Последний бал Российской Империи, как источник вдохновения

25 октября 2017 Последний придворный бал Российской империи

Автор: Оксана Захарова, доктор исторических наук

Придворный бал – это вовсе не самый торжественный танцевальный вечер в году. Придворный бал, который дает императорская фамилия, – это государственный церемониал колоссальной политической, культурной и светской значимости. Его строгие правила вырабатывались веками. Он определял и весомость царской семьи в данное время, и приверженность во внешнеполитических делах, ну и, конечно, направление в развлечениях и моде. Готовиться к нему начинали сразу после окончания предыдущего.

В России правила приглашения ко двору отличались от тех, которые были приняты в Европе, где достаточно было иметь знатную фамилию, чтобы удостоиться чести приема. У нас родовитость играла второстепенную роль. Приглашения на главный бал Российской империи получали лица, состоявшие в одном из четырех первых классов «Табеля о рангах», иностранные дипломаты с семьями, старейшие офицеры гвардейских полков с женами и дочерьми, молодые офицеры-«танцоры».

Билеты на бал рассылались за две недели до его начала. На придворный бал ежегодно собирались тысячи гостей. То есть право приезда ко двору имели в Санкт-Петербурге не только представители высшего света. На протяжении десятилетий порядок проведения придворного бала оставался неизменным, начиная с торжественного шествия в полонезе и заканчивая ужином, во время которого император обходил гостей.

В 1903 г. в Санкт-Петербурге состоялся придворный костюмированный бал. «Почти четверть столетия прошло с той достопамятной ночи, когда я и Ники смотрели на появление царя-освободителя под руку с княгиней под сводами этих зал, отражавших в своих зеркалах семь поколений Романовых, – вспоминал великий князь Александр Михайлович. – Внешность кавалергардов оставалась все та же, но лицо империи резко изменилось. Новая, враждебная Россия смотрела через громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были явиться в русских костюмах ХVII в. Хоть на одну ночь Ники хотел вернуться к славному прошлому своего рода».

Государь и государыня вышли в нарядах московского царя и царицы эпохи Алексея Михайловича. Великий князь Александр Михайлович был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотым кафтана с нашитыми на груди и спине орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Костюмы других гостей также отличались великолепием. Так, наряд графа С. Д. Шереметева почти полностью повторял одеяние его знаменитого предка, фельдмаршала графа Б. П. Шереметева, с портрета, хранящегося в Кусково. Среди дам на этом знаменательном балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной и княгиней Зинаидой Юсуповой. Им не было равных не только по красоте, но и по умению танцевать.

Богатейшие Юсуповы также славились приемами в начале века. Особенно рождественским, что давался в особняке на Мойке. За неделю поставщики начинали доставлять подарки для праздника. Как вспоминал князь Ф. Ф. Юсупов, почти все приглашенные на торжество дети приносили с собой чемоданы, чтобы унести все подарки. После их раздачи детей угощали горячим шоколадом с пирожными и вели в игровой зал на «русские горки». На другой день устраивалась елка для прислуги с семьями. За месяц до праздника княгиня З. Н. Юсупова опрашивала всех служителей, что им подарить. Сияние стеклянных шаров и серебряного дождя особенно зачаровывало «слуг-азиатов», которых на службе было немало.

Читайте также:
Русские красавицы XIX и начала XX века

Последний придворный бал Российской империи состоялся в Санкт-Петербурге в 1904 г. в Зимнем дворце.

Заглянем в залы Зимнего дворца перед началом Большого бала.

Пока приглашенные не заполнили Николаевский зал, музыканты придворной капеллы в красных фраках настраивают инструменты.

Здесь же офицеры, которым выпала честь дирижировать балом, ожидают своего начальника – одного из лучших великосветских танцоров, главного дирижера бала генерал-адъютанта А. Г. Струкова, который должен объяснить своим помощникам порядок танцев. Для удобства управления Струков делит зал на четыре каре (каждый номер каре соответствует номеру полка дивизии, из которой присланы офицеры). Несмотря на то что в соседней с залой галерее находился буфет с шампанским, клюквенным морсом и вазами с печеньем и конфетами, офицеры-танцоры не могли насладиться угощениями – дыхание во время танцев должно оставаться чистым.

Но вот зал начинает заполняться гостями, офицеры бросаются навстречу входящим дамам, приглашая заранее на один из танцев. Особого внимания заслуживают провинциальные барышни, испуганно прижимающиеся к простенкам. Не стоит забывать, что бал – это не только важное политическое и светское событие, это еще и «ярмарка невест».

Наконец раздается стук жезла придворного церемониймейстера, все затихает, и в дверях, распахнутых негром, появляется царская семья.

Бал открывает традиционный полонез, в первой паре императрица со старшиной дипломатического корпуса, турецким послом, который старается лучше попадать в такт полонеза из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Во второй паре идут император и жена французского маркиза Монтебелло, за ними сам маркиз с великой княгиней Марией Павловной. Далее, как и положено, располагаются пары, составленные из членов императорской семьи и дипломатического корпуса.

Как только закончился полонез, Струков подлетает с поклоном к императрице и просит разрешения на открытие первого контрданса. Получив согласие, его помощники приступают к образованию четырех каре, каждое из двухсот танцующих. Танец состоял из шести фигур, которые исполнялись по команде распорядителей на французском языке.

В одном из каре усердно выполняет команды полковник «в красном чекмене гвардейских казаков» император Николай II.

После трех контрдансов начинается мазурка, по окончании которой – ужин среди роскошных пальм, доходивших чуть ли не до потолка.

После ужина разъезд.

Почему этот бал стал последним придворным балом Российской империи? Понятно, что во время Русско-японской войны проводить столь пышные торжества было неуместно. Но когда она закончилась, что помешало Императорскому двору возобновить столь важный церемониал?

Думается, что одной из веских причин тому некоторая отчужденность императора Николая II от высшего света, двора и особенная привязанность к семье. Александр III также не любил посещать балы, но в лице Марии Федоровны он имел достойную замену. Императрица Александра Федоровна в силу характера и сложившихся обстоятельств не могла, да и не хотела соперничать с супругой Александра III.

Если Александр I и Николай I царили на балах, то Александр III и Николай II чувствовали на них себя, скорее, гостями. Уменьшение числа свиты при Александре III привело к некоторой отстраненности императора в первую очередь от гвардии, личными отношениями с которой дорожили все российские императоры.

В 1910-е гг. начинается возрождение светской жизни – балы опять в моде.

Читайте также:
Образы зомби и мертвой красавицы невесты для фотосессии

Самые блестящие балы в Санкт-Петербурге давали графиня Елизавета Шувалова, великая княгиня Мария Павловна, княгиня Ольга Орлова, графиня Мария Клейнмихель, графиня Постиц и некоторые другие.

На балах Шуваловой гости танцевали в цветных париках или восточных тюрбанах и даже австрийский посол граф Берхтольд, в отличие от коллег М. Палеолога, сэра Джорджа Бьюкенена и графа Пурталеса, принимал активное участие в танцах, отдавая предпочтение, конечно же, вальсу.

Двор великой княгини Марии Павловны первенствовал в Санкт-Петербурге. На рождественских базарах в залах Дворянского собрания «ей удавалось собирать значительные суммы, привлекая на свои приемы лиц богатых, которые по своему рождению и положению в обществе не имели бы доступа в высшие слои и охотно открывали свои кошельки, чтобы отблагодарить Марию Павловну за гостеприимство».

Основную танцевальную нагрузку по-прежнему несли гвардейские офицеры, на фоне мундиров которых особенно эффектно смотрелись изысканные дамские туалеты.

В 1910-е гг. одним из лучших распорядителей петербургских балов считался конногвардеец барон Петр Николаевич Врангель. Опытному кавалеристу, закалившемуся под пулями на горных перевалах Маньчжурии, служба в Санкт-Петербурге представлялась неким променадом. Согласно воспоминаниям А. П. Врангеля, Петру Николаевичу не потребовалось много времени, чтобы освоиться и стать членом существовавшего там общества «Веселых клинков». Он был своим среди цыган из лучших кабаре, а среди завсегдатаев балов снискал себе репутацию первоклассного танцора. Высокий (1 метр 93 сантиметра), стройный конногвардеец с безукоризненными чертами лица по праву считался одним из лучших бальных дирижеров. Своим поведением он как бы подчеркивал знаменитую фразу А. И. Мусина-Пушкина: «Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас».

«Большой свет» окончательно переместился в Санкт-Петербург, и родители стараются вывозить дочерей в Северную столицу. Для девушек и молодых офицеров устраивались так называемые «белые балы». На них танцевали кадриль. На «розовых балах» – в честь молодых замужних дам – царил вальс.

В Москве замужние дамы редко принимали участие в танцах. После вальса обычно танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр. В Санкт-Петербурге же из так называемых мелких танцев исполнялись исключительно вальсы: петербуржцы считали Москву консервативной и провинциальной.

Октябрьские события 1917 г. надолго и всерьез приостановили развитие классического бального церемониала в России. Конечно, это не означает, что в обыденной жизни люди перестали танцевать. Различные вечера, от клубов культуры до дискотек, были своего рода важной частью общественной жизни. Отрадно, что сегодня сохранилась великая классическая школа русского балета.

Материалы по теме:

Путь на восток! КВЖД в начале XX в.

Подписание в 1896 г. союзного российско-китайского договора стало «прологом» строительства в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дорога (КВЖД) длиною 950 миль. Это на время избавило.

Царская дорога: Транссибирская магистраль

5 (18 по новому стилю) октября 1916 г. – открытием моста через Амур близ Хабаровска завершилась самая большая стройка конца ХIХ – начала ХХ в. По большому счету Транссибирская магистраль.

ВСЕ РАВНЫ! Либеральные проекты будущей России в начале ХХ века

Российские партии начала ХХ века имели самые разные представления о будущем страны. Более того: принципиальная разница была даже между течениями в русском либеральном движении. Если.

Последний бал Романовых

В Древней Руси балы не проводились. Да, пировать умели: кто на пиру был, естественно, мед, пиво пил, по усам текло… А вот чтобы культурно провести время, потанцевать с дамой, поддержать светскую беседу – для этого время еще не пришло.

Читайте также:
Выбираем образ с черным платьем или с черной юбкой

Первые русские балы, которые официально назывались ассамблеями, появились при Петре I. И как все началось в 1718 году, так и продолжается до настоящего времени. В XVIII–XIX веках балы получили широкое распространение и, по сути, стали «фирменным» развлечением высших слоев общества. Крестьянство, ремесленники и мещане в своем большинстве, как всегда, остались в стороне.

Со временем балы стали неотъемлемой частью жизни светского общества. В Москве и Петербурге проходило до тысячи балов в год. От столиц не отставали и уездные города. Только в небольшом Ростове Великом как-то за год дали около сотни балов!

Бал, при всей своей развлекательности, имел жесткие правила проведения, и нарушать их считалось моветоном.

Все начиналось с торжественного марша-полонеза. Этот марш мог продолжаться до одного часа, и возглавлял его хозяин бала с самой важной гостьей, а хозяйке доставался самый важный гость. На великосветских балах эту миссию выполняли император с императрицей. После полонеза исполнялся вальс, и только после этого считалось, что бал начался.

Интересно, что Павел I в свое время запретил танцевать вальс, так как при исполнении этого танца государь поскользнулся и упал. Но опала продолжалась недолго – как известно, при Александре I вальс был очень популярным.

После вальса танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр… и еще много того, что современный человек даже выговаривает с трудом. А гости балов танцевали их легко и с определенным успехом. Мы все помним фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», в котором первый бал Наташи Ростовой стал наглядным примером того, как это мероприятие может повлиять на всю жизнь человека.

В феврале 1903 года императорская Россия отмечала очередную годовщину правления династии Романовых. Это помпезное мероприятие проходило в два этапа: 11 февраля состоялся торжественный вечер, а через день – грандиозный костюмированный бал в Зимнем дворце.

Основным событием торжественного вечера стал концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (главные арии исполнили Федор Шаляпин и Николай Фигнер) и балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» с участием Анны Павловой. После концерта в Павильонном зале танцевали «Русскую», потом был ужин, и завершилось все опять танцами.

Костюмированный бал продолжался два дня и вошел в историю как «Бал 1903 года». До сих пор он считается самым известным праздником периода правления последнего императора из династии Романовых. Четыреста человек приняли участие в торжествах.

Особенно эффектно выглядел русский танец в исполнении двадцати пар.

Все приглашенные были одеты в великолепные национальные костюмы в стиле XVII века. На балу щеголяли бояре и боярыни, воеводы, стольники, пушкари, сокольничьи, посадские люди. Требования к костюмам предъявлялись очень строгие. Им полагалось быть уникальными и соответствовать эпохе царя Алексея Михайловича.

Директор императорских театров Владимир Теляковский вспоминал: «Дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений». Они носились по городу за советами, обращались к архивным изысканиям, превращая предстоящий бал в исторически достоверное мероприятие. Большинство костюмов шилось в мастерских петербургских театров, и в работах участвовали десятки портных.

Читайте также:
Габриэль Шанель, стиль и фото

Естественно, все взоры были обращены на императора. Николай II на балу был в выходном платье царя Алексея Михайловича. Многие вещи на нем были подлинными, доставлены из Оружейной палаты Московского Кремля. Над царским костюмом поработал театральный костюмер императорских театров Иван Каффи. Императрица Александра Федоровна предстала перед гостями в образе царицы Марии Ильиничны Милославской.

В своих воспоминаниях великий князь Александр Михайлович писал: «Весь Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».

Бал стал необычным, неординарным зрелищем, «целым произведением искусства». Александра Федоровна возжелала, чтобы на балу работали лучшие фотографы Петербурга. Они должны были сделать снимки всех участников костюмированного торжества. По итогам работы небольшим тиражом вышел альбом этих фотографий. Он распространялся (за высокую плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди тех, кто принял участие в мероприятии. К счастью, несколько альбомов сохранилось до настоящего времени. И сегодня мы можем наблюдать на фотографиях мельчайшие детали великолепных костюмов. Сопоставляя эти фотографии с имеющимися в музеях вещами, можно атрибутировать одежду, головные уборы, рукавицы и обувь.

Замечательно, что несколько костюмов, в которых на балу присутствовали некоторые участники, сохранились и находятся в фондах Государственного Эрмитажа.

Через несколько дней этот бал повторился и прошел во дворце Шереметева.

В 1911 году на немецкой карточной фабрике создали эскизы игральных карт «Русский стиль», за основу которых были взяты фигуры в костюмах участников бала. Карты были отпечатаны к 300-летию дома Романовых.

В 2011 году на экраны страны вышел фильм режиссера Бориса Лизнёва «Последний бал», ставший, по сути, метафорой всего исторического пути династии Романовых. Фильм создан на основе старых фотографий, которые в том числе были сделаны на историческом балу в Зимнем дворце.

Фальсификация истории: костюмированный бал в Зимнем Дворце Санкт-Петербурга 1903 года.

Чем больше вникаешь в историю до Отябрьского переворота, тем больше обнаруживается в ней фальшивок и нестыковок.
Одна из них-костюмированный бал, на котором праздновалось 290-летие дома Романовых. Такое знаменательное событие!
Присутствовала вся знать Российской империи в чрезвычайно роскошных костюмах, которые были созданы заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.
Вопрос: почему до наших дней не дошло ни единого кадра кинохроники, которая должна была быть отснята во время этого бала?
Как минимум, за 15 лет до этого бала, в 1888 году, уже могли снимать вполне приличные фильмы со звуком.
Почему много фотографий, но нет документальной кинохронии, на которой был бы запечатлен этот бал?
На расходы не скупились, событие было всероссийского масштаба.
Кинохроника не найдена ни в русскоязычном,ни в англоязычном интернете. Если бы эта кинохроника существовала, её давно бы выложили в свободном доступе для подтверждения легитимности дома Романовых. О чем это говорит? Этот бал-постановочное действие, снимали или на Мосфильме или Ленфильме уже после 2-ой Мировой войны по её результатам. Так называемые роскошные костюмы, усыпанные драгоценностями-это бутафория, российская знать-вымышленные персонажи.
Цель: создать множество фальшивых событий, которые бы убедили население послевоенной эпохи в реальности древнего дома Романовых для придания ему лигитимности. Так создавалась фальшивая история, матрица, в которую было впечатано всё население СССР.

Читайте также:
Румынское шнурковое кружево

Предлагаю вашему вниманию несколько очень коротких отрывков фильмов, снятых в период с 1888 по 1902 гг, то есть ДО проведения этого знаменитого косюмированного бала в Зимнем дворце в 1903 году.
Как вы можете сами убедиться, фильмы вполне приличного качества, есть даже цветные, фильмы уже к концу 19 века могли озвучивать.

Почему эти ничем не примечательные фильмы сохранились до наших дней, а событие, приуроченное к такой важнейшей дате: 290 летию дома Романовых, осталось незапечатлённым на кадрах кинохроники? Получается, сшить десятки роскошных костюмов, каждый из которых стоил целое состояние, деньги нашлись, а на кинохронику денег нет? Для того, чтобы подготовить такое количество костюмов, наняли дизайнера и исторических консультантов, почему не наняли самого талантливого оператора, чтобы этот бал-маскарад заснять на память, неужели самим неинтересно? Как можно объяснить полнейшее отсутствие кинохроники этого знаменательного события? Только тем, что его не было в 1903 году.
Эти костюмы, бал, фотографии-всё было сделано гораздо позже, уже после 2-ой Мировой войны по её результатам.

Кадры кинохроники 1888 года с записанным звуком 1888 года:

Earliest surviving film and sound recording 1888

Самый первый фильм в мире, снятый в 1896 году, довольно приличного качества, дошедший до наших дней:

The first movie ever made in history 1896 by “The Lumière brothers

Комический фильм, снятый в Швеции в 1896 году:

The First Movie Ever Made in Sweden (1896) Komische Begegnungen im Tiergarten zu Stockholm

Берлин в цвете:

Berlin 1900 in colour.

Фильм 1902 года “Путешествие на Луну”:

First Movie Ever – A Trip To The Moon (1902) *Remastered in Color*

Костюмированный бал 1903 года-Wikipedia.

Последний бал Империи.

Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 (24) февраля и 13 (26) февраля 1903 года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II.

Бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 (24) февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 (26) февраля непосредственно сам Костюмированный бал.

Гости бала:

Костюмы.
Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.

В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников бала. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их выход приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых.

Последний бал Российской Империи, как источник вдохновения

  • Главная
  • English
  • ВМЕСТО ВСТРЕЧИ
  • Выставки
    • Новости Академии народного искусства
    • Новости Международной Конфедерации Союзов Художников
    • НОВОСТИ МОСХ РОССИИ
    • Новости Российской Академии искусств
    • Новости Российской Академии художеств
    • Новости ТСХР
  • Классики и современники
    • Записки о художниках
    • Коллекция.
    • Художественные династии
    • Художники на фоне своих работ
    • Цитата
  • Книги, издания, литература
    • История в изобразительном искусстве
    • Литература в изобразительном искусстве
    • Религиозное искусство
  • Персоны
  • События
    • ART-beauty
    • Fashion News
    • PRO BRAND
    • Гуманитарное сотрудничество
      • Картина мира
    • Кино
    • Первая Выставка на Луне
    • Столица
      • Дворцы метро. Подземное царство Москвы
      • Досуг, развлечения
      • Еда как искусство
      • Театр
    • Театр
  • Фото-Архив
    • В Творческой Мастерской
    • Постановочная фотография. Арт-фото. История. Факты. Легенды.
    • Усадьбы
      • Дизайн, архитектура
Читайте также:
Образ Снегурочки в картинках и открытках

ПОСЛЕДНИЙ БАЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ. Костюмированный бал 1903 года

Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 (24) февраля и 13 (26) февраля 1903 года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II.

Император Николай Второй и Императрица Александра Федоровна
Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны.

Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича. Надо отметить, что «малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным.

Великая княгиня Елизавета Федоровна
Подготовка к Балу включала репетиции танцующих, которые прошли серъезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве «жюри» на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
В «русском танце» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова.

Великий князь Сергей Александрович
В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича.

Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века. В этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля 1903 года. Кроме того, подобный бал а-ля рюсс имел место 20 годами ранее, 25 января 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметьевых.

Княгиня Зинаида Юсупова
Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских)[

По распоряжению Императрицы Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля 1903 года лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала.

Читайте также:
Гламурный кот - любит фотографироваться в одежде

Великая княгиня Мария Павловна, герцогиня Мекленбург-Шверинская

Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.

Баронесса Эмма Фредерикс
Костюмированный бал 1903 года

В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников бала. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их выход приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых.

Великий князь Андрей Владимирович Костюмированный бал 1903 года

Последний бал царской семьи Романовых: роскошь нарядов, вдохновившая костюмеров «Звездных войн»

Грандиозное представление

Празднество продолжалось два дня и было самым богатым в истории правления императора Николая II. В первый день состоялось пиршество и танцы, а на второй день был назначен костюмированный бал. Самое интересное, что все гости должны были явиться в старинных русских нарядах XVII века.

Требования к присутствующим выдвигались жесткие: явиться в неподходящем наряде на столь значимое мероприятие было моветоном. Гостям было предложено соответствовать исторической эпохе начала правления второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича. Поэтому присутствующие были одеты боярами, сокольничими и воеводами. Придворные дамы нарядились в традиционные русские сарафаны и богато украшенные кокошники, надели на себя старинные фамильные драгоценности. Кавалеры щеголяли роскошными кафтанами и меховыми шапками.

Наряды царской четы

В преддверии бала придворные заказывали свои костюмы в петербургских театрах. Они изучали исторические архивы, чтобы как можно более точно соответствовать нужной исторической эпохе.

Сам император, задавая тон балу, нарядился в дорогую золотую парчу, принадлежавшую царю Алексею Михайловичу. Большинство его вещей и аксессуаров были аутентичными: их специально привезли из Оружейной палаты. Его супруга Александра Федоровна была одета соответствующе – в наряд жены царя Алексея Михайловича Марии Милославской. Ее платье из парчи было богато отделано серебряным атласом и жемчужным орнаментом. Украшения для императрицы, включая огромные изумруды, были подготовлены придворным ювелиром Карлом Фаберже. В наши дни полный наряд Александры Федоровны стоил бы огромных денег – более 700 миллионов рублей.

На балу присутствовал великий князь Александр Михайлович со своей женой Ксенией Александровной. Супруга была одета женой боярина. Наряд ее также был отделан драгоценными камнями.

Нарастающая угроза

Бал был по-настоящему грандиозным и дорогим. Царская семья и гости веселились, празднуя юбилей династии. Но зловещие тучи уже сгущались на горизонте: в Петербурге проходили забастовки рабочих, а на Дальнем Востоке маячила угроза приближающейся войны с Японией.

В 1904 году напряженные отношения со Страной восходящего солнца вылились в военное противостояние. Сразу по ее окончании в России произошла революция 1905 года. В стране начался экономический кризис, упадок, разруха и волнения. Охваченная революцией Россия надолго забыла о роскошных праздниках и развлекательных мероприятиях.

Источник вдохновения

Бал произвел столь внушительное впечатление, что в 1913 году была выпущена серия игральных карт в соответствующей тематике. Даже после распада империи и прихода к власти коммунизма эти карты были весьма популярны. Например, дама червей была очень похожа на Ксению Александровну. Пиковая дама заимствована из наряда княгини Елизаветы Федоровны. А бубновый валет обязан образом великому князю Андрею Владимировичу.

Читайте также:
Уличная мода в кризис 1930х – Великая депрессия

Лучшие фотографы Петербурга запечатлели на своих пленках гостей и развлечения на балу. Альбомы с фотографиями позже распространялись в благотворительных целях, часть их дошла и до наших дней.

Еще один интересный факт: последний бал династии Романовых вдохновил создателей фильмов «Звездные войны». Костюмы женщин, в частности, королевы Амидалы, были созданы по подобию роскошных бальных платьев и кокошников в стиле XVII века.

Мастер провокации. 10 самых скандальных обложек журнала Vogue

Vogue, безусловно, самый модный журнал во всем мире! Популярность его в разных странах не сбавляет оборотов. Ну а чтобы поддерживать такую популярность, все средства хороши. Никто не спорит, что основа качества этого глянца – профессиональная работа мастеров своего дела – от фотографов и стилистов до главного редактора. Но справедливо будет заметить, что Vogue порой не брезгует и черным провокационным пиаром, который действет, как подбрасывание дровишек в огонь. Открытая, откровенная, но при этом красивая провокация – это тоже ведь знак мастера! Итак, к вашему вниманию 10 самых провокационных обложек Vogue.

Vogue Paris, 1988
Наоми Кэмпбелл стала первой темнокожей моделью, которая попала на обложку французского Vogue. Конечно, не без скандала. Ив Сен-Лоран поставил журналу ультиматум: или она, или реклама его модного дома никогда не появится на страницах Vogue. Ох, кто знал тогда, сколько ещё скандалов будет связано с именем Наоми. А вот этот скандал с обложкой спустя 30 лет кажется уже смехотворным.

Vogue US, 2008
20 лет спустя. не первый темнокожий человек, но первый темнокожий мужчина на обложке Vogue. Баскетболист Леброн Джеймс вместе с моделью Жизель Бюндхен вызвали всплеск эмоций и обсуждений.

Vogue Italia, 2017
Обложку журнала с темой «Красота вне времени» украшала 73-летняя модель Лорен Хаттон. Это и воспринялось как провокация, ведь глянец воспевает, как правило, красоту молодости. Шумиха вокруг обложки спровоцировала в свою очередь протест против возрастной дискриминации в мире моды.

Vogue US, 2017
В 2017 год новый тренд – боди-позитивизм! Ничего нового: “каждый красив по-своему”, “слава натуральности!”. Но в этот раз – громко, бескомпромиссно! Все звезды блистают в Instagram а-ля натюрель без фильтров и косметики, на страницах журналов пышные красавицы не скрывают наличие целлюлита… И тут Vogue с этой обложкой красоток, провоцирующей обвинение в чрезмерном использовании фотошопа.

Vogue US, 2014
Казалось бы, все просто и красиво. Так, да не так. Лицом обложки стала звезда реалити-шоу Ким Кардашьян и ее муж, рэпер Канье Уэст. Популярные представители шоу-бизнеса, но совсем не иконы стиля, что критики сочли совсем неподходящим статусу и стилю Vogue и запротестовали.

Vogue Italia, 2017
Еще одна обложка итальянского журнала попала в опалу под гневом моралистов. Здесь, пожалуй, пояснение излишни. Толерантность толерантностью, но целующихся парней на обложке самого известного журнала сочли пропагандой гомосексуализма.

Vogue Paris, 2016
Как-будто обнаженной натурой в наше время кого-то можно удивить! Как бы то ни было, обложку парижского издательства Vogue с обнаженной супермоделью Джиджи Хадид назвали «супер-провокационной». Да не совсем она и обнаженная, на ней ведь туфли Chanel и украшения ; )

Vogue Hommes Japan, 2011
Наряд из мяса на теле Леди Гага выглядел ярко. Не менее яркую реакцию вызвал он и у защитников животных, которые против всякого использования кожи и меха, а тут мясо!

Читайте также:
Московская неделя моды для кошек и собак

Vogue Hommes Paris, 2012
Кто что видит: кто-то узрит в этом фото страсть, кто-то насилие.. Журнал и позирующих для обложки моделей обвинили именно в пропаганде насилия в семье.

Vogue Arabia, 2017
На обложке фото модельера Джереми Скотта. Ничего такого.. да только сделано оно было Терри Ричардсоном, фотографом сомнительной репутации, которого обвиняли в домогательствах. Мир моды рисковал, связавшись с этой неоднозначной личностью.

Эволюция Библии моды: лучшие обложки британского Vogue за 100 лет

Vogue — самый влиятельный глянцевый журнал, который диктует тенденции и совершает модные революции. В этом году британский филиал издания отмечает 100-летие, а мы в свою очередь вспоминаем, как изменился журнал за целый век! От нарисованных иллюстраций до снимков членов королевской семьи — мы собрали лучшие обложки британского Vogue и выяснили, как они повлияли на глянец

Первый номер британского Vogue увидел свет в сентябре 1916 года. На обложке красовалась иллюстрация с марионетками от художницы Хелен Терлоу. Продавали дебютный номер за один шиллинг. В 1932 году на обложку июльского выпуска впервые поместили фотографию, а апрельский номер 1937 года посвятили коронации Георга VI.

Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk Фото: pinterest.com

В октябре 1944-го фотограф Ирвин Пенн впервые в истории глянца сделал для обложки натюрмортный снимок. На страницах этого номера рассказывалось, как пострадал парижский офис журнала во время немецкой оккупации. На обложке декабрьского выпуска в 1947-м обозначили свадьбу Елизаветы II и принца Филиппа с помощью изысканного рисунка, а июньский номер 1953 года посвятили коронации королевы.

Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk Фото: pinterest.com

В феврале 1961 года свет увидел первый выпуск британского Vogue, снимок для обложки которого сделал английский фотограф Дэвид Бэйли, а позже он создал еще 29 обложек. Для июньского номера 1962 года Бэйли сфотографировал известную модель Джин Шримптон, которая в дальнейшем не единожды украшала Vogue UK. А для мартовского выпуска 1966-го впервые поместил на обложку темнокожую модель.

Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk

Культовая английская модель Твигги появлялась на обложке издания дважды. Первый снимок фотограф Рональд Трэгер сделал в октябре 1967 года. В июле 1970 года британский Vogue впервые украсил мужчина — им стал австрийский актер Хельмут Бергер, а компанию ему составила американская модель Мариса Беренсон. В июне 1972-го на обложке снова появилась Твигги.

Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk Фото: pinterest.com

В октябре 1976 года журнал отметил бриллиантовый юбилей лаконичной обложкой. Нынешний креативный директор издания говорит, что эта обложка самая знаковая для него за всю историю Vogue. Августовский номер в 1981 году украсила принцесса Диана, а в самом выпуске напечатали эскизы свадебного платья леди Ди, предложенные разными дизайнерами. Принцесса еще трижды украшала Vogue UK. Последний раз она появилась на обложке специального выпуска, который вышел в свет после ее смерти в октябре 1997 года.

Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk

Патрик Демаршелье снял первую обложку для британского Vogue с Наоми Кэмпбелл в декабре 1987 года. После модель еще восемь раз украшала издание. Эпоха супермоделей была также отмечена журналом в январе 1990-го. Питер Линдберг для обложки этого номера запечатлел знаковые фигуры того времени: Наоми Кэмпбелл, Линду Евангелисту, Татьяну Патиц, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд.

Читайте также:
Феи и эльфы в красивых открытках Сесиль Баркер

Фото: vogue.co.uk Фото: fabmagazineonline.com Фото: vogue.co.uk

В январе 1993 года для британского Vogue свою первую обложку снял известный фотограф Марио Тестино. Ему позировала Кристи Тарлингтон в наряде от Yves Saint Laurent. Этот выпуск вышел под руководством нынешнего главного редактора издания Александры Шульман. Позже Тестино сделал больше 50 обложек для Vogue UK.

Фото: vogue.co.uk Фото: pinterest.com Фото: magaddictsanonymous.blogspot.com

Юная Кейт Мосс впервые снялась для британского Vogue в марте 1993 года. Позже она стала законодательницей стиля гранж в моде и появилась на обложке издания 37 раз. Первую обложку с Мосс сделала британский фотограф Коринн Дэй — весомая персона в мире фешн-съемки.

Фото: vogue.co.uk Фото: fashiongonerogue.com Фото: pinterest.com

Когда 26-летняя Карла Бруни появилась на обложке британского Vogue в августе 1993 года, она была одной из самых высокооплачиваемых моделей в мире и сотрудничала с передовыми дизайнерами. Позже она стала первой леди Франции. В ноябре этого же года свою первую обложку для журнала снял британский фотограф Ник Найт, а позировала для нее Линда Евангелиста. Позже он снимал для Vogue Кайли Миноуг, Сиенну Миллер и Синди Кроуфорд.

Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk Фото: pinterest.com

Обложку декабрьского выпуска 1999 года оформил арт-директор издания Робин Деррик — она ознаменовала собой миллениум. На страницах журнала он писал: «Vogue всегда был больше, чем просто журнал. Это история, это образ жизни, это состояние души». В октябре следующего года вышел еще один выпуск журнала, обложка которого навсегда останется в истории — на ней появились Жизель Бундхен и обнаженный Робби Уильямс. Бразильская модель, к слову, не единожды украшала британский Vogue.

Фото: pinterest.com Фото: pinterest.com Фото: thefashionspot.com

В январе 2002 года Марио Тестино снял для обложки издания ведущих британских моделей: Кейт Мосс, Эрин О’Коннор, Наоми Кэмпбелл, Розмари Фергюсон, Жакетту Уилер, Либерти Росс, Элизабет Джаггер и др. Снимок получился очень патриотичным. Еще один особенный выпуск вышел по случаю 90-летия журнала: его украсил коллаж из самых знаковых обложек британского Vogue. В мае 2003 года издание снова украсила Кейт Мосс. На этот раз модель предстала в образе британского исполнителя Дэвида Боуи.

Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk Фото: bangtidystyling.com

В мае 2011 года впервые в истории британский Vogue выпустил номер с тремя разными обложками. Поводом тому стала свадьба принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Номер был посвящен романтическим отношениям в общем, а также герцогу и герцогине Кембриджским в частности. Фотографом выступил Марио Тестино, а позировали ему модели Наталья Водянова, Лара Стоун и Фрея Беха Эриксен.

Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk Фото: vogue.co.uk

На обложке июньского номера этого года, посвященного столетию журнала, появилась Кейт Миддлтон. Это была дебютная фешн-съемка для герцогини. Одно из фото позже выставили в Национальной портретной галерее.

Фото: visualizing.fashion Фото: thesun.co.uk Фото: visualizing.fashion

Все обложки издания вы можете увидеть на официальном сайте Vogue .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: