Актриса Вера Холодная

Вера Васильевна Холодная

Фото Все

Видео Все

Кинонеделя №40. Похороны Веры Холодной. (1919)

Женщины в русской истории – Вера Васильевна Холодная

Вера Холодная. Легенды мирового кино

Вера Холодная — биография

Вера Холодная — актриса черно-белого немого русского кино. Карьера Веры Холодной была недолгой, но ей приписывали просто ошеломительную славу в кинематографе того времени. В разгар Первой мировой люди толпами и за последние деньги шли на фильмы с ее участием. Вера была одной из знаменитейших актрис своего времени. Ее заслуженно называли «Королевой экрана».

Капризная форма рта и глаза библейской мученицы — это первое, что оценивают многие при взгляде на Веру Холодную.

Ей приписывали колдовскую силу, так как тогда не было никаких других объяснений, почему зрители шли именно на ее фильмы.

Родилась Вера Холодная в 1893 году в Полтаве. Девичья фамилия — Левченко. Семья Веры считалась интеллигентной, отец был преподавателем словесности в гимназии. Мать Веры закончила институт благородных девиц и считала воспитание детей своей самой главной обязанностью в жизни. Вера в семье была долгожданной старшей дочерью, ее младших сестричек звали Софья и Надежда.

В Полтаве семья преподавателя задержалась недолго. Когда Вере исполнилось два года, то ее отца вместе с семьей по работе перевели в Москву. Спустя 8 лет от холеры скончался глава семейства. Мать тоже не отличалась идеальным здоровьем и сильно болела, поэтому все тяготы ухода за младшими сестричками пали на старшую Веру.

Фото: Вера Холодная

Живя в Москве, Вера ходила в гимназию Перепелкиной. Спустя год Вера сдает экзамен и становится ученицей балетного училища Большого театра. Учиться девушке нравилось, сложные хореографические па ей давались легко. Пела девочка очень хорошо, этот талант достался ей от папы. Именно папа учил девочку кукольным спектаклям, в игровой форме привив Вере рвение к театру и сцене.

Здесь так и напрашивалась карьера в бальных танцах, но свое веское слово высказала бабушка Веры. Она твердо заявила, что фривольные танцы не подходят ее внучке, лучше заняться наукой. Наука, по мнению бабушки Веры, должна помочь добиться успеха в жизни. Через время Вера очень сильно пожалеет, что не продолжила карьеру в бальных танцах.

Фильмы

Еще в подростковом возрасте Вера Холодная проявила себя в творчестве. Она выступала в спектакле в школе, где сыграла главную роль в «Бесприданнице». Нельзя сказать, что уже в то время Вера загорелась стать известной артисткой и пробиваться на экраны. Она просто играла в свое удовольствие. На путь актрисы ее подтолкнуло не вдохновение, а банальная нехватка денег. Нужно было срочно улучшать материальное благосостояние семьи, поэтому Вера решила податься на большую сцену.

Первое появление Веры Холодной в синематографе состоялось в 1914 году. Попала в кино девушка благодаря своей привлекательной внешности. Режиссер Владимир Гардин заметил эффектную Веру и пригласил симпатичную девушку сыграть итальянку-кормилицу в «Анне Карениной». Но в процессе съемок Гардин разочаровался в актрисе, заявив, что кроме внешности у Холодной больше нет ничего пригодного для киносъемок.

Вера не стала зацикливаться на мнении режиссера, а просто продолжала сниматься дальше. Другой режиссер увидел Веру в главной роли в мелодраме под названием «Песнь торжествующей любви». Считается, что именно эта роль является вершиной творческой славы Веры Холодной.

После этого фильма Вера успешно снялась еще в нескольких кинолентах. Играла девушка не только молодых и привлекательных красоток. Ей давали роли и пожилых дам. Яркий пример — роль в ленте «Лунная красавица».

За время своей непродолжительной карьеры Вера Холодная снялась более, чем в сорока фильмах. Тогда говорить о Вере, как о кинозвезде, было бы неправильно. В те времена тщательно скрывали даже название картины, не говоря уже про актеров. Это было нужно, чтобы конкуренты не могли перехватить сюжет. Но зрители того времени четко знали, что хотели смотреть именно кино с Верой Холодной, поэтому именно ее можно назвать первой отечественной кинозвездой. Режиссура, сюжет и декорации были вторичными. Зритель того времени хотел видеть на экране именно Веру Холодную в любой роли. Это и обеспечивало девушке славу.

Партнерами Веры Холодной по экрану стали Владимир Максимов и Витольд Полонский. Актеры создали стойкое и узнаваемое среди телезрителей трио. Первой известной лентой троицы стала лента «У камина», сюжет построен на драме любовного треугольника. Фильм получил неожиданно большой успех, секретом которого стала именно актерская игра Веры Холодной.

Далее последовали еще несколько успешных картин, которые нравились зрителю того времени. Карьере Холодной не воспрепятствовала даже Первая мировая война. Ее поклонники забывали о всех тяготах и лишениях военного времени, ради получения порции вдохновения от просмотра киноленты с участием Веры.

Даже Октябрьская революция не помешала развитию творческой карьеры Веры Холодной. Примечательно, что в условиях строгой экономии электричества в Одессе в революционное время новые власти не распространяли эти лимиты на съемки Веры Холодной. За время съемок в Одессе актриса стала звездой четырех фильмов.

Личная жизнь

В личной жизни Веры Холодной была только одна любовь — Владимир Холодный. Это молодой юрист, с которым юная Вера познакомилась еще на выпускном вечере в гимназии. Пара расписалась, через время у них родилась дочь. Девочку назвали Евгенией. Родители Жени через время удочерили еще и Нонну, сироту, которая осталась без родительской опеки.

Владимир Холодный участвовал в Первой мировой, заслуженно получил звание героя, но очень рано погиб. Смерть Холодного была самой обычной для тех времен: мужчину арестовали и расстреляли чекисты без какого-либо разбирательства и следствия. Такая смерть мужа стала почвой для многочисленных споров и сомнений относительно кончины самой Веры.

Фото: Вера Холодная с мужем

Дочерей Холодных взяли под опеки младшие сестры актрисы. Нонна прославилась своим оперным пением, она иммигрировала в Америку. Евгения объездила весь мир с супругом, магистром социологии. Обе дочери много раз давали интервью, в которых с любовью и теплом отзывались о родителях.

Смерть

Погибла Вера Холодная по-простому, но очень трагически. Актриса упала с саней, простудилась, запустила свою болезнь. Банальный насморк перерос в тяжелую форму гриппа, болезнь дала осложнения на легкие. В простонародье болезнь в те времена называли «испанкой». Вера Холодная, легенда немого российского кино, скончалась в феврале 1919 года. Болезнь буквально за пару дней подкосила молодую девушку.

Читайте также:
Почему не стоит искать вдохновения в фотографиях знаменитостей

На похороны любимой актрисы приехала чуть ли не вся Одесса. Очень жаль, что могила Веры Холодной не сохранилась до наших времен. Кладбище, где похоронена Вера Холодная, было уничтожено.

Память об актрисе

Короткая жизнь, скоропостижная смерть, а также талант Веры Холодной легли в основу множества произведений искусства. Друзья семьи и поклонники писали стихи, песни, романсы, посвященные Вере Холодной.

Никита Михалков снял об актрисе киноленту «Раба любви», главную роль дали Елене Соловей. В Одессе, напротив дома, где от болезни скончалась Вера Холодная, поставили бронзовый монумент. Одна из одесских площадей носит имя актрисы немого кино.

Избранная фильмография

  • 1915 Пламя неба
  • 1916 Лунная красавица
  • 1917 Ради счастья
  • 1917 Истерзанные души
  • 1917 На алтарь красоты
  • 1917 Блуждающие огни
  • 1918 Женщина, которая изобрела любовь
  • 1919 Кира Зубова
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Веры Холодной

Муж – Владимир Холодный
Дети – Евгения Холодная, Нонна Холодная
Родители – Василий Левченко, Екатерина Слепцова

Холодная Вера Васильевна (р. 1893) — известная актриса жанра немого кино. Она начала свою карьеру в 1914 году и закончила через 5 лет. Трагичная биография Веры Холодной знаменита интересными ролями и увлекательными фактами из личной жизни.

  • Ранние годы
  • Кинокарьера
  • Личная жизнь
  • Смерть артистки
  • Интересные факты
  • Интересное видео

Ранние годы

Девушка родилась в семье Василия Левченко, который работал учителем в Полтаве, и Екатерины Сергеевны, получившей образование в институте благородных девиц. Актриса при рождении получила фамилию отца — Левченко. Помимо Веры, родители воспитывали еще двух девочек. Сестер актрисы звали София и Надежда.

В возрасте двух лет Холодная вместе с семьей перебралась в Москву. Там она стала получать школьное образование в местной гимназии. Девочка росла воспитанным и артистичным ребенком. Родители поддерживали все ее начинания и стремились подарить дочери лучшее образование.

Она посещала балетное училище при Большом театре и танцевала вместе со сверстницами. Ей пришлось пройти сложный экзамен и обойти несколько сотен конкуренток, чтобы зачислиться в список балерин Большого театра. Бабушка не поддерживала это увлечение и понимала, насколько тяжела карьера балерины.

По ее настоянию внучку забрали из балетной школы. Ей дальняя родственница — Елена Лешковская, служившая актрисой, была против ухода Веры из танцевальной студии. Но бабушка всегда проявляла более твердый характер, поэтому именно ее решение было реализовано.

Несмотря на то что девочка мечтала танцевать на сцене, уход из балетной школы не сильно отразился на ее будущем. Она смогла найти себя в другом искусстве и стать знаменитой на весь мир. После балета список ее увлечений пополнился спортивными видами. Она стала посещать школу тенниса и фигурного катания.

В 10 лет в жизни Веры случилась тяжелая трагедия. Она потеряла отца, который умер из-за холеры. Ее мама начала часто болеть, и девочке приходилось сутками ухаживать за ней, чтобы помогать с воспитанием сестер и поддержанием частоты в доме.

В школьные годы артистка часто выступала на сцене с литературными произведениями. Она выиграла множество конкурсов чтецов и приняла участие в местных постановках. Одной из ярких подростковых ролей она считает участие в постановке «Бесприданница», где ей достался персонаж Лариса Огудалова.

В 1910 году актриса окончила гимназию. В то время она посещала клуб «Алтаир», где встречалась с известными артистами театра. Ей посчастливилось познакомиться с Андреем Белым и Константином Бальмонтом.

Кинокарьера

Кумиром Веры в юности была известная датская актриса Аста Нильсен. Она вдохновляла артистку и была для нее идеалом. Но настоящей причиной съемок стало затруднительное финансовое положение девушки. Внешний вид молодой Веры Васильевны понравился не только мужской половине, но и прекрасному полу.

Красивая артистка сразу же стала объектом обожания. Ей стали сыпаться многочисленные предложения о съемках от разных режиссеров. В период с 1915 по 1919 годы она снялась во множестве картин. Число ее работ за 5 лет превышает 40.

Еще в 1914 году Вера приняла участие в кастинге компании «В.Г. Талдыкин и Ко», но ее заметило другое предприятие по производству немого кино. Владимир Гардин заметил прекрасную девушку, которая, по его мнению, эффектно могла бы смотреться на экранах.

Актриса приняла участие в съемках картины «Анна Каренина» по сюжету произведения Толстого. Ей досталась эпизодическая роль итальянки. После этой работы сотрудничество Холодной и Гардина закончилось, так как владелец фирмы решил, что актриса слишком неопытная для дальнейших съемок.

Такое решение негативно отразилось в воспоминаниях Веры. Она подумала, что не сможет стать актрисой, потому что без опыта никому не нужна, а получить его невозможно из-за отсутствия предложений от режиссеров.

Привлекательная девушка постоянно посещала светские мероприятия. На одном из вечеров ее заметил знаменитый режиссер Евгений Бауэр. Он предложил ей роль в картине «Песнь торжествующей любви». Девушка не стала отказываться от предложения и появилась перед телезрителями в роли девушки-сомнабулы. Фильм получился успешным, а неопытная артистка тут же стала знаменитой.

В 1915 году она успела принять участие еще в нескольких работах — «Дети века», «Пробуждение», «В мире должна царить красота» и «Пламя неба». В 1916 году актриса получила главную роль в фильме «Жизнь за жизнь» После работы ее признали одной из самых востребованных звезд первой величины.

Девушка работала у Ханжонкова и успела за это время сняться в 30 картинах. Позднее она перебралась в фирму Дмитрия Харитонова, который предлагал ей более стоящие, по ее мнению, роли. В новом киноателье артистка стала получать в два раза больше предложений о съемках. Теперь уже ей приходилось выбирать, где стоит сниматься, а на какие работы тратить времени не нужно.

В картине «У камина» актриса сыграла вместе с известными личностями — Полонским и Максимовым. Зрители ярко встретили фильм, который рассказал о событиях в любовном треугольнике. Картине получила множество хвалебных отзывов и стала рекордной для дореволюционной кинематографии СССР.

Позднее свет увидел работу «Позабудь про камин, в нем погасли огни…». Картина вышла осенью 1917 года и наравне со следующей работой Холодной — «Молчи, грусть… Молчи…», собрала рекордные кассовые сборы.

Читайте также:
Писательница Оксана Робски – биография и лучшие фото

Во время Первой мировой войны девушка выступала на благотворительных концертах и делала подарки для солдат и их семей. Она радовала людей в суровые годы войны и была кумиров миллионов. После того как состоялась премьера фильма «Живой труп», Вере Холодной поступило предложение от Константина Станиславского с предложением стать актрисой основной театральной труппе МХТ имени Чехова.

Вместе с этим режиссер предложил девушке занять главную роль в спектакле «Гроза», но заявил, что над образом Катерины придется работать годами. Девушка ответила постановщику отказом, так как ее съемочный график не позволял ей сделать даже несколько дневных перерывов.

В конце 1918 года об актрисе узнали и за рубежом. Ей стали поступать приглашения от французов, на которые она отвечала постоянными отказами. В конце 1918 года состоялись премьеры таких работ, как «Азра», «Последнее танго», «Княжна Тараканова» и «Женщина, которая изобрела любовь».

Личная жизнь

Личная жизнь привлекательной актрисы всегда являлась предметом обсуждения. Поклонники постоянно следили за тем, с кем Вера появляется в свете. Ее законным супругом стал Владимир Холодный. После знакомства с молодым юристом у них завязались крепкие романтические отношения.

После окончания школы Вера приняла его предложение руки и сердца и вступила в брак. Мужчина увлекался спортом и был ценителем гоночных автомобилей. После свадьбы Вера Васильевна взяла фамилию мужа, с которой и прославилась. Супругу подарила мужу дочь, которую они назвали Евгенией.

Через несколько лет в их семье появился второй ребенок. Дочь Нонну Вера и Владимир удочерили. Их решение было обоюдным. В 1915 году шли тяжелые сражения Первой мировой войны. Холодный принимал в них активное участие. Он сражался за Родину и в одном из боев был тяжело ранен в ногу. За заслуги перед Отечеством мужчина получил золотое оружие.

Смерть артистки

В 1919 году Вера Васильевна приехала на съемки «Княжны Таракановой» вместе с дочкой. Она провела в Одессе больше 6 месяцев и заболела тяжелой болезнью. Ей казалось, что она переносит обычную простуду, от которой можно избавиться за несколько дней, но ситуация оказалась более плачевной. Врачи диагностировали у актрисы «испанку».

Вера Васильевна не смогла справиться с вирусом и слегла. 17 февраля 1919 года ее сердце перестало биться. Врачи назвали причиной смерти тяжелые симптомы «испанки». Тело актрисы вскрывать не стали. Ее забальзамировали и похоронили на первом христианском кладбище Одессы, а затем перевезли в Москву. Попрощаться с великой Верой Холодной приехали поклонники из разных городов.

Звезда «Великого немого» Вера Холодная: 9 лет счастья со страхом потери

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Не от мира сего

В семье Василия Андреевича и Екатерины Сергеевны Левченко подрастали три дочери: Вера, Надежда и Софья. Старшая, Вера, всегда держалась особняком, и даже сёстры немного сторонились её. Она играла в тихие игры, не шалила и не баловалась, часто бывала грустна и серьёзна. При этом Вера не доставляла родителям никаких хлопот, а потом вдруг заявила о своём желании стать балериной.

Мама, решив, что дочь с её телосложением точно не поступит, отвела девочку в балетное училище при Большом театре. Но Вера, к удивлению, успешно прошла конкурс и была зачислена. Она усердно занималась, но вскоре бабушка будущей актрисы закатила грандиозный скандал. По её мнению, девочке из приличной семьи не пристало скакать на сцене. Вся семья зависела от бабушки материально, и Вере пришлось вернуться в обычную гимназию.

Вера стала снова посещать частную гимназию Перепёлкиной, а параллельно увлекалась теннисом, игрой на фортепиано и пением. Она неизменно становилась участницей всех гимназических концертов, где читала стихи и выступала в самодеятельных постановках.

Ей было 10, когда внезапно умер от холеры отец. Мама, и так не отличавшаяся крепким здоровьем, слегла на какое-то время. И на неокрепшие плечи Веры легла забота о младших сёстрах. Софья вспоминала позже: Вера была очень доброй, всегда заботилась о ней и даже помогла поступить в балетное училище, когда заметила её склонность к танцам.

В 15-летнем возрасте девушка побывала на спектакле с участием Веры Комиссаржевской и совершенно потеряла покой. Впечатлительная гимназистка заболела в прямом смысле слова: у неё поднялась температура. Врач посоветовал родным Веры оберегать её от столь ярких эмоций. Впрочем, после выздоровления она уже не решалась признаться матери и бабушке в том, что по-прежнему грезит сценой.

Счастье и страх потери

В 1910 Вера Васильевна закончила гимназию. Выпускной бал во всех отношениях оказался для неё счастливым: именно там она впервые увидела Владимира Холодного. Он был юристом, увлекался автогонками, и вообще был человеком весьма привлекательным и перспективным.

Весь вечер Вера Левченко танцевала со своим кавалером и окончательно уверилась в его привлекательности после того, как он стал вдохновенно читать ей стихи Николая Гумилёва. Молодые люди смотрели друг на друга влюблёнными глазами и уже вскоре после бала заявили родителям о своём намерении создать семью. В том же году они обвенчались.

Невеста на свадьбе была чуть грустна. Она почему-то была уверена, что такое счастье не может быть долгим. Через два года после венчания у супругов родилась дочь Евгения. Роды были крайне тяжёлыми, и врачи не рекомендовали молодой женщине рожать хотя бы несколько лет. Вера и Владимир Холодные оба мечтали о большой семье и, когда их девочке исполнился годик, они удочерили маленькую Нонну.

Когда же Вера получила свою первую большую роль в кино, она стала совершенно счастлива и, кажется, даже забыла обо всех дурных предчувствиях, мучивших её много лет. У неё была замечательная семья, мама и сёстры помогали ей воспитывать детей, а она безостановочно снималась. До настоящего времени дошло всего несколько картин с участием Веры Холодной. Она же снималась в год, по разным данным, в 10-13 картинах.

Когда началась Первая мировая война, супруг актрисы отправился на фронт, где и был тяжело ранен в 1915 году. Тогда Вера посвятила себя тому, чтобы выходить мужа. Она разрывалась между необходимостью выполнять условия контракта и своим долгом жены. Несмотря на нехватку времени и чрезмерную усталость, она старалась быть заботливой женой и мамой.

Читайте также:
Стиль английской королевы Елизаветы II

Торопившаяся жить

Вера Холодная была на пике популярности. Она много снималась, везде продавались открытки с её фотографиями. Отказалась она лишь от театра, не имея возможности выделять столько времени на репетиции и прогоны. Она словно спешила всё в этой жизни успеть.

Актрису наперебой приглашали зарубежные киностудии, но она твёрдо решила остаться в России. Даже в тяжёлые и голодные революционные годы она продолжала сниматься в кино. В 1919 году она оказалась в Одессе, где снималась в киноателье Дмитрия Харитонова. И выступала с концертами в холодных залах. Где и как она могла подхватить вирус испанки, остаётся загадкой. Утверждалось, будто эпидемия этой болезни в Одессе прекратилась за несколько месяцев до прибытия актрисы в город.

Тем не менее, страшный вирус поразил актрису. Дело осложнилось жесточайшей пневмонией, а все попытки врачей спасти всенародную любимицу успехом не увенчались. Скоропалительная смерть Веры Холодной породила множество версий и слухов, начиная от устранения то ли большевиками, то ли белогвардейцами, и до отравления, на которое решился отвергнутый поклонник. Однако никто эти версии не опровергал и не доказывал. Гроб с телом великой актрисы поставили в склепе в Одессе, намереваясь перевезти его в Москву. Однако в 1932 году кладбище, где покоился прах Веры Холодной, было ликвидировано, а её останки утрачены.

Владимир Холодный ненадолго пережил свою супругу. После её смерти он никак не мог смириться с утратой, часто говорил, будто бы ждёт весточку от любимой Веры. Но в конце 1919 года его арестовали, а после расстреляли.

Судьба обеих дочерей Веры и Владимира Холодных оказалась куда более счастливой. Их удочерила Надежда, сестра Веры Васильевны. Она же после брака с греческим подданным в 1920-е годы выехала с Евгенией и Нонной в Стамбул. Много лет спустя Евгения и Нонна переедут в США и буду жить, храня воспоминания о родителях, которые ушли из жизни слишком рано…

Никто не мог предположить, что полтавчанка Вера Левченко станет известной кинодивой, первой суперпопулярной звездой русского немого кино. Когда Вера собралась поступать в балетное училище, ее мать называла ее «полтавской галушкой» и не верила в то, что она сможет иметь успех на сцене. Режиссеры не видели в ней выдающихся способностей. Вопреки всем сомнениям Вера Холодная добилась успеха и за свой короткий жизненный путь – всего 26 лет, из которых только 4 года она снималась в кино, – сумела прославиться на всю страну.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вера Холодная: трагическая судьба «королевы экрана»

16 февраля 1919 года в Одессе скончалась знаменитая русская актриса Вера Холодная. Ее неожиданная смерть, наступившая из-за гриппа, породила целый ряд слухов и домыслов. За свою недолгую кинокарьеру Холодная сыграла более 30 ролей в фильмах, которые принесли ей известность не только в Российской империи, но и во всем мире. Благодаря своей врожденной артистичности, яркой внешности и безупречному вкусу Вера Холодная по праву считается «королевой экрана» и законодательницей мод своего времени. В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем и недолгой кинокарьере, жизни и семейных отношениях великой актрисы Веры Холодной.

Этой женщине с глазами библейской мученицы и капризным ртом — королеве русского немого кино Вере Холодной — было отпущено только 26 лет. Из них она снималась всего четыре (!) года, но ее до сих пор не просто помнят — ее почитают, о ней самой снимают фильмы («Раба любви» — это о ней.)

Какую колдовскую силу пускала в ход эта женщина, чтобы заставить народ в самый разгар Первой мировой войны валом валить в синематограф на салонные мелодрамы? И кто еще, кроме нее, в смутном семнадцатом году обеспечил бы прокатчикам полные сборы от мелодраматического шедевра «Позабудь про камин, в нем погасли огни»? Кем же была легендарная Вера Холодная в действительности? Рабой любви? Женщиной-вамп? Просто фантастически красивой натурщицей?

Иные воздыхатели умерли бы на месте, узнав, что их кумир родился не «под звездным небом Аргентины», а в Малороссии и что за сказочный аппетит мать звала дочку «полтавской галушкой». Семья преподавателя гимназии Василия Андреевича Левченко переехала в Москву в 1895 году, когда Верочке было два года. Здесь, в доме, расположенном одном из Кисловских переулков, и прошло детство будущей королевы немого кино.

Верочку, старшую из детей, в семье считали тихоней и слишком послушной. При этом сестры Надя и Соня немного побаивались ее, до самозабвения мечтательную и словно не от мира сего. Надя, делая страшные глаза, шепотом говорила Соне: «Смотри, Вера опять разговаривает сама с собой!» Однажды девочки подслушали, как их старшая сестра с упоением и драматизмом, бурно жестикулируя, пересказывает куклам историю о морских приключениях, которыми Вера зачитывалась с шести лет.

А еще Верочка обожала танцевать и уговорила маму отдать ее в балетное училище Большого театра. Приняли девочку сразу: в любом ее движении сквозили грация и изящество. Будущее примы-балерины было ей обеспечено. Но вмешалась властная бабушка Екатерина Владимировна, считавшая балет неприемлемым занятием для девушки из порядочной семьи. Вера орошала слезами подушку, но делать было нечего — пришлось вернуться в гимназию.

Вскоре родные Веры поняли, что она и на самом деле не такая, как все. Пятнадцатилетняя Вера побывала на спектакле «Франческа да Римини» Габриеле д’Аннунцио. В главной роли блистала императрица российского драматического театра Вера Комиссаржевская. А в это время другая Вера, которая вскоре станет не менее знаменита, буквально задыхалась от обилия впечатлений.

Вернувшись из театра домой, она сделалась замкнутой, ночью у нее поднялась высокая температура: горячка не отпускала девочку целую неделю. Семейный врач объяснил родителям, что их дочь чересчур впечатлительна и склонна к меланхолии. Ей нельзя слишком много читать и. мечтать. С тех пор родители заставляли Веру зимой ходить с сестрами на каток, а летом играть в теннис на зеленоградской даче. Как же она не любила эти дурацкие спортивные игры!

Читайте также:
Виктория Бекхэм – Адамс, ее стиль и платья

Верный рыцарь

На выпускном балу с очаровательной Верочкой Левченко весь вечер протанцевал молодой красивый юрист Владимир Григорьевич Холодный. А под конец он увлек ее в дальний уголок актового зала и стал читать стихи своего любимого Гумилева. Так Владимир нашел ключ к ее душе — странной, необычной и будто совершенно отрешенной от всего повседневного.

Вера увидела в нем своего верного рыцаря, который в отличие от всех ее близких сумеет помочь ей не просто жить, а как бы парить над жизнью. Она и не думала скрывать своей влюбленности в юриста. «Хотя бы дождалась, когда он первый тебе признается», — с укоризной говорила Вере сестра Соня. Но Вера торопилась жить так, будто знала, что судьбой ей отпущено совсем мало лет.

На свадьбу, состоявшуюся в том же 1910 году, собралось огромное количество родственников с обеих сторон. Брат Владимира Холодного — Алексей, известный музыкальный критик, отведя жениха в сторону, спросил, почему так грустна и молчалива юная невеста. Владимир не знал, что ответить. Он и сам недоумевал: почему? А Веру просто тяготило шумное застолье, прозаичные, шутливо-грубоватые тосты гостей. Такая преамбула совершенно не сочеталась с ее идеальной романтической любовью.

Вырвавшись из родительского дома на волю, Вера каждый вечер увлекала мужа в театр. В 10-е годы в Москве действительно было на кого посмотреть: М. Н. Ермолова, И. М. Москвин, А. Г. Коонен, М. А. Чехов, Сара Бернар. Но чаще всего ходили в синематограф «Буфф», что на Садовой. Изобретение братьев Люмьер только-только начинало обретать популярность в стране.

Как раз в 1910 году на российских экранах появилась картина «Бездна» с Астой Нильсен. Холодного прямо-таки пугала та страсть, с которой Вера стремилась попасть на все картины с участием датской актрисы. Дома Вера неподвижно застывала перед зеркалом и подолгу смотрела на свое отражение. «Такая жизнь дальше продолжаться не может, — решил Холодный. — Вере надо заняться чем-то реальным, иначе ее вечные грезы наяву плохо кончатся».

Когда в 1912 году у Веры родилась дочь Евгения, муж вздохнул с облегчением — теперь-то она наконец займется настоящим женским делом, некогда будет мечтать. Еще через год Владимир уговорил жену взять на воспитание приемную дочь Нонну. Вера — покорная жена. Она никогда не спорит и трогательно заботится об обоих детях.
Но в ее огромных глазах поселяется разочарованность. Вскоре к Холодным переезжает мать Веры — Екатерина Сергеевна с двумя дочерьми. Владимир Григорьевич и рад и не очень. Теперь домашнее хозяйство ляжет полностью на тещу, а чем займется Вера?

Королева теней

. Режиссер В. Гардин заметил красивую брюнетку из окна своего кабинета. Она шла со стороны Александровского вокзала по Тверской-Ямской. Когда незнакомка прошла в его кабинет, режиссер испытал некое смутное беспокойство: в красоте этой женщины таилось нечто манящее и отравляющее одновременно. Она сказала, что никогда нигде не играла, но хочет, чтобы он дал ей роль на экране. «Но нам нужны актрисы, а не просто красавицы», — заметил Гардин. Странная девушка смотрела ему прямо в глаза: «Мне очень нужна роль». Отказать ей совсем, бесповоротно он тоже почему-то не мог. В результате Гардин вручил ей письмо к режиссеру Евгению Бауэру на фирму «Ханжонков и К°». Имя Ханжонкова знали все.

Он был самым преуспевающим кино-фабрикантом тогдашней России. У матери Веры лицо вытянулось от недоумения и отчаяния: вот уже год продолжалась война России с Германией, и единственного кормильца семьи Владимира Холодного призвали на фронт. Вся надежда была на Веру.

Но, оставшись без остерегающей руки мужа, она вон что задумала — в актерки подалась, да не в нормальный театр, а в этот. театр теней, как называли в те времена кинематограф. Конечно, мать даже не могла представить, к чему приведет беспечный поступок дочери. После первых же двух фильмов Евгения Бауэра — «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба» (1915) — Вера Холодная загипнотизировала всю Россию.

Ради того, чтобы посмотреть на нее, люди выстраивались в колоссальные очереди. Такого молодое кино в России еще не знало. В Харькове, например, во время столпотворения в кинотеатре «Ампир» были разбиты все окна, двери сорваны с петель, и для того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун.

И подобный ажиотаж творился по всей стране. Благодаря Вере Холодной люди неожиданно распробовали странный наркотик под названием «кино». За умеренную плату эта красавица уводила за собой в мир грез, и люди жаждали повторения «аттракциона» снова и снова. Холодная не могла поверить в такой успех: ведь она не Ермолова, не Коонен, не Бернар, наконец.

Часто Вера одевалась так, чтобы ее никто не узнал, брала сестру Соню, и они отправлялись в самый отдаленный кинотеатр Москвы — наблюдать за реакцией зрителей. Она со страхом говорила сестре: «Ты знаешь, у меня такое чувство, что меня живой вообще не существует. То, чем они восхищаются, — ведь это не я.

Это всего лишь моя тень». Но в ее голосе слышался не только ужас, но и странное удовлетворение. Среди условно-идеальных, романтичных, изысканных декораций павильона Бауэра стремление Веры убежать от серой обыденности вдруг стало реальностью. Здесь она чувствовала себя гораздо лучше, чем дома, с детьми, среди домашних дел.

Для своих близких Вера действительно постепенно превратилась в призрак, который теперь они встречали только поздними вечерами, когда она возвращалась с очередных съемок. За четыре года Холодная снялась почти в восьми десятках лент! Отныне ее дом на Басманной всегда осаждала толпа поклонников.

Вера никому не могла отказать в автографе. Как бы она ни устала, она всегда соглашалась на интервью. Вообще она относилась к своей особе так, словно уже себе не принадлежала, и в самом деле стала всеобщим достоянием. К примеру, в один из выходных дней, когда маленькие дочки так рассчитывали на ее столь редко выпадавшее им внимание, Вера разрешила какому-то обожателю снимать себя допотопным фотоаппаратом. Съемки заняли весь день — полдня горелюбитель только свой аппарат устанавливал.

Горе и снова любовь

От выдуманной жизни Веру сумело оторвать лишь горе. Летом 1915 года пришло известие, что поручик Холодный тяжело ранен под Варшавой и положение его очень серьезно. Мать Веры боялась, что из-за работы дочь не поедет в госпиталь к мужу. Но в Вере пробудилась верная жена, и, отправившись на фронт, она целый месяц провела у постели Владимира. Он был беспредельно счастлив. Расспрашивал о семье, о детях. А Вера то и дело сбивалась на рассказы о сценариях, о съемках.

Читайте также:
Лучшие фото Грейс Келли

Наблюдая лихорадочный блеск в ее глазах, муж понял, что царство теней выиграло у него битву за Веру. Он только сказал ей: «Ты все-таки не забывай о детях. Им ведь нужна реальная мать». Как только здоровье мужа немного улучшилось — Вера тотчас поспешила в Москву.

Тем временем фильмы с ее участием приносили огромные прибыли. Только один кинотеатр давал в год фирме Ханжонкова фантастическую по тем временам сумму — 50 тысяч рублей. Вере предлагали уехать в Европу, сулили огромные гонорары. Но ей казалась нелепой мысль об отъезде. Куда? Зачем? Здесь у нее все есть и ее все устраивает.

У нее, разумеется, всегда был легион поклонников. В Холодную влюблялись все, с кем она работала, сталкивалась, на кого бросала случайный взгляд: В. Максимов, О. Рунич, говорят, даже сам Станиславский, предлагавший ей перейти в труппу его театра. Она купалась в обожании, но. никогда физически не изменила мужу. «Рабой любви» она была только на экране. А главное — ее фантазии были для нее гораздо большей реальностью, чем сама реальность. Она обожала платонические романы.

Однажды никому не известный худой солдат привез Вере с фронта письмо от мужа, а потом стал приходить каждый день. Просто садился и не сводил с нее глаз. Этим солдатом оказался Александр Вертинский. Он тоже был в нее безнадежно влюблен, посвящал ей песни. Вера отвечала ему своеобразной взаимностью. Как-то Вертинский и Холодная выступали в одном из московских госпиталей.

Все недоумевали — какой номер могут исполнить вместе невзрачный солдат и шикарная красавица? И вдруг эта пара стала танцевать танго. В этом танце высказалась вся их нереализованная любовь друг к другу, их взаимное восхищение, печаль. С Вертинским, как и со всеми ее поклонниками, Веру Холодную связывал не роман, а гораздо больше ее волнующая возможность романа и любви.

«Ваши пальцы пахнут ладаном»

Вера не заметила перемен, происшедших в 1917 году. Ей было некогда. Летом 1918 года, чтобы закончить натурные съемки фильмов «Княжна Тараканова» и «Цыганка Аза», Вера вместе в режиссером П. Чардыниным выезжает на юг. С собой она взяла дочку Женю, маму и младшую сестру. Едва оправившийся от ранения муж остался в Москве. Все были уверены, что скоро вернутся в Москву.

Одесса была тогда оккупирована армией Антанты, власть менялась не по дням, а по часам. Съемки, концерты. И вдруг 17 февраля 1919 года — непостижимое известие: Вера Холодная скончалась. В возрасте 26 лет.

По стране мгновенно поползли зловещие слухи: ее погубил из ревности влюбленный в нее французский консул, прислав букет отравленных белых лилий; ее убили белые за то, что она была красной разведчицей; ее убили красные за то, что. На самом деле в ноябре 1918 года у Холодной случилась острая форма ангины. А в гостинице «Бристоль», где она жила, температура не поднималась выше минуса девяти.

Ангина перешла в вирусную «испанку», от которой тогда не было лекарств. Врачи и близкие, находившиеся у постели больной, рассказывали, что даже умирая, Вера. будто играла сцену смерти. Чувствуя, что ее минуты сочтены, она позвала из соседней комнаты свою дочь Женю, величественным жестом велела ей опуститься на колени, положила руку девочке на голову и грудным и прочувствованным голосом благословила ее.

После чего, грациозно откинувшись на подушки, Вера Холодная ушла в то царство теней, из которого уже не возвращаются. Ее лицо было абсолютно спокойно. «Ваши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо вам, никого теперь не жаль», — написал Вертинский.

Через три дня после ее смерти на экраны вышла кинохроника П. Чардынина «Похороны Веры Холодной». Сестра Веры Софья вспоминает, что, глядя на эти кадры, даже близких пробирал холодок ужаса: была ли Вера Холодная реальной женщиной или она существовала только на экране?

P. S. Как бы там ни было, но в потустороннем мире Вера Холодная словно не пожелала оставаться одна. Влечь к себе она умела. Даже после смерти. Через несколько месяцев после ее кончины сгорели от тифа сначала ее мать, а потом и ее муж. Кстати, вскоре исчез последний земной след этой загадочной женщины — Веры Холодной: в 1931 году одесское кладбище, где похоронили актрису, было превращено в парк. Опеку над малолетними дочерьми актрисы приняла на себя двоюродная сестра Веры. Позже она вышла замуж за болгарина и увезла девочек к нему на родину

Вера Холодная: трагическая судьба «королевы экрана»

16 февраля 1919 года в Одессе скончалась знаменитая русская актриса Вера Холодная. Ее неожиданная смерть, наступившая из-за гриппа, породила целый ряд слухов и домыслов. За свою недолгую кинокарьеру Холодная сыграла более 30 ролей в фильмах, которые принесли ей известность не только в Российской империи, но и во всем мире. Благодаря своей врожденной артистичности, яркой внешности и безупречному вкусу Вера Холодная по праву считается «королевой экрана» и законодательницей мод своего времени. В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем и недолгой кинокарьере, жизни и семейных отношениях великой актрисы Веры Холодной.

Этой женщине с глазами библейской мученицы и капризным ртом — королеве русского немого кино Вере Холодной — было отпущено только 26 лет. Из них она снималась всего четыре (!) года, но ее до сих пор не просто помнят — ее почитают, о ней самой снимают фильмы («Раба любви» — это о ней.)

Какую колдовскую силу пускала в ход эта женщина, чтобы заставить народ в самый разгар Первой мировой войны валом валить в синематограф на салонные мелодрамы? И кто еще, кроме нее, в смутном семнадцатом году обеспечил бы прокатчикам полные сборы от мелодраматического шедевра «Позабудь про камин, в нем погасли огни»? Кем же была легендарная Вера Холодная в действительности? Рабой любви? Женщиной-вамп? Просто фантастически красивой натурщицей?

Читайте также:
Цитаты и афоризмы от Коко Шанель на русском

Иные воздыхатели умерли бы на месте, узнав, что их кумир родился не «под звездным небом Аргентины», а в Малороссии и что за сказочный аппетит мать звала дочку «полтавской галушкой». Семья преподавателя гимназии Василия Андреевича Левченко переехала в Москву в 1895 году, когда Верочке было два года. Здесь, в доме, расположенном одном из Кисловских переулков, и прошло детство будущей королевы немого кино.

Верочку, старшую из детей, в семье считали тихоней и слишком послушной. При этом сестры Надя и Соня немного побаивались ее, до самозабвения мечтательную и словно не от мира сего. Надя, делая страшные глаза, шепотом говорила Соне: «Смотри, Вера опять разговаривает сама с собой!» Однажды девочки подслушали, как их старшая сестра с упоением и драматизмом, бурно жестикулируя, пересказывает куклам историю о морских приключениях, которыми Вера зачитывалась с шести лет.

А еще Верочка обожала танцевать и уговорила маму отдать ее в балетное училище Большого театра. Приняли девочку сразу: в любом ее движении сквозили грация и изящество. Будущее примы-балерины было ей обеспечено. Но вмешалась властная бабушка Екатерина Владимировна, считавшая балет неприемлемым занятием для девушки из порядочной семьи. Вера орошала слезами подушку, но делать было нечего — пришлось вернуться в гимназию.

Вскоре родные Веры поняли, что она и на самом деле не такая, как все. Пятнадцатилетняя Вера побывала на спектакле «Франческа да Римини» Габриеле д’Аннунцио. В главной роли блистала императрица российского драматического театра Вера Комиссаржевская. А в это время другая Вера, которая вскоре станет не менее знаменита, буквально задыхалась от обилия впечатлений.

Вернувшись из театра домой, она сделалась замкнутой, ночью у нее поднялась высокая температура: горячка не отпускала девочку целую неделю. Семейный врач объяснил родителям, что их дочь чересчур впечатлительна и склонна к меланхолии. Ей нельзя слишком много читать и. мечтать. С тех пор родители заставляли Веру зимой ходить с сестрами на каток, а летом играть в теннис на зеленоградской даче. Как же она не любила эти дурацкие спортивные игры!

Верный рыцарь
На выпускном балу с очаровательной Верочкой Левченко весь вечер протанцевал молодой красивый юрист Владимир Григорьевич Холодный. А под конец он увлек ее в дальний уголок актового зала и стал читать стихи своего любимого Гумилева. Так Владимир нашел ключ к ее душе — странной, необычной и будто совершенно отрешенной от всего повседневного.

Вера увидела в нем своего верного рыцаря, который в отличие от всех ее близких сумеет помочь ей не просто жить, а как бы парить над жизнью. Она и не думала скрывать своей влюбленности в юриста. «Хотя бы дождалась, когда он первый тебе признается», — с укоризной говорила Вере сестра Соня. Но Вера торопилась жить так, будто знала, что судьбой ей отпущено совсем мало лет.

На свадьбу, состоявшуюся в том же 1910 году, собралось огромное количество родственников с обеих сторон. Брат Владимира Холодного — Алексей, известный музыкальный критик, отведя жениха в сторону, спросил, почему так грустна и молчалива юная невеста. Владимир не знал, что ответить. Он и сам недоумевал: почему? А Веру просто тяготило шумное застолье, прозаичные, шутливо-грубоватые тосты гостей. Такая преамбула совершенно не сочеталась с ее идеальной романтической любовью.

Вырвавшись из родительского дома на волю, Вера каждый вечер увлекала мужа в театр. В 10-е годы в Москве действительно было на кого посмотреть: М. Н. Ермолова, И. М. Москвин, А. Г. Коонен, М. А. Чехов, Сара Бернар. Но чаще всего ходили в синематограф «Буфф», что на Садовой. Изобретение братьев Люмьер только-только начинало обретать популярность в стране.

Как раз в 1910 году на российских экранах появилась картина «Бездна» с Астой Нильсен. Холодного прямо-таки пугала та страсть, с которой Вера стремилась попасть на все картины с участием датской актрисы. Дома Вера неподвижно застывала перед зеркалом и подолгу смотрела на свое отражение. «Такая жизнь дальше продолжаться не может, — решил Холодный. — Вере надо заняться чем-то реальным, иначе ее вечные грезы наяву плохо кончатся».

Когда в 1912 году у Веры родилась дочь Евгения, муж вздохнул с облегчением — теперь-то она наконец займется настоящим женским делом, некогда будет мечтать. Еще через год Владимир уговорил жену взять на воспитание приемную дочь Нонну. Вера — покорная жена. Она никогда не спорит и трогательно заботится об обоих детях.
Но в ее огромных глазах поселяется разочарованность. Вскоре к Холодным переезжает мать Веры — Екатерина Сергеевна с двумя дочерьми. Владимир Григорьевич и рад и не очень. Теперь домашнее хозяйство ляжет полностью на тещу, а чем займется Вера?

Королева теней
. Режиссер В. Гардин заметил красивую брюнетку из окна своего кабинета. Она шла со стороны Александровского вокзала по Тверской-Ямской. Когда незнакомка прошла в его кабинет, режиссер испытал некое смутное беспокойство: в красоте этой женщины таилось нечто манящее и отравляющее одновременно. Она сказала, что никогда нигде не играла, но хочет, чтобы он дал ей роль на экране. «Но нам нужны актрисы, а не просто красавицы», — заметил Гардин. Странная девушка смотрела ему прямо в глаза: «Мне очень нужна роль». Отказать ей совсем, бесповоротно он тоже почему-то не мог. В результате Гардин вручил ей письмо к режиссеру Евгению Бауэру на фирму «Ханжонков и К°». Имя Ханжонкова знали все.

Он был самым преуспевающим кино-фабрикантом тогдашней России. У матери Веры лицо вытянулось от недоумения и отчаяния: вот уже год продолжалась война России с Германией, и единственного кормильца семьи Владимира Холодного призвали на фронт. Вся надежда была на Веру.

Но, оставшись без остерегающей руки мужа, она вон что задумала — в актерки подалась, да не в нормальный театр, а в этот. театр теней, как называли в те времена кинематограф. Конечно, мать даже не могла представить, к чему приведет беспечный поступок дочери. После первых же двух фильмов Евгения Бауэра — «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба» (1915) — Вера Холодная загипнотизировала всю Россию.

Читайте также:
Детские фото принцесс Элизабет и Маргарет

Ради того, чтобы посмотреть на нее, люди выстраивались в колоссальные очереди. Такого молодое кино в России еще не знало. В Харькове, например, во время столпотворения в кинотеатре «Ампир» были разбиты все окна, двери сорваны с петель, и для того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун.

И подобный ажиотаж творился по всей стране. Благодаря Вере Холодной люди неожиданно распробовали странный наркотик под названием «кино». За умеренную плату эта красавица уводила за собой в мир грез, и люди жаждали повторения «аттракциона» снова и снова. Холодная не могла поверить в такой успех: ведь она не Ермолова, не Коонен, не Бернар, наконец.

Часто Вера одевалась так, чтобы ее никто не узнал, брала сестру Соню, и они отправлялись в самый отдаленный кинотеатр Москвы — наблюдать за реакцией зрителей. Она со страхом говорила сестре: «Ты знаешь, у меня такое чувство, что меня живой вообще не существует. То, чем они восхищаются, — ведь это не я -это всего лишь моя тень. Но в ее голосе слышался не только ужас, но и странное удовлетворение. Среди условно-идеальных, романтичных, изысканных декораций павильона Бауэра стремление Веры убежать от серой обыденности вдруг стало реальностью. Здесь она чувствовала себя гораздо лучше, чем дома, с детьми, среди домашних дел.

Для своих близких Вера действительно постепенно превратилась в призрак, который теперь они встречали только поздними вечерами, когда она возвращалась с очередных съемок. За четыре года Холодная снялась почти в восьми десятках лент! Отныне ее дом на Басманной всегда осаждала толпа поклонников.

Вера никому не могла отказать в автографе. Как бы она ни устала, она всегда соглашалась на интервью. Вообще она относилась к своей особе так, словно уже себе не принадлежала, и в самом деле стала всеобщим достоянием. К примеру, в один из выходных дней, когда маленькие дочки так рассчитывали на ее столь редко выпадавшее им внимание, Вера разрешила какому-то обожателю снимать себя допотопным фотоаппаратом. Съемки заняли весь день — полдня горелюбитель только свой аппарат устанавливал.

Горе и снова любовь
От выдуманной жизни Веру сумело оторвать лишь горе. Летом 1915 года пришло известие, что поручик Холодный тяжело ранен под Варшавой и положение его очень серьезно. Мать Веры боялась, что из-за работы дочь не поедет в госпиталь к мужу. Но в Вере пробудилась верная жена, и, отправившись на фронт, она целый месяц провела у постели Владимира. Он был беспредельно счастлив. Расспрашивал о семье, о детях. А Вера то и дело сбивалась на рассказы о сценариях, о съемках.

Наблюдая лихорадочный блеск в ее глазах, муж понял, что царство теней выиграло у него битву за Веру. Он только сказал ей: «Ты все-таки не забывай о детях. Им ведь нужна реальная мать». Как только здоровье мужа немного улучшилось — Вера тотчас поспешила в Москву.

Тем временем фильмы с ее участием приносили огромные прибыли. Только один кинотеатр давал в год фирме Ханжонкова фантастическую по тем временам сумму — 50 тысяч рублей. Вере предлагали уехать в Европу, сулили огромные гонорары. Но ей казалась нелепой мысль об отъезде. Куда? Зачем? Здесь у нее все есть и ее все устраивает.

У нее, разумеется, всегда был легион поклонников. В Холодную влюблялись все, с кем она работала, сталкивалась, на кого бросала случайный взгляд: В. Максимов, О. Рунич, говорят, даже сам Станиславский, предлагавший ей перейти в труппу его театра. Она купалась в обожании, но. никогда физически не изменила мужу. «Рабой любви» она была только на экране. А главное — ее фантазии были для нее гораздо большей реальностью, чем сама реальность. Она обожала платонические романы.

Однажды никому не известный худой солдат привез Вере с фронта письмо от мужа, а потом стал приходить каждый день. Просто садился и не сводил с нее глаз. Этим солдатом оказался Александр Вертинский. Он тоже был в нее безнадежно влюблен, посвящал ей песни. Вера отвечала ему своеобразной взаимностью. Как-то Вертинский и Холодная выступали в одном из московских госпиталей.

Все недоумевали — какой номер могут исполнить вместе невзрачный солдат и шикарная красавица? И вдруг эта пара стала танцевать танго. В этом танце высказалась вся их нереализованная любовь друг к другу, их взаимное восхищение, печаль. С Вертинским, как и со всеми ее поклонниками, Веру Холодную связывал не роман, а гораздо больше ее волнующая возможность романа и любви.

«Ваши пальцы пахнут ладаном»
Вера не заметила перемен, происшедших в 1917 году. Ей было некогда. Летом 1918 года, чтобы закончить натурные съемки фильмов «Княжна Тараканова» и «Цыганка Аза», Вера вместе в режиссером П. Чардыниным выезжает на юг. С собой она взяла дочку Женю, маму и младшую сестру. Едва оправившийся от ранения муж остался в Москве. Все были уверены, что скоро вернутся в Москву.

Одесса была тогда оккупирована армией Антанты, власть менялась не по дням, а по часам. Съемки, концерты. И вдруг 17 февраля 1919 года — непостижимое известие: Вера Холодная скончалась. В возрасте 26 лет.

По стране мгновенно поползли зловещие слухи: ее погубил из ревности влюбленный в нее французский консул, прислав букет отравленных белых лилий; ее убили белые за то, что она была красной разведчицей; ее убили красные за то, что. На самом деле в ноябре 1918 года у Холодной случилась острая форма ангины. А в гостинице «Бристоль», где она жила, температура не поднималась выше минуса девяти.

Ангина перешла в вирусную «испанку», от которой тогда не было лекарств. Врачи и близкие, находившиеся у постели больной, рассказывали, что даже умирая, Вера. будто играла сцену смерти. Чувствуя, что ее минуты сочтены, она позвала из соседней комнаты свою дочь Женю, величественным жестом велела ей опуститься на колени, положила руку девочке на голову и грудным и прочувствованным голосом благословила ее.

После чего, грациозно откинувшись на подушки, Вера Холодная ушла в то царство теней, из которого уже не возвращаются. Ее лицо было абсолютно спокойно. «Ваши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо вам, никого теперь не жаль», — написал Вертинский.

Читайте также:
Дизайнер Карл Лагерфельд

Через три дня после ее смерти на экраны вышла кинохроника П. Чардынина «Похороны Веры Холодной». Сестра Веры Софья вспоминает, что, глядя на эти кадры, даже близких пробирал холодок ужаса: была ли Вера Холодная реальной женщиной или она существовала только на экране?

P. S. Как бы там ни было, но в потустороннем мире Вера Холодная словно не пожелала оставаться одна. Влечь к себе она умела. Даже после смерти. Через несколько месяцев после ее кончины сгорели от тифа сначала ее мать, а потом и ее муж. Кстати, вскоре исчез последний земной след этой загадочной женщины — Веры Холодной: в 1931 году одесское кладбище, где похоронили актрису, было превращено в парк. Опеку над малолетними дочерьми актрисы приняла на себя двоюродная сестра Веры. Позже она вышла замуж за болгарина и увезла девочек к нему на родину.

Пэрис Хилтон возвращается – на волне интереса к нулевым

Пэрис Хилтон в рекламе Lanvin. В рекламе Coach. В рекламе Skims. В рекламе Valentino. На подиуме Savage × Fenty. На красной дорожке MTV Movie Awards. В новостях – с объявлением о помолвке (кажется, уже четвертой, но мы не уверены). Да что там – Пэрис Хилтон на обложке русского «Татлера»!

Можно подумать, что на дворе какой-нибудь 2007-й. Мир снова принадлежит блондинке в шоколаде, а мы – лишь мелкие деятели времен Пэрис Хилтон. Пэринессанс, как окрестили происходящее англоязычные остроумцы, совпал с пиком ностальгии по нулевым: классическая «бедная богатая девочка» в розовом мини вернулась как живое их воплощение.

Американцы говорят: «I walked so you could run». В смысле «я дал вам фору». Пэрис не спеша цокала каблучками, чтобы бежать вприпрыжку к статусу лиц поколения смогли сестрички Кардашьян–Дженнер, Эмили Ратаковски, «настоящие домохозяйки» многочисленных американских городов и весей, финалистки «Холостяка». В общем, все те, кто, как принято считать в парткомах русского и всех прочих фейсбуков, прославился не благодаря талантам или упорному труду, а скорее даже вопреки.

It-girl Пэрис Хилтон в своем доме в Беверли-Хиллз. Шелковое платье с отделкой из меха, SAINT LAURENT BY ANTHONY VACCARELLO. Здесь и далее: золотые серьги, кольца с бриллиантами и лунным камнем и кольцо с бриллиантами, все LOGAN HOLLOWELL JEWELRY.

Пэрис годами намекала, что не так глупа, даже рассекречивала настоящий голос.

Хотя сама по себе идея famous for being famous многим старше Хилтон. Читатели «Татлера» наверняка помнят как живую голливудскую кинодиву пятидесятых За За Габор, которая по иронии была одной из жен Конрада Хилтона, прадеда Пэрис и основателя отельной империи. О ее личной жизни тоже писали больше и интереснее, чем о профессиональной (магнат у дивы, к примеру, был вторым мужем из девяти). Однако именно Пэрис удалось превратить саму себя в стиль жизни. Еще не было в ходу слово «инфлюенсер», а она уже «продавала» велюровые костюмы Juicy Couture, кепки Von Dutch и джинсы с возмутительно низкой талией.

Была ли Пэрис героиней или антигероиней своего времени? Вопрос открытый. Она уводила парней (скажем, Ставроса Ниархоса у Мэри-Кейт Олсен), ругалась с подругами (реалити-шоу «Простая жизнь» закрылось в том числе из-за ссоры с Николь Ричи). Глумилась над Линдси Лохан (это отдельный жанр, как в 2021-м препарировать Ольгу Бузову), садилась за руль в нетрезвом виде, совсем не стеснялась своей привилегированности. Не забудем, не простим и то, как в одном из сезонов «Простой жизни» они с Николь пылесосом убирали с пола человеческий прах, которые сами же и рассыпали.

Те, кто подсел на иглу наблюдения за жизнью Хилтон, кажется, больше радовались ее провалам, нежели удачам. Но даже самые суровые критики признают сейчас, из умного 2021 -го: Пэрис, как и многие героини нулевых, пала жертвой мизогинии и агрессивной таблоидной культуры. Взять видео 1 Night in Paris далекого 2004-го: бойфренд Хилтон Рик Саломон снял их секс, для личных целей. По сегодняшним понятиям такая утечка называется revenge porn, за такое, случается, даже судят, а в приличном обществе так вообще руки не подают. Тогда же, в нулевых, как Пэрис только не называли (перечислять эпитеты на страницах «Татлера» нам запрещает Роскомнадзор). А ведь ей было немногим больше двадцати. «Когда все это случилось, люди вели себя очень жестоко по отношению ко мне, – вспоминает Хилтон. – Я плакала каждый божий день, не хотела выходить из дома, мне казалось, что моя жизнь кончена».

Топ и шорты из вискозы, все STEFANIA VAIDANI. Здесь и далее: золотое колье с бриллиантами, LOGAN HOLLOWELL JEWELRY.

Хилтон не раз говорила, что не хочет быть известной как чья-то внучка или дочь – только как Пэрис. И сумела построить личный бренд гораздо раньше того, как за это в инстаграме стал брать деньги последний костромской коуч. Существовал ли другой путь, в обход таблоидов? Стала бы Пэрис известна как Пэрис, если бы вела себя ну хоть как ее младшая сестра Ники Хилтон-Ротшильд (тоже, конечно, не монашка, но на фоне старшей – сама застенчивость)? Маловероятно. Пэрис годами намекала аудитории, что не так глупа. Даже регулярно рассекречивала свой настоящий голос – фирменный тонкий, почти детский она придумала специально для «Простой жизни». Но аудитория продолжала верить в сказку о недалекой избалованной наследнице – видимо, потому что именно в такой сказке и нуждалась. Да что там, нуждается по сей день. Сейчас смакует скандальные подробности жизни другой Пэрис – Джексон. Тоже, кстати, наследницы – короля поп-музыки.

В конце нулевых звезда Хилтон, взявшей от жизни все, даже двадцатитрехдневное тюремное заключение, как будто бы закатилась. Нет, Пэрис не исчезла, она все-таки праздник, который всегда с тобой. Диджеила, расширяла линию именных ароматов. Но с обложек, на которых провела почти десятилетие, сошла. Может быть, это закономерно. После кризиса 2007–2008 годов чрезмерность наконец стала очень дорогим удовольствием. Инстаграм из игрушки превратился в монстра и с аппетитом схрумкал мир таблоидов. Бывшие бойфренды и заклятые подружки остепенились и сменили амплуа. Но Пэрис менять свое явно не хотела – слишком много сил было вложено в построение бренда «Блондинка в шоколаде». К тому же в Америке пока нет Путина, переобуться в кандидата в президенты не так просто. Самое яркое, что случилось с Хилтон за две тысячи десятые, – косплей Ким Кардашьян в рекламной кампании Yeezy. Символично, что шоу главной девушки-бренда две тысячи десятых, Keeping Up With the Kardashians, запустили всего через два месяца после закрытия «Простой жизни» Пэрис. Ким, к слову, начинала как личный стилист Пэрис. А потом ее мама (так говорят, мы свечку не держали) слила в интернет видео с дочкой – разумеется, очень домашнее. Вот уж действительно: ученик превзошел учителя.

Читайте также:
Меган Фокс актриса и фотомодель

С женихом, бизнесменом Картером Реумом, 2021.

Но вот в сентябре 2020-го, который, казалось бы, удивил нас уже всем, чем мог, на ютьюбе разместили документальный фильм This is Paris – о настоящей Пэрис, без высокого голоса и голубых линз. «Я так привыкла играть персонажа, что мне тяжело быть нормальной», – говорит Хилтон. Но она пытается – хотя бы ради бизнеса: когда тебя считают куклой Барби, то не воспринимают всерьез даже на вечеринках во время ПМЭФ.

Фильм – это почти два часа исповеди. Пэрис рассказывает, как в школе-интернате для проблемных подростков, куда ее отправили родители, она подвергалась физическому и психологическому насилию и как сбежала оттуда в восемнадцать лет. Это, разумеется, заставило Америку взглянуть на биографию Хилтон под другим углом: может быть, в пучину светской жизни она бросилась не просто от скуки и избалованности, как принято было считать? Правда, пока одни сочувствовали Пэрис – надо же, богатые тоже плачут! – другие доставали пулемет. Острое на язык издание Jezebel и вовсе окрестило фильм пропагандой: уж в очень выгодном свете он выставляет свою героиню. Припомнили бедняжке нелестные высказывания о темнокожих (заранее приносим извинения за последующие цитаты: «Терпеть не могу черных парней. Я бы ни за что к такому не прикоснулась. Это мерзко»). О геях («Они отвратительны. У большинства из них наверняка СПИД. »). Не так давно Пэрис ляпнула о женщинах, которые рассказали о сексуальных домогательствах Дональда Трампа: «Думаю, они хотели привлечь к себе внимание и прославиться».

«Люди вели себя очень жестоко по отношению ко мне. Я плакала каждый божий день».

Да, реакция на домашнее видео с ее участием в наши дни была бы другой. Но и на эти ее слова тоже. Все это привело к любопытной дискуссии. С одной стороны, большинство людей действительно заслуживает второго шанса – особенно если, как намекает нам фильм, у их не всегда адекватного поведения есть причина. Но с другой стороны, не является ли прощение «прегрешений» Пэрис классическим примером все той же привилегированности богатых белых? Режиссеров выгоняют из многомиллионных проектов из-за твитов десятилетней давности, а камбэк Хилтон получает общественное одобрение?

Возможно, со временем Пэрис прокомментирует те свои некрасивые цитаты (она недавно объявила, что собирается писать вторую книгу о себе. Первая – Сonfessions of an Heiress: A Tongue-in-Chic Peek Behind the Pose – в 2004 году стала бестселлером). Или не прокомментирует. И то и то наверняка обеспечит ей новую журнальную обложку (может быть, даже «Татлера»). В какие все же интересные времена мы живем: чтобы о тебе писали, не надо даже в домашнем видео сниматься.

Пэрис Хилтон 40 лет. Как последнему столпу гламура удается держаться на плаву

Лучше всех феномен Пэрис Хилтон описывает сама Пэрис. Взять хотя бы фрагмент из ее интервью GQ 2006 года: интервьюер — то ли подкалывая старлетку, то ли искренне не понимая, спрашивает, мол, из чего состоит ее доход. «Я сама себе бренд», — лаконично отвечает блондинка. «Ты сама себе что?» — удивляется автор. Да-да, в нулевых понятие личный бренд было в зачатке и развивалось не в последнюю очередь благодаря Пэрис, только называлось длиннее — «famous for being famous».

«Я сама себе бренд, — спокойно повторила Хилтон. — Я выпускаю парфюм, косметику, обувь, в конце концов, моей семье принадлежат отели. Все это носит мое имя. За прошлый год я заработала, на минуточку, $200 млн, в то время как Джей Ло только $150 млн. Так что дела идут хорошо».

Пэрис, как царь Мидас, превращающая все, к чему ни прикоснется, в золото (не по качеству, но по монетизации), делала ставку еще и на музыкальную карьеру: в том же интервью заявляла, что обожает петь. Пожалуй, вокал — единственное, что не покорилось наследнице громкой фамилии, так и оставшись в разделе «хобби». Хотя стать певицей одного хита блондинке все-таки удалось: главный сингл Пэрис «Stars Are Blind», написанный Фернандо Гарибэем, работавшим с Уитни Хьюстон и Леди Гагой, занял 18-ю строчку чарта Billboard Hot 100, возглавил Billboard Dance Club Songs и долгим эхом раздается в поп-культуре двадцатых годов. Например, трек звучит в фильмах «Линн и Люси» и «Девушка, подающая надежды».

Вокальные излияния же последних лет Хилтон не особо удаются: так, в Spotify ее слушают чуть больше миллиона пользователей. Тот же «Stars are Blind» набирает 20 млн прослушиваний (что само по себе фиаско, особенно на фоне миллиардных прослушиваний у икон зуммеров вроде Дуа Липы), а клип двухгодичной давности «Best Friend’s Ass» не спасло даже участие давней подруги Пэрис Ким Кардашьян — жалкие 5 млн просмотров.

Благо, сценический гештальт блондинка в шоколаде закрыла диджеингом. Например, в 2014-м Пэрис заработала $1 млн за один сет на Ибице (прошли годы, и теперь селебрити-диджей стоит куда скромнее, от $75 тыс.) — конечно, платили не качественной музыки ради, а статуса для. Можно подумать, что Пэрис приглашают в качестве цирковой обезьянки или символа неугасающей ностальгии по нулевым, тем более в музыкальной индустрии ее едва ли когда-то воспринимали всерьез, но блондинка добралась до грандиозного фестиваля электронной музыки Tomorrowland, на котором выступила в 2019 году перед полумиллионной аудиторией.

Читайте также:
Сказочные и реальные Принцессы

К слову, этот эпизод — один из китов, на которых стоит документальный фильм «This is Paris», вышедший на ее YouTube-канале в сентябре 2020-го. В нем блондинка признается, что cет на Tomorrowland — важнейший в ее жизни.

Наверное, поэтому он, по законам жанра, омрачился расставанием с тогдашним бойфрендом Пэрис Алексом Новаковичем, который закатил сцену ревности за несколько минут до выхода на сцену. Хорошо, что сердечная драма Хилтон (вокруг девушки, понятное дело, всегда роились красавцы, в 25 лет Пэрис даже хвастала, что из 30 ухажеров спала всего с двумя — впрочем, не без последствий, к которым мы еще вернемся) сменилась довольно гротескной сценой, показывающей, что наследница нет-нет да отрывается от жизни. Экс-бойфренд во время ссоры повредил MacBook Pro Пэрис, и она, недолго думая, бросила его в гору таких же вышедших из строя ноутбуков: девушке, которая не надевает одно платье дважды, незачем ремонтировать технику.

Документалку вообще стоит рассмотреть подробнее, поскольку, во-первых, это самый масштабный продукт, выпущенный Пэрис за последнее время, а во-вторых, если не брать во внимание панегирический тон, она вскрывает розовую гламурную раковину Хилтон.

Итак, на одной чаше весов — некогда главная скандалистка США, героиня таблоидов, синоним плохого вкуса, за 20 лет трансформировавшаяся в социопатично-спокойную бизнесвумен и попутно (спасибо ей за это) сменившая кукольный писклявый голосок на свой природный. На другой — жертва с непроработанной детской травмой. Первая Пэрис отчеканивает: «Я не успокоюсь, пока не заработаю миллиард» (сейчас доход блондинки оценивается в $300 млн) и продолжает успешно эксплуатировать образ блондинки в шоколаде (спасибо генетической лотерее, в 40 Пэрис выглядит даже лучше, чем в золотые twenty-something). Вторая — натурально плачет в подушку, при этом не смывая макияжа, и рассказывает о ночном кошмаре, преследующем ее с 16 лет.

В «This Is Paris» it-girl впервые призналась, что ей пришлось пережить в пансионе для трудных подростков Provo Canyon. Кэти и Ричард Хилтон, будучи не в силах договориться с разбитной дочерью, прожигавшей юность и папины деньги в нью-йоркских клубах, насильно отправили ее в школу в штате Юта. По словам Пэрис, это скорее было похоже на тюрьму или на психиатрическую клинику из «Пролетая над гнездом кукушки». Подростков пичкали неизвестными таблетками (скорее всего, седативами), надзиратели не спускали с подопечных глаз даже в душе (Хилтон считает, детская уязвимость доставляла им особое удовольствие), а за провинность закрывали на сутки в карцере без еды и воды.

Судя по реакции Кэти Хилтон, дочь и в самом деле молчала больше 20 лет. После выхода фильма слова Хилтон подтвердила актриса Дрю Бэрримор, испытывающая к заведению скорее благодарность, чем ненависть. «Должна сказать, что люди там были действительно хорошими. Мне, конечно, не нравилось, когда меня помещали в одиночную камеру. Но что поделать: была бунтаркой и все время устраивала там беспорядки», — призналась Дрю.

Всю дорогу Пэрис смотрит в камеру жалостливыми оленьими глазами — и ее действительно становится жаль: с одной стороны, не покидает ощущение, что блондинка сгущает краски (особенно когда жалуется на 25 лет, проведенных без отпуска), с другой — она попросту не производит впечатления счастливого человека.

Казалось бы, что нужно для счастья, кроме унаследованной от прадеда коммерческой жилки? Каждый шаг Пэрис приносит плоды: вот ее подписывает агентство Trump Model Management, в 2000 году Дэвид Лашапель снимает ваннаби на судьбоносную обложку Vanity Fair — и добро пожаловать в большую игру, мисс Хилтон. Звезда моднейших танцполов и глянца метит в теледивы — выходит. В 2003 году Пэрис на пару с Николь Ричи снимаются в реалити-шоу Simple Life — эдакой предтече «Барышни-крестьянки», в которой две миллионерши из Беверли-Хиллз уезжают в американскую глушь убирать навоз, освежевать туши и выполнять прочую фермерскую рутину. За день до премьеры реалити экс-бойфренд Пэрис Рик Саломон слил в сеть знаменитое хоум-видео «1 Night in Paris» (по слухам, с разрешения Кэти Хилтон), что, разумеется, подогрело интерес зрителей к творчеству Хилтон, в том числе и к шоу. По одним данным, Саломон заплатил звезде $400 тыс. отступных, по другим — Пэрис божилась, что не получила ни цента с самого дорогого порновидео нулевых. «Это грязные деньги, — комментировала она. — Надеюсь, Саломон потратит их на благотворительность. Например, переведет в фонды, борющиеся с насилием». Кстати, схему со слитым хоум-видео двумя годами позже повторила протеже Хилтон Ким Кардашьян — аккурат перед выходом реалити «Семейство Кардашьян».

Как бы там ни было, $400 тыс. отступных выглядят забавно, учитывая, что в середине нулевых гламурная блондинка получала на $100 тыс. больше за один поход на вечеринку в Лас-Вегасе или где-нибудь в Японии, а австрийцы и вовсе отстегнули $1 млн, лишь бы Хилтон вышла к толпе фанатов.

На таком фундаменте грех не наплодить суббренды — одна только парфюмерная линия Paris Hilton насчитывает 24 аромата и имеет объем продаж более $2 млрд (с 2004 года). Также в бизнес-портфеле Пэрис: одежда, обувь и аксессуары масс-маркет-сегмента, эпохальные велюровые костюмы в коллаборации со Skims образца 2020-го и свежее увлечение Хилтон — компания London Audio, производящая аудио- и видеообеспечение для дома.

22 февраля London Audio в сцепке с iHeart Media — крупнейшей студией подкастов, выпускающей и аудио-шоу The New York Times, и подкасты Шонды Раймс, и странненький подкаст певицы Kesha «Kesha and the Creepers» — запустят два шоу: «This Is Paris» — 45-минутные аудиопосиделки с иконой нулевых и «Podposts» — трехминутные новостные выжимки. «Я всегда задавала тренды, была инноватором во всем, за что берусь: реалити-шоу, диджеинг, соцсети. Теперь же будущее — за аудиоформатом», — объяснила свое новое увлечение Хилтон.

Помимо очередной ступеньки к заветному миллиарду, Пэрис перешагнула на следующую ступень и в личной жизни: заморозила яйцеклетки и планирует двоих детей с женихом — бизнесменом Картером Реумом, который 17 февраля сделал ей предложение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: