаи происходят. Один студент помогал престарелому монаху, тот был немощный, и он ходил к нему каждый день. Студент делал ему разные процедуры, но к урокам и экзаменам готовился плохо. Готовился, но на бегу, на ходу, на переменах… И вот, год кончился, он идет в канцелярию Академии, чтобы получить табель об успеваемости, и видит, что там стоят только одни пятерки! Он был очень удивлен: целый год-то вроде бы и не учился, все бегал между старцем и учебой… Но когда старец почил, а студент этот, по старой памяти, стал несколько лениться и прохладно относиться к занятиям (дескать, он ведь отличник!), то в конце года картина изменилась!

И он стал ходить помогать другому старцу, стал просить помощи Преподобного Сергия, чтобы тот помог ему усвоить материал, и прекрасно сдал экзамены! С помощью Преподобного Сергия…

Именно поэтому существует у нас традиция, когда все студенты идут к раке мощей Преподобного, прося его помощи и благословения на свою учебу. Не только для того, чтобы отлично сдать экзамен, а для того именно, чтобы усвоить материал. А сделать – это уже дело другое…

– Троице-Сергиева Лавра неразрывно уже связана с именем нашего Главного регента монастыря, легендарного архимандрита Матфея (Мормыля). Записи лаврского хора уже разошлись, наверное, по всему миру – не только в России. Троице-Сергиеву Лавру уже практически не отделяют от звучания этого хора. Люди слушают, молятся, вспоминают… А что сегодня происходит с лаврской певческой традицией?

– Конечно, отца Матфея нам недостает. Конечно, то значение, которое имел отец Матфей, сейчас все более и более становится очевидным. Его значение все больше и больше увеличивается и осознается. Но, к сожалению, его реальное участие в жизни хора все более и более отдаляется, потому что отца Матфея с нами нет уже почти десять лет.

А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Время идет, вырастает молодое поколение, приходят молодые ребята, которые уже не помнят отца Матфея. Да, видели на фотографии или на видео. Да, слышали его хор. Но реально они не переживали того, как он управлял. Это чувство хора, которое имел отец Матфей, монолит певческого коллектива, его видение музыкального произведения, этот мощный звук, который исходил от хора и катился, как огромный шар, по всему храму, заполняя собой все пространство… Редко, кому из регентов удается добиться такого звучания хора… А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Помню такой случай, когда отец Матфей управлял хором в последний раз: регентует Херувимской, а сам плачет, сидя на своей колясочке (он в последние годы не ходил). И хор пел просто непередаваемо! Несмотря на то, что хор был смешанным, но он был настолько сплочен, настолько слит, что непонятно даже, где какие звучали голоса – мужские или женские… Это был единый молитвенный звук… Вопль молитвенный, торжество молитвы – забыть это невозможно!

И сегодня говорить о том, что это «было и ушло», нельзя. Это было, оно есть и сейчас. Есть, потому что мы помним отца Матфея.

Один из наших духовников рассказывал такой случай. Где-то в 80-е годы группа людей из Архангельской области, живших долгое время в церковном расколе, приехали в Троице-Сергиеву Лавру. Они не признавали Патриарха, не признавали Церковь. Считали, что Церковь уже не сохранилась… И вот, они попадают в Успенский собор на Литургию. Пел отец Матфей. Они пережили эту волну благодатного духовного и музыкального пения, после чего признались сами себе, что Церковь – жива. Они поисповедовались в Лавре, покаялись, причастились Святых Таин и радовались, что Церковь – жива. Это было свидетельство жизни Церкви.

Читайте также:
Новые коллекции сезона осень-зима 2021

И дай Бог, чтобы в Лавре не прекращалась такая певческая традиция, чтобы Преподобный Сергий воздвигал подвижников церковного пения. Чтобы пение церковное проповедовало, назидало, укрепляло людей на их пути ко Христу.

– Когда мы поднимались к Вам в келию, отец Павел, я обратил внимание на дверцу братской келии с номером 16, на которой висит надпись: «Архимандрит Кирилл». Мне посчастливилось несколько раз бывать в этой келии: Батюшка встречал у себя, молился, отвечал на многие и многие житейские вопросы…

– Мы говорим сейчас о воспоминаниях, но Батюшка жив. И каждый раз, приходя к Батюшке, мы обращаемся к живому Батюшке. Да, может быть, мы не получаем такого полного ответа. Но мы получаем поддержку, какие-то сигналы получаем от Батюшки, которые он нам может подать.

Да, он сейчас почти что не говорит, но Господь дает ему силы, и он, вопреки всем законам физиологии, продолжает поддерживать приходящую братию. Кого-то – пытаясь ему что-то сказать, кому-то просто потрясет руку или задержит ее в своей. И человек тут же ощущает какую-то помощь в решении того или иного своего вопроса или проблемы.

Мы благодарим Бога, что Батюшка с нами, и за его молитвы мы еще живем в мире и тишине. А это много.

– Молодая братия всегда научается от старой братии. Есть сегодня еще старцы в монастыре?

– Слава Богу, что в Лавре еще есть старшая братия, которая живет, подвизается. Вспоминаю отца архимандрита Пимена (ныне покойного). Помню, иду по братскому коридору около полуночи в умывальную комнату, а мне навстречу – отец Пимен. И говорит мне: «Доброе утро!» И так было несколько раз. Сначала я подумал, что старец шутит со мной: полночь почти, а он говорит мне «Доброе утро!» А, может быть, перепутал старец по старости своей (ему уже 80 лет было). А потом я заметил: нет, старец уже проснулся. Это у него утро началось. Он проснулся и шел, умывшись, на молитвенное правило…

У нас сейчас есть старая братия, к которым молодые приходят прочитывать им правило. К кому-то в три часа ночи приходят читать правило… Это очень поучительно и очень поддерживает всех.

Один молодой монах как-то сказал: «Бывает, не хочется идти, но надо старцу помочь. Если я не приду, он же не сможет прочитать сам!» И вот, он идет в три часа ночи и читает ему правило. Это очень поучительно.

Но, конечно, у современного человека много проблем. В основном, проблема своего «я». Такой человек все пропускает через свое сознание, через свой ум, анализирует, а с этим анализом, чаще всего, он может потерять понятие послушания и не увидеть его.

И вот здесь послушнику (или монаху) нужно задуматься: зачем он пришел в монастырь? Творить свою волю, делать все по-своему, или же делать, как ему благословят?

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле.

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле. И если человек внимательно живет в Лавре, он видит, что управляет всем Преподобный Сергий. Не администрация, не какое-то начальство, а сам Преподобный тихо, спокойно правит монастырем! Братия, ведущая настоящую духовную жизнь, видит это, знает, замечает и в терпении ждет, – если имеет какое-то искушение – что Преподобный сам все расставит на свои места и все решит.

– В Лавре есть большая библиотека, может ли монах сегодня повысить свой образовательный уровень, находясь в стенах обители?

– Есть библиотека с хорошим читальным залом. А кроме тех книг, которые там имеются, усилиями братии была переснята на электронные носители вся прежняя лаврская библиотека, сохранившаяся после Смутных времен в Москве, будучи вывезенной в РГБ. Там она и сейчас хранится, а братия все полностью пересняла, большая часть материалов сейчас размещена на сайте Лавры. Переснят и дореволюционный архив Лавры. Это очень помогает человеку, имеющему желание изучать историю, быт Лавры, ее духовную, богослужебную жизнь. Можно придти, воспользоваться компьютером, и братия с успехом этим пользуется.

– Первое, что обращает на себя внимание паломника, попадающего в Троицкий собор Лавры – это, конечно, удивительные росписи наших святых иконописцев – преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного, а также их учеников. В Троицком соборе действительно сохранились их подлинники?

– Иконостас Троицкого собора написан преподобным Андреем Рублевым и его учениками, в частности, Даниилом Черным. Пятый (верхний) ярус иконостаса относится к XVII веку. Царские врата – это дар Михаила Федоровича Романова, первого из династии Романовых. В первом ряду иконостаса – иконы XV-XVI веков. Там же была и рублевская Троица, на месте которой сейчас размещена копия иконописца Баранова, который исполнил ее в 1927 году.

Да, Андрей Рублев расписал весь собор, но, к сожалению, его фрески не сохранились. В XVII веке они были срублены и заменены новыми фресками. Мы сейчас имеем остатки фресок XVII века. Они отреставрированы, поновлены частью, но это остатки фресок XVII века.

– Известно паломникам, что в Серапионовой палате – место бывшей келии Преподобного Сергия. Это действительно то самое место?

– В исторических повествованиях мы читаем, что келия его была около храма. Прежний храм Живоначальной Троицы стоял на месте Троицкого собора. А поскольку он был деревянным, меньшим по размеру, то и получается, что «келия у храма» попадает как раз на место, где сейчас Серапионова палата.

Есть предположение, что келия Преподобного отчасти находилась даже под нынешней территорией Троицкого собора.

Момент явления Матери Божией Преподобному Сергию – это один из важнейших моментов в жизни как Преподобного Сергия, так и в жизни Лавры. Память об этом сохраняется в Лавре, и каждую пятницу совершается акафистное пение в честь Матери Божией, потому что, как мы помним, явление это было в ночь с пятницы на субботу, во время молитвы Преподобного с его учеником, преподобным Михеем.

– «Большой келией Преподобного Сергия» называют Московские духовные школы, которые уже давно исторически обосновались в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня жизнь Академии и семинарии неразрывно связана с жизнью обители. Как происходит общение братии монастыря и преподавателей и студентов Московских духовных школ?

– Во-первых, студенты участвуют в Лаврских богослужениях. Они поют на клиросах во время воскресных богослужений, на большие праздники церковные. Происходит и исповедь студентов в особо установленные дни: например, перед Рождеством, перед Пасхой, перед Успением, перед Преображением. Есть специальные дни, когда администрация Академии считает нужным, духовники Лавры приходят и совершают исповедь студентов Академии и преподавателей. Студенты и самостоятельно регулярно посещают лаврских духовников: приходят на исповедь, открывают помыслы, получают духовные советы – такая нормальная, живая христианская жизнь, это очень хорошо.

Читайте также:
Твоя модная осень

Молитвами Преподобного Сергия да пребудет над всеми нами покров Игумена Земли русской – в благословение каждому из нас, в радость, утешение и терпение своего жизненного креста!

Почему произошло массовое заражение монахов коронавирусом в Троице-Сергиевской Лавре

В стенах Троице-Сергиевской Лавры многие священники и миряне, посещавшие на Седмицу и Пасху монастырь, заболели коронавирусом. Некоторые получили тяжелую форму, и прошли немало испытаний в борьбе с болезнью. Этого могло и не случиться, если бы ранее соблюдались правила карантина в связи с эпидемией коронавируса в России.

Коронавирус в Троице-Сергиевской Лавре, что там произошло

Эпидемия коронавируса и дальше набирает свои обороты как в мире, так и в России. Но никто и не ожидал, что массовое заражение может произойти в святом месте Троице-Сергиевской Лавре. И это лишний раз доказывает, что с коронавирусом шутки плохи, и все-таки важно соблюдать все установленные правила карантина в стране.

Несмотря на особые ограничения в стране на проведение церковных служб, особенно это касалось празднования Пасхи, ворота Троице-Сергиевской Лавре были открыты с понедельника и по воскресенье включительно, когда в России отмечался праздник Воскресение Христово. Уже в ходе разбирательства стало известно, что монахи Лавры решили не следовать четко установленным инструкциям в связи с эпидемиологическим положением относительно коронавируса. На проведенном еще 18 марта общем собрании внутри Лавры было принято не только оставить все богослужения, но и не обрабатывать антисептиками и спиртом все святыни, находящиеся внутри монастыря. Если ранее к ним практически не прикасались, то и сейчас не будет исключения.

В результате таких действий после праздника Пасха в храме и Академии заболело много монахов. Некоторые из них были в тяжелом состоянии, но большинство переносили коронавирус в легкой форме. Также был отмечен резкий рост заболевших коронавирусом среди мирян, которые посещали храм на Седмицу и саму Пасху. С 20 по 24 апреля количество заболевших достигло около 200 человек. Сейчас Лавра на карантине, поскольку многие болеют коронавирусом и попросту некому служить. Но также и в другие монастыри, церкви, Московская духовная академия и ряд других.

Что рассказал епископ Питирим об эпидемии коронавируса в Троице-Сергиевской Лавре

О том, как произошло массовое заражение коронавирусом вспоминает ректор Московской духовной академии, которая расположена в Лавре. Ему удалось перенести вирус без осложнений и полностью выздороветь. Проанализировав все случившееся, епископ Питирим делает окончательные выводы о том, что все-таки важно придерживаться карантина и контактировать друг с другом по установленным правилам.

События, которые способствовали такому массовому заражению коронавирусом, можно разложить на следующие моменты

  1. Не было пропущено ни одной литургии в храме, а это значит, что было много прямых контактов с возможными носителями коронавируса.
  2. Первый заболевший коронавирусом был студентом магистратуры, который постоянно ходил петь в их лаврский хор. Ведь в хоре отличные условия для инфицирования, поэтому большей половине хористов не удалось избежать этой участи.
  3. Такая необходимая для многих прихожан исповедь тоже была в этом случае рискованной для обеих сторон. И здесь одного желания во что бы то не стало оказать помощь со стороны священников прихожанам себя не оправдала.
  4. Троице-Сергиевская Лавра тоже придерживалась карантина и была закрыта на Великую Седмицу и Пасху. Но решение было изменено после жесткого протеста прихожан. Владыка Парамон открыл двери Лавры, и конечно вероятность заражения коронавирусом возросла в разы, как для прихожан, так и для монахов.

Нужно сказать, что несмотря на то, что епископ Питирим с самого начала поддерживал карантин и условия самоизоляции, он подвергся серьезной критике и требованию предоставить доказательства его слов. Теперь доказательства есть и многие сами прошли через это испытания.

Священники Троице-Сергиевской Лавры пытались поддержать мирян в этот непростой период, но сами поплатились за такой выбор. Священнослужители находятся в такой же группе риска, как и медики.

Китай в Троице-Сергиевой Лавре

Иеромонах Серафим (Петровский)

Бывая в Троице-Сергиевой Лавре, каждый раз удивляюсь большому количеству китайских туристов, которые уже при входе начинают фотографировать фрески и золотые купола. Вряд ли они знают, что на территории лавры под покровом преподобного Сергия вот уже пятнадцать лет действует Дальневосточный центр (ДВЦ) Московской духовной академии, студентов которого учат говорить по-китайски. «Когда я учился в 1994-1995 годах в Пекине, и позже, когда ездил на Тайвань вместе с первой группой наших студентов, я всегда удивлялся тому, что китайцы не могут поверить, что иностранцы знают китайский язык. Когда ты спрашиваешь у китайца что-то по-китайски, он сначала впадает в ступор, а потом начинает вспоминать какие-то английские слова, чтобы ответить на твой вопрос на английском», – рассказывает руководитель ДВЦ иеромонах Серафим (Петровский).

Отец Серафим, с какой целью и при каких обстоятельствах создавался ДВЦ? Вы руководите центром с самого его основания?

– Да. Сначала у нас был факультатив китайского языка, а в июне 2001 года, пятнадцать лет тому назад, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при согласовании с нынешним Святейшим Патриархом Кириллом, который тогда являлся председателем Отдела внешних церковных связей, решением совета Московской духовной академии был создан Дальневосточный центр в обители преподобного Сергия Радонежского. Центр был создан сразу же после подписания договора о добрососедских отношениях между Россией и Китаем для обучения студентов китайскому языку и основам китайской культуры. В июне нынешнего года глава Президент России В.В. Путин ездил с визитом в Китай на празднование 15-летия со дня подписания договора. Мы постарались в академии следовать в фарватере курса на сближение с Китаем, которое осуществляется руководством нашего государства.

Как проходят юбилейные мероприятия, посвященные пятнадцатилетию ДВЦ?

– В середине ноября планируем провести юбилейную конференцию. У нас уже прошла встреча студентов Московской духовной академии и семинарии с доктором наук, профессором Владимиром Кляусом, который написал книгу о русском Трёхречье в Китае. Там на границе с Монголией живут потомки наших казаков, сохраняющие русский язык, русский традиционный погребальный обряд и другие православные традиции. Хотя внешность у них полностью китайская, они говорят на двух языках, а молятся по-русски. Где-то говорят по-русски, может быть, уже не очень правильно, а где-то сохраняют еще дореволюционное произношение, при построении русских фраз используют дореволюционную грамматику.

Где будут служить выпускники ДВЦ?

– На материковом Китае сейчас запрещено любое иностранное миссионерство, и в некотором отношении это правильно. Нет сайентологов, мунитов и т.п. Ведь это хорошо. Наши студенты сначала учатся китайскому языку, затем проходят практику на Тайване, затем на китайском языке изучают богословие, заканчивают магистратуру и, наконец, пишут научные работы.

Есть ли в Китае Православие?

– Да, есть православные приходы, есть священнослужители, но это, как правило, при наших дипломатических миссиях, то есть на нашей территории по принципу экстерриториальности. Но, конечно, есть и китайские общины.

Кто преподает в ДВЦ?

Читайте также:
Мессенджер Телеграмм и блоги о моде и красоте

– Возвращаясь после первого года обучения на Тайване, наши студенты начинают преподавать китайский язык первокурсникам, которые только что пришли. В течение года преподают, а потом едут на второй год обучения за рубеж на стажировку. Возвращаются и уже становятся полноценными преподавателями с сертификатом о том, что они могут преподавать китайский язык. Обучение прерывается для того, чтобы студенты вернулись доучиться, сдать экзамены и перевелись на следующий курс академии и семинарии, в которой они продолжают учиться – у них получается академический отпуск на год, когда они уезжают на Тайвань.

А сколько всего студентов в центре?

– В начале учебного года к нам приходит пятнадцать-двадцать человек. Поскольку китайский язык очень сложный, после первого семестра остается человек пять-семь. По результатам экзаменов на стажировку едут три человека в год: два студента и один из преподавателей, который едет на второй год. Преподаватели у нас меняются. Наши выпускники трудились и сейчас трудятся в самых разных странах – это Малайзия, Сингапур, Тайвань. Кстати, именно студенты и сотрудники нашего Центра фактически стояли у истоков возрождения миссии Русской Православной Церкви на Тайване. Когда мы туда приехали, мы были первыми русскими церковнослужителями. До этого там осуществлял миссию греческий православный священник. Но основа прихода – это русские и украинцы, которые работают на Тайване, женщины, которые вышли замуж за тайванцев и т.д.

А бывают случаи, когда местные жители принимают Православие?

– Бывают такие случаи. Не сказать, что очень часто, но они есть. Сейчас там уже открыт приход в Тайбее и несколько приходов в других крупных городах. В свое время эта миссия создавалась при непосредственном участии и по благословению святителя Николая Японского. Он отправлял туда книги, церковное облачение, утварь. Причем сейчас уже открыто несколько храмов на Тайване, которые пока окормляет один священнослужитель, но, возможно, в ближайшее время там появятся и священнослужители из числа наших выпускников после того, как они примут священный сан.

А Вы сами служили в храмах на Тайване?

– Да, тогда это был греческий приход, так как у Русской Православной Церкви еще не было своего храма. Обычный гостиничный номер был оборудован как домовая церковь, и когда я туда приехал (я был в сане иеродиакона), там служил бывший афонский монах. Я был очень удивлен, увидев почти безбородого греческого архимандрита. Спросил его: «А почему Вы так не похожи на афонского монаха?» Он сказал, что когда приехал сюда и начал служить, увидел, что китайцы не очень любят общаться с бородатыми европейцами. И чтобы не выделяться, чтобы миссия шла успешнее, отец архимандрит решился на очень смелый для греческого священнослужителя поступок.

Вы, наверное, много интересного можете рассказать на тему «Православие и Китай» как специалист в этой области?

– Это тема очень обширная, большая, глобальная. Есть некий статус-кво: иностранным миссионерам не разрешено проповедовать. Православие – одна из религий, которые считаются западными, а отношение ко всему западному в идеологическом отношении у китайцев настороженное. Это и правильно, как я уже говорил раньше, потому что там поставлен надежный заслон различным сектам.

Сейчас отношения между нашими странами достигли своего исторического пика. Никогда ранее не было таких тесных связей. Они начались в эпоху Петра I с Духовной миссии, которая одновременно выполняла дипломатические функции. Удивительно, что Советский Союз, особенно в годы правления Иосифа Виссарионовича Сталина, у китайцев ассоциируются с чем-то очень добрым и хорошим – тогда очень много китайцев приезжало к нам учиться, и старшее поколение (сейчас этим людям за 80 лет) относится к Советскому Союзу и к русским очень хорошо. В эпоху Хрущева вновь наступило похолодание, и вот теперь мы переживаем наивысший расцвет наших отношений во всех смыслах: и в экономическом, и в политическом, и в геополитическом, и в культурном, и, слава Богу, потихонечку начинается движение вперед и в духовном отношении.

Во время своего визита в Китай Святейший Патриарх Кирилл встречался с высшими руководителями китайского государства, в том числе с Си Цзиньпином – главой государства. Так что есть большая надежда на то, что этот курс будет продолжен.

Отец Серафим, в связи с чем возник Ваш интерес к китайскому языку, и насколько легко он Вам давался?

– Как-то так с детства сложилось. Я начал учить китайский язык сразу после школы. Помню, что первое впечатление от Востока – это была книга японских сказок, которую мне подарила мама. Я зачитывался этими книгами, и таким образом пробудился мой интерес к Дальнему Востоку. Он как-то подспудно сохранялся, а после окончания школы передо мной встал выбор, какой язык выбрать в качестве основного, – китайский, персидский (фарси), арабский, английский, немецкий или финский. Я долго думал. Потом узнал, что к китайскому языку вторым идет английский язык, а третьим идет японский, правда, в ознакомительном плане. И я выбрал китайский.

Какой язык труднее – китайский или японский? Иероглифы очень отличаются в них?

– Труднее китайский, потому что это иероглифика, это тоны, в японском нет тонирования. В китайском языке – четыре тона, в зависимости от тона – разные значения. В японском сохранились дореформенные иероглифы, и у них есть свои азбуки: хирагана и катакана. Фактически они пользуются иероглифами, когда это касается имен собственных, имя и фамилия тоже записываются иероглифами. В японском тексте они встречаются, но не доминируют. Так что языки различаются кардинально. Потом, у японцев есть окончания, то есть это флективный язык, у китайцев нет никаких ни окончаний, ни спряжений, ни падежей…

Вы не раз бывали в Китае. Чем он поражает воображение?

– В плане экономики в этой стране вовсю развивается капитализм, и, конечно, коммунистическая идеология входит в противоречия с капитализмом. Понятно, что долго так не может длиться. Китайцы оказались гораздо более мудрыми, чем мы в 1990-е годы: у нас рухнули и экономика, и идеология, возникла власть олигархических кланов. У китайцев тоже есть олигархи, но там, в основном, становятся миллионерами на развитии новых технологий, а не на использовании национальных недр. Та же компания «ASUS», которая производит компьютеры. Понятно, что рано или поздно коммунистическая идеология мягко будет меняться на новую идеологию, в поисках которой сейчас находится Китай. Но мы не должны забывать, что коммунизм очень созвучен традиционному конфуцианскому представлению о совершенном государстве, об идеальном устройстве социума.

А как у них сейчас решается демографическая проблема?

– До недавнего времени в Китае был строгий запрет на рождение второго ребенка. Разрешалось иметь более одного национальным меньшинствам, но в деревне, естественно, контролировать это было сложно. А в городе контролировать просто – вплоть до штрафных санкций. Но сейчас состоятельным людям разрешают иметь несколько детей, потому что традиционный уклад китайского общества – это многодетная семья. Причем у китайцев считается, что чем больше сыновей, тем больше счастья и богатства в доме, потому что только сыновья имеют право приносить жертву духам предков. Китайцы очень почитают предков, почитают духов умерших, поэтому чем больше сыновей, тем больше жертвоприношений может быть совершено, согласно традиционной религии и идеологии. Сейчас, конечно, многое там поменялось, и западные ценности туда активно проникают. Но, к счастью, у китайцев есть надежный заслон – это их язык. Если мы с вами заимствуем англицизмы, не переводя их на русский язык, китайцы все переводят по смыслу иероглифами.

Читайте также:
Носить ли изделия из кожи, если не можете отказаться от мяса

Что можно сказать о традиционной религии Китая?

– Вообще у китайцев издавна существует религиозный синкретизм. Традиционные китайские религии – это конфуцианство, даосизм и легизм – те, которые в VI-V веках до Рождества Христова возникли в самом Китае. Одно основал Конфуций – исторический деятель, предки и потомки которого известны до сего дня. Второе – Лао-цзы – считается персонажем мифическим, но в науке есть разные точки зрения. Я, например, придерживаюсь точки зрения, что Дао Дэ Цзин – основной даосский текст – был написан Лао-цзы, исторической личностью.

Еще одна религия – это буддизм, который возникает на рубеже эр в Китае. Тот самый дзэн-буддизм, который очень популярен был у нас в годы перестройки, – это, на самом деле, чань-буддизм, который из Китая уже в Японии оказался, причем не сразу, а через Корею. Буддизм начинает вытесняться из Индии, где он возник, самореформировавшимся индуизмом как раз на рубеже эр. Через Тибет он приходит в Китай после того, как основные буддийские тексты были переведены на китайский язык. Эти тексты вместе с учителями попадают в Корею, в Японию и во всю Юго-Восточную Азию – в так называемую китайскую ойкумену. То есть фактически буддизм становится мировой религией на китайском языке, не на санскрите, на котором писали ученики Будды.

Конфуцианство обслуживает социальную сферу, и китайское государство – до сих пор государство конфуцианское. А все то, что касается внутренней, личной жизни человека, – это даосизм в плане различных верований во множество духов и божеств, которые в каких-то жизненных ситуациях помогают человеку. В плане морали же – это буддизм в синтезе с конфуцианством. Основателями буддизма была задана очень высокая моральная планка. Но все это у братьев-китайцев укладывается в голове так, что может в одной кумирне где-то в деревне стоять и статуя Конфуция, и статуя Будды, и статуя Лао-цзы.

В случае с конфуцианством, как правило, в храмах, посвященных Конфуцию, вывешивают его тексты, то есть поклоняются не самому Конфуцию как божеству, а его учению, содержащему представление о верховном едином Боге Шан-Ди, который является непосредственным предком китайских императоров и всех китайцев.

Что касается демографии, здесь все зависит от государства. Китай – государство все-таки коммунистическое и по определению склонно быть атеистическим. Оно проводит политику одного ребенка, поэтому тут уж китайцам деваться некуда, им приходится исполнять требования законов. Если нам в России надо увеличивать население, в Китае всячески пытаются ограничивать рождение детей. По официальным данным, сейчас там население составляет где-то миллиард двести пятьдесят человек, приближается к миллиарду тремстам, а по неофициальным данным оно уже полтора миллиарда перешагнуло. Посчитать в сельской местности очень сложно. Но есть некоторая опасность в такой политике, потому что единственный ребенок в семье превращается в «маленького императора», как жители Поднебесной называют единственного ребенка. Он начинает командовать родителями, вырастает самонадеянным, гордым, избалованным, со всеми сопровождающими такую ситуацию чертами характера.

Еще один момент. Китайцы стремятся, чтобы в семье обязательно был мальчик, поэтому делается очень много абортов, когда выясняется, что должна родиться девочка, и в стране со значительным перевесом преобладает мужское население. Это тоже создает определенные трудности в создании семьи. Многие китайцы-мужчины не могут создать семью и смотрят на наших женщин.

Неужели китайцы не понимают последствий абортов?

– Сейчас китайское общество, как мне кажется, приходит к этому пониманию. В свое время просто нужно было остановить этот процесс бесконтрольного роста, потому что еще не было современных технологий, позволяющих накормить все население. Если встать на их точку зрения, рост населения грозил голодом, социальными катастрофами. Я понимаю, что это неправильно, что Господь управляет всем Сам, а мы должны принимать все таким, каким Он нам это в жизни дает. Но у власть предержащих зачастую свои представления о том, как надо управлять и какую роль отводить промыслу Божьему в государственной политике.

Возвращаясь к празднованию пятнадцатилетия Дальневосточного центра. Чем радуют Вас Ваши помощники и ученики?

– Радуют постоянно, потому что превосходят. В этом и есть радость учителя. Раньше было чувство, что я знаю объективно больше после Питерского университета. Сейчас, и это замечательно, я нередко спрашиваю наших молодых преподавателей, бывших студентов, правильно ли я пишу тот или иной иероглиф. Во-первых, иероглифика требует ежедневного (!) тренинга. Во-вторых, ребята учились на древних формах иероглифов на Тайване, а я – на современных в Пекине. Наконец, многие из них учились и заканчивали вузы на китайском языке. Например, Семен Ерышев, Иван Щелоков и другие. Это уже высший пилотаж. Семен переводит встречи руководства Московской духовной академии с китайскими дипломатами, политиками, учеными, водит экскурсии с миссионерским акцентом по Троице-Сергиевой Лавре для китайских групп. Ну, такого больше нигде и ни у кого нет.

Мне иногда сложно сочетать несколько послушаний – в академии, в своем храме и т.д. Очень благодарен Сергею Ефимову за то, что он взял большую часть административной работы в ДВЦ на себя. И, наконец, в научном отношении мне радостно, что наш сотрудник Борис Мурзин, участник многих конференций Национальной системы «Инетеграция», неизменно завоевывал на них первые места. Беседуя с ним о его научных работах на конкурсах, я не перестаю удивляться зрелости его мыслей, его научной интуиции. Он сейчас преподает не только у нас в академии, но и в светских учебных заведениях, переводит в силу своего блестящего знания языка сложные коммерческие межгосударственные переговоры.

Но больше, чем профессиональные успехи ребят, меня радует то, что они осознанно вступают на путь служения Богу, посвящают себя самому высокому служению. В этом году мы отпраздновали свадьбы у Бори Мурзина и у Сережи Ефимова. Поздравляем с рукоположением отца Иоанна Щелокова. Радуемся успехам нашего выпускника отца Алексия Юсупова, который, единственный в Москве, служит литургию и проповедует на китайском языке на Патриаршем Китайском подворье. Надеюсь и молюсь, чтобы у нас были хорошие перспективы развития нашей деятельности.

Фото сайта Московской духовной академии

Иеромонах Серафим (Петровский)
Беседовала Ирина Ахундова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: