Биография и стиль актрисы Марлен Дитрих

Марлен Дитрих — биография, «знойная женщина со стальным позвоночником»

Биография и личная жизнь Марлен Дитрих полны сюрпризов и неожиданных поворотов. Внешность актрисы и стиль её одежды, напоминающий мужской, оказали огромное влияние на моду и вкус современников. В этой женщине одновременно сочетались сексуальность и неприступность, завораживающая красота и пугающая холодность. Актриса еще при жизни стала легендой мирового кинематографа и одним из символов XX века.

Детство и молодость

Дата рождения немецкой и американской актрисы Марии Магдалены (Марлен) Дитрих — 27 декабря 1901 г. Семья жила в одном из предместий Берлина. Отец актрисы служил в полиции. Мать росла в богатой семье и вышла замуж, несмотря на то, что ее родители были недовольны простым происхождением ее мужа. У Дитрих была старшая сестра Элизабет, которая родилась 5 февраля 1900 г.

Спустя годы актриса вспоминала, что получила дома прекрасное образование. С самого раннего детства ее учили английскому и французскому языкам. Когда ей было 5 лет, ее родители поссорились, а годом позднее отец умер. Мать была прагматичной и жесткой женщиной с железным характером, грозным голосом и твердыми принципами. Свою дочь она хотела видеть такой же «настоящей фрау».

С 1907 г. Марлен учится в школе. В это время она увлекалась музыкой и мечтала стать артисткой. В 1917 г. будущая звезда впервые выступила на публике. Она участвовала в концерте Красного Креста, где играла на скрипке «Голубку».

Желая уберечь дочерей от соблазнов столичной жизни и какой-либо опасности, мать отправила Марлен и ее сестру Элизабет в пансион закрытого типа, находившийся в Веймаре. Актриса поселилась в пансионате и продолжила обучение игре на скрипке.

Спустя 4 года Марлен возвращается в Берлин. Она пытается поступить в Высшую музыкальную школу, но не проходит по конкурсу. Ей пришлось устроиться в оркестр при кинотеатре. Здесь она открыла себя как певица и поняла, что ее призвание — кино. Карьера музыканта у Марлен не сложилась из-за воспаления сухожилия на левой руке.

Тайна смерти

6 мая 1992 года в возрасте 90 лет умирает Марлен Дитрих. На этой дате и заканчивается ее биография. В церкви во время отпевания гроб актрисы был укрыт французским флагом, затем на него положили флаг США, а в Берлине накрыли еще и германским. Могила Марлен Дитрих находится в Шенеберге, где ее прах покоится рядом с прахом ее матери.

Смерть актрисы не вызвала даже малейших подозрений, но, спустя 10 лет, секретарша Норма Боске пролила свет на ее смерть. Она рассказала, что причиной гибели был не инфаркт, а самоубийство. Очередное кровоизлияние в мозг полностью лишило ее возможности жить без посторонней помощи. Денег на сиделку актрису не имела, а переехать в дом престарелых отказалась наотрез. Поэтому и приняла смертельную дозу снотворного.

Многими тайнами окутана биография великой Марлен Дитрих. Некоторые факты начали открываться после ее смерти, но много так и осталось загадкой.

Карьера в Германии

После безуспешной попытки поступить в актерскую школу Марлен посещала частные уроки танцев и вокала. После этого она работала в кабаре танцовщицей и певицей. Зимой 1922 г. Марлен впервые играет в спектакле. Ей досталась небольшая роль в пьесе «Ящик Пандоры».

Благодаря связям дяди Дитрих участвует в кинопробах, и через год впервые снимается в кино. Это был художественный фильм режиссера Георга Якоби «Таковы мужчины». Марлен играла служанку.

Во время съемок фильма «Трагедия любви», в котором актриса исполняла одну из небольших ролей, она познакомилась со своим будущим мужем Рудольфом Зибером. Весной 1923 г. они поженились, а в декабре у них родилась дочь Мария. Через 5 лет после свадьбы супруги расстались.

Семья Марлен Дитрих

По меркам тех послевоенных времен семья Марлен Дитрих была среднего достатка. Когда Марлен исполнилось шесть лет, из семьи ушел отец, и это событие стало для нее сильным ударом. Ровно через год отца вообще не стало и это стало причиной ее интереса к актёрскому ремеслу.

В своих детских играх Марлен играла не в «дочки-матери», а в отцы и дочери», изображая одновременно двух героев – отца и дочь. Мать, несмотря на жесткость своего характера, ставить спектакли «одного актера» не запрещала, а скорее поощряла.

Личная жизнь

Упорно работая над собой, актриса добилась больших успехов в профессии и стала воплощением идеала для многих мужчин, в том числе очень известных. В 1937 г. в Италии Дитрих встретила Эриха Марию Ремарка, с которым была знакома еще в Германии. Вскоре между ними вспыхнули чувства, и завязался роман. Писатель был влюблен в Марлен, он вывел ее в своей книге «Триумфальная арка» в образе Жоан Маду.

Очарование Дитрих привлекало многих. Актер Джон Гилберт, любовник греты Гарбо, расторг помолвку и долго преследовал Марлен. Всемирно известный шансонье Морис Шевалье ради нее отказался от выгодных контрактов и расстался с женой, но оказалось, что актриса уже увлечена другим.

Самой большой любовью Марлен Дитрих был Жан Габен. Их роман был продолжительным и страстным. Также актрисе приписывали отношения с Эрнестом Хемингуэем. Что на самом деле происходило между ними, остается загадкой.

Официально актриса была замужем только раз. Дети Марлен Дитрих, точнее, ее единственная дочь появилась на свет в 1924 г. в результате брачного союза с Рудольфом Зибертом. Девочка была безумно обожаемым ребенком. С самого детства Мария Рива стремилась стать актрисой. Она снималась вместе с матерью в фильмах «Марокко» и «Кровавая императрица». Во время войны она окончила актерскую школу в Голливуде. В 1947 г. девушка вышла замуж и в скором времени родила одного за другим четверых мальчиков.

Читайте также:
Цитаты и афоризмы от Коко Шанель на русском

Дети Марлен Дитрих

Испокон веков каждый поклонник хочет знать о своем кумире всё. Не стали исключением и поклонники нашей героини. Их интересует биография, личная жизнь, карьера, семья и дети Марлен Дитрих. В данной статье мы попытаемся затронуть каждую из интересующих тем и дать наиболее полную и правдивую информацию. Мы уже рассказали о семье и личной жизни киноактрисы. Так же познакомились с биографией и затронули тему карьеры нашей героини. Открытыми остались вопросы о муже и детях и мы их обязательно поднимем.

Сейчас хочется сказать следующее — Марлен Дитрих была замужем, и как не странно, один раз и на всю жизнь. В браке она родила дочь, и она стала единственным, очень обожаемым и любимым ребенком. Как говорила сама дочь «Мама любила меня больше всего на свете, и какой-то не материнской любовью».

Фильмография и лучшие роли

Участие Дитрих в ревю «Два галстука» помогло ей привлечь внимание режиссера Джозефа фон Штернберга и получить ведущую роль в мюзикле «Голубой ангел». Для участия в съемках актрисе пришлось вырвать коренные зубы, чтобы щеки стали впалыми, а лицо более вытянутым. Этот фильм имел огромное значение для актрисы и превратил ее в звезду с мировым именем. Образ, созданный Марлен в фильме, ассоциировался у зрителей с ее именем спустя десятилетия. Лента имела огромный успех. Вскоре звезда заключает контракт с и переезжает в Америку.

С этих пор фильмография Марлен Дитрих каждый год пополнялась несколькими картинами. В своей первой американской картине «Марокко», снятой в 1930 г., актриса предстала перед зрителями в образе певицы в мужском костюме. Перед съемками она похудела на 15 кг. Впалые щеки, тонкие брови, волна светлых волос и загадочный блеск глаз придавали ей необычный и таинственный вид. Вместо низенькой полной шатенки зрители увидели фатальную женщину.

Ее наряд в стиле унисекс и поведение еще больше шокировали публику. Артистка во фраке и с тростью исполняла легкомысленную французскую песенку от мужского имени и целовала женщину за столиком. Ее облик вызвал возмущение и в то же время привел к революции в женской моде. За эту роль Марлен была номинирована на премию «Оскар».

Дитрих продолжала сниматься в картинах Штернберга. Наиболее удачными из фильмов были семейная драма «Белокурая Венера» и мелодрама «Песнь песней». О других фильмах критики отзывались негативно, отмечая странный сюжет шпионской картины «Обесчещенная» и низкобюджетные декорации для драмы «Шанхайский экспресс». Сотрудничество актрисы с прославившим ее на весь мир режиссером закончилось после съемок в трагикомедии «Дьявол — это женщина».

Марлен много работала и продолжала сниматься в кино. С ее участием выходят:

  • вестерн «Дестри снова в седле»;
  • триллер «Рыцарь без лат»;
  • комедия «Так хочет леди»;
  • одна из первых цветных картин «Сады Аллаха».

В этих и многих других фильмах актриса пыталась разрушить привычный образ, созданный на старте карьеры. Поиск не всегда был удачным. Публика и критики иногда не принимали «обновленную» Марлен.

Попав на первый показ от Кристиана Диора, актриса была удивлена элегантностью представленной коллекции и решила изменить образ на более женственный. По отзывам современников, ее преображение походило на чудо. С этого момента она снималась только в нарядах от французского кутюрье.

Песни и книга

Первые студийные записи певица сделала в 1928 г. Ее непривычно грубоватое контральто было не очень сильным, но тем не менее завораживало слушателей. Кроме того, в голосе Дитрих их привлекала искренность. Ее лучшие песни выходили на больших пластинках, попадали в альбомы и становились необыкновенно популярными: Lili Marleen, Song of Songs, Laziest Gal In Town.

Песня «Лили Марлен» была написана в 1938 г. Норбертом Шульце на стихотворение Ханса Ляйпа «Песня молодого солдата на посту». В СССР с огромным успехом прошли концерты Дитрих в Москве и Ленинграде. Они состоялись в 1964 г.

Книга знаменитости «Азбука моей жизни» вышла в 1962 г. Она стала настоящим словарём от А до Я, сборником житейских афоризмов, бытовых советов и небольших зарисовок.

Последние годы

Из актерских работ более позднего периода успех у зрителей имела детективная лента «Свидетель обвинения», снятая по роману Агаты Кристи. В этом фильме Дитрих последний раз снималась в главной роли. Затем был эпизод в драме «Последний жиголо, бедный жиголо». Здесь Марлен исполнила вокальную партию, после чего больше не снималась в кино.

Карьера Дитрих закончилась после травмы шейки бедра. В старости артистка была прикована к постели и не пускала к себе никого, кроме самых близких людей. Она умерла в Париже в 1992 г., прожив удивительную жизнь. Муж Марлен Дитрих, Рудольф Зибер, умер от рака в 1976 г.

Все ближе к роковой дате

Более пятнадцати лет Марлен Дитрих провела в полном затворничестве в своей квартире в Париже на авеню Монтень. Болезнь уложила ее на кровать, и актриса практически не поднималась с нее. Марлен Дитрих не принимала почти никого, поскольку не хотела, чтобы в таком состоянии ее видели больной и старой. Исключения составляли только самые близкие родственники.

Читайте также:
Светская львица Ким Кардашьян и ее таланты

Все это время уже пожилая Марлен Дитрих отдавалась чтению писем от поклонников, смотрела телевизор, и множество времени проводила у телефона за беседами. Ее счета за связь составляли не менее трех тысяч долларов каждый месяц. С помощью телефона Марлен Дитрих пыталась втянуться в политическую жизнь, звоня то Рейгану, то Горбачеву.

Чтобы хоть как-то сводить концы с концами Марлен Дитрих писала мемуары и записывала пластинки. Тем не менее, любое ее воспоминание выставляло фройлин в очень выгодном свете, где она выступала послушной и воспитанной немецкой девушкой. О своих любовных похождениях ни в одной ее работе не упоминалось даже пол слова. Наверное, именно поэтому они ни для кого не представляли даже малейшего интереса.

Несмотря на серьезный возраст, в 1978 году Марлен Дитрих снимается в фильме «Последний жиголо», исполнив небольшую роль и уже в последний раз.

Через пять лет после этого события Максимилиан Шелл решает снять о Марлен Дитрих документальный фильм, но она на отрез отказалась не только фотографироваться, но и рассказать что-либо о себе.

Ближе к вечеру, когда Марлен выпивала свой любимый чай с коньяком, будучи полностью уверенной, что микрофон уже не работает, актриса начинала свои длинные рассказы. Из таких вот пленок, которые были визуализированы отрывками из ее старых фильмов и была смонтирована картина, номинирована в итоге на «Оскар».

Любопытные факты

Актриса была склонна к полноте. Ей приходилось периодически сидеть на диете, чтобы сохранить стройность и красоту. Даже в наше время такое соотношение роста и веса считается идеальным. Параметры фигуры актрисы:

  • рост 165 см;
  • вес 56 кг;
  • обхват груди 89 см;
  • окружность талии 61 см;
  • обхват бедер 84 см.

Актриса любила сводить с ума и кружить головы. Список ее поклонников был длиннее списка ролей, но представителей сильного пола, заставивших ее сердце биться чаще, не так уж много. Любимые мужчины:

  • Рудольф Зибер;
  • Эрнест Хемингуэй;
  • Эрих Мария Ремарк.

В Германии с 2000-х годов проводилось несколько акций в память о прославленной землячке. В ее честь была названа площадь и открыта выставка предметов из личной коллекции актрисы. В 2002 г. соотечественники посмертно присвоили ей титул почетной гражданки Берлина. Также были выпущены марки с изображением Марлен.

Марлен Дитрих — легендарная звезда кино и стиля, символ новой женственности

О Марлен Дитрих на страницах уважаемой Ярмарки Мастеро можно говорить бесконечно. И, не смотря на затёртое от бесчисленных повторений выражение: «икона стиля», рядом с именем М. Дитрих оно более чем уместно. Я не хочу выносить его в заглавие, чтобы не тиражировать банальность. Ведь творческая личность такого масштаба многогранна, интересна и своим творчеством, и судьбой, и человеческими связями, отношениями с современниками.

Нет, о Битлз здесь речь не пойдёт. Это просто иллюстрация к последней фразе.

А вот о следующем фото уже можно повести разговор в контексте Ярмарки Мастеров. Даже на единственном фото невозможно не заметить её особенный стиль, её чувство стиля, который прослеживается во всём: во взгляде холодном, спокойном и уверенном, в изысканной, явно демонстративной позе, в затянутой тёмным атласом фигуре, в идеально подобранных украшениях.

Мы не много знаем об актрисе Марлен Дитрих, фильмы прошли давно, сюжет Виталия Вульфа (тв «Культура») давно не повторяют. Но вот повторили (тв «Культура») легендарный концерт в Москве 1972-го года! Наверное, кто-то послушал-посмотрел. Не знаю, как вы, а я — с большой радостью!

Может быть, это фото с другого концерта, но на московском у неё был этот самый наряд, восхищавший Михаила Козакова (актер театра «Современник» и режиссер), побывавшего на концерте и оставившего восторженные отзывы.

Наряд — фантастический! В далёкие уже 70-е гг. советские журналы писали о количестве нашитых на платье страз, о манто из лебяжьего пуха со шлейфом, о том, как молодо выглядит актриса (год рождения 1901-й)! Успех был грандиозный! Наряд — умопомрачительный! К этому наряду, точнее, к этому платью, мы ещё вернёмся.

Но сначала познакомимся с первой значимой киноролью Марлен Дитрих в знаменитом фильме Дж. фон Штернберга «Голубой ангел» (Германия, 1930 г.). Ко времени его выхода Дитрих уже имела опыт работы в кинематографе.( Первый фильм с её участием вышел в 1922-м). Фильм снят известным режиссером, в нём был занят великий актёр Германии Эмиль Янингс, это была экранизация романа Г.Манна. Речь шла о печальной судьбе учителя гимназии, женившегося на певичке из кабаре.

Историк кино, Жорж Садуль, написал о роли М.Дитрих в этом фильме так: «Тип «сверхженщины», поражавшей своей, чисто животной сексуальностью, которую Штернберг подчеркивает ещё откровенным костюмом. Вместе с тем, он даёт услышать миру её хрипловатый, влекущий голос. Надо сказать, что по мнению многих кинокритиков, М. Дитрих «переиграла» Эмиля Янингса! В дальнейшем, совершенствуя этот новый тип женщины-вампира, режиссёр увозит Марлен Дитрих в Америку.»

Образ роковой женщины, красивой, обострённо-чувственной и аморальной в дальнейшем обыгрывался в Голливуде. Актриса стремилась разнообразить драматические краски, ведь в 1930-м г. она покинула Германию на пике успеха.

Читайте также:
Дизайнер Ульяна Сергеенко и ее коллекция

Этому успеху предшествовали годы серьёзной учебы, работа в театре. Семью Дитрих можно было отнести к среднему классу. Не всё складывалось легко и плавно в этой семье, воспитывающей двух дочек. Рано умер отец, мать отдала Марлен в пансион на 4 года. Девочка с детства занималась музыкой (игра на скрипке), учила иностранные языки (французский и английский, который ей особенно пригодился), пела, участвовала в спектаклях. Затем окончила Музыкальную академию и Школу драматического искусства у великого М.Рейнхарда. Была и работа в кабаре, затем – в театре, а с 1923-го г. — в кино. В 1928-м г. вышел её первый муз. альбом. И всё же кино было в те 20-30-е гг. главным в её жизни.

Марлен Дитрих вышла замуж довольно рано и брак длился почти до конца 70-х гг. Впрочем, после рождения дочери, они с мужем жили каждый своей жизнью, оставаясь друзьями. Режиссёр Штернберг был для Марлен Дитрих не только режиссером, совместное творчество сопровождалось романом.

В Голливуде 30-х нашлось немало работы для Дитрих. Вышли и имели успех фильмы: «Марокко», «Обесчещенная», «Белокурая Венера», «Шанхайский экспресс». Фильмы «Распутная императрица» и «Рыцарь без доспехов» были о России (голливудские версии). В первом она сыграла Екатерину II, во втором — русскую графиню, спасаемую от большевиков.

В родной Германии, тем временем, события принимали трагический оборот. Марлен Дитрих получала приглашения от идеолога фашизма, Гиммлера, с самыми соблазнительными обещаниями, ей прочили карьеру национальной кинодивы.

Но у Марлен Дитрих не было иллюзий на счет «нового порядка», она твердо знала, какое зло — фашизм и резко, открыто осуждала его, выступая на радио (в США), участвуя в концертах в казармах и госпиталях.

За выступления перед войсками и на радио Марлен Дитрих удостоена правительственных наград США.

Все пишут о романе Марлен Дитрих и Жана Габена. В 1939-м г. они встретились в Голливуде, где после оккупации Франции оказались многие мастера французского кино. Жан Габен до этой встречи уже был состоявшимся, большим актёром. За плечами были роли в фильмах, навсегда вписанных в историю мирового кинематографа: «Великая иллюзия» Ж.Ренуара (1937) и «Набережная туманов» М.Карне (1938).

Но Жан Габен «не прижился» в Голливуде, он воевал вместе с Шарлем де Голлем, участвовал в нормандской операции, освобождении Парижа, имел боевые награды. Марлен Дитрих встречала Габена, въезжавшего на танке в Париж, встреча запечатлена в документальном фильме тех времён.

Габен мечтал о фильмах, в которых его партнёршей была бы Дитрих, но известен только один «фильм вдвоём», не имевший зрительского успеха: «Martin Roumagnac» (1946 г.). Жан Габен вернулся во Францию.

Всем, кто читал «Триумфальную арку» Э.М.Ремарка, запомнилась его героиня, Жоан Маду, навеянная образом реальной Марлен.

Роман Ремарка и Дитрих тоже широко известен. Издана (и в русском переводе) их переписка. Встреча с Марлен Дитрих была очень значительной в жизни и судьбе Ремарка, автора очень популярного и любимого в нашей стране.

Марлен Дитрих была знакома и дружна с интересными и талантливыми мужчинами из России, упомяну Юла Бриннера и Александра Вертинского. Конечно, Марлен Дитрих вдохновляла мужчин. Но вот об актёрах Голливуда она была очень невысокого мнения, считала их глуповатыми, а порой её характеристики бывали и пожестче.

Рискую «перегрузить» ваше внимание, но не могу удержаться от цитирования замечательной песни Вертинского, полагаю, автор только слегка преувеличил обстоятельства.

Вас не трудно полюбить,
Нужно только храбрым быть,
Все сносить, не рваться в бой
И не плакать над судьбой.
Надо розы приносить,
И всегда влюбленным быть,
Не грустить, не ревновать,
Улыбаться и вздыхать.
Надо вас боготворить,
Ваши фильмы вслух хвалить
И смотреть по двадцать раз,
Как актер целует вас,
Прижимая невзначай…
Гудбай! .
На ночь надо вам попеть,
С поцелуями раздеть,
Притушить кругом огни…
«Завтра съемка, ни-ни-ни».
И сказать, сваривши чай:
«Гудбай!»
Всю песенку (точнее, ариетку), легко найти в интернете. Ариетка слегка приглушила пафос. Поговорим о впечатлениях женщин, кинозрительниц.

Как и сказано у Ж.Садуля, Марлен Дитрих создала новый образ женщины своего времени. Она оказала большое влияние на моду, стиль, самоощущение женщин. Конечно, многие её киногероини воспринимались зрительницами весьма неоднозначно, даже скандально. Сексуальная провокация — часть её образа. Но миллионы женщин ей подражали, перенимали её манеру одеваться, её манеру держаться, восхищались её элегантностью. И всё это вполне заслуженно. Конечно, во многом её стиль и образ определяло не простое время: канун великой войны — война — послевоенные трудности.

Она впервые примерила на себя почти мужской брючный костюм и произвела фурор! И до наших дней её уникальный стиль остаётся в арсенале моды.

Свой стиль Марлен Дитрих создавала сама и довела его до совершенства.

Ещё в «Голубом ангеле» Марлен круглолица и вполне «упитана», брови — дугой, что не соответствует стилю «вамп». Для утонченного образа «femina fatale» понадобилось удалить коренные зубы, подчеркнуть скулы, щеки утратили пухлость, брови приподнялись.

Годы шли, но время было не властно над нею, Марлен Дитрих выглядела превосходно, об этом тоже писали в советских журналах, приводили фото с дочерью, где они выглядели ровесницами. Марлен Дитрих прекрасно справлялась с возрастом.

Читайте также:
Княгиня Монако Грейс Келли

На фото появляются вуали, шляпки с вуалями, шею и мочки ушей прикрывают тщательно подобранные украшения. Кстати, эти маленькие хитрости переняла и Любовь Орлова.

На этих фото справа и слева на актрисе надеты её уникальные платья, знатоки определили их, как «иллюзорные», «голые» платья. Кстати, помните подобное на Мерилин Монро в фильме «В джазе только девушки»? Возможно, сшиты эти платья по эскизам художницы Айрин, которая одевала Дитрих для фильма «Семь грехов». Первые платья предназначались для концертных выступлений.

Спустя годы подобные платья для Марлен Дитрих делал Жан Луи (я писала о его платьях для Риты Хейворт здесь>> ).

Вот эскизы платьев Жана Луи.

А вот те же платья на модели.

Марлен Дитрих очень внимательно отслеживала процесс шитья, стразы и блёстки точно занимали отведённое им место, очерчивая границы дозволенного. Шили платья из шифона, ткани лёгкой и прозрачной. Досужие репортёры спрашивали звезду о деталях туалета и она отвечала, что под платьем только пояс с чулками. На самом деле, под платье надевалось специальное трико, корректирующее фигуру. Были и другие романтичные платья, украшавшие диву.

Открытые платья, тонкая, прозрачная ткань. Марлен Дитрих выглядит в них поистине дивно! Прекрасная и недоступная, фантастичная, почти нереальная!

Идея шифоновых полупрозрачных платьев жива. Но как безнадёжно тускло, а порой и вульгарно выглядят в них некоторые современные кинозвёзды, как готовы показать всё, что так элегантно скрывала Дитрих! Увы, выглядят они не только проще, но и доступнее.

На концерте в Москве в 1972-м году (ей 71 год. ) Марлен вышла (а хочется сказать предстала, явилась!) в шифоновом платье и лебяжьем манто со шлейфом.

Она всегда была разборчива, выбирала у кого сниматься, выбирала сценарии, достойных мужчин, что надеть, что петь. Может быть и это часть её знаменитого стиля?

На концерте звучали любимые песни миллионов: «Лили Марлен», «Жизнь в розовом цвете», «Джони». и другие.

Песня «Лили Марлен», написанная в годы войны, была популярна по обе стороны фронта, она говорила о главном: о жизни, о любви и о смерти на войне. Есть несколько оригинальных переводов на русский язык, но я процитирую отрывок из И.Бродского:

Возле казармы, в свете фонаря
кружатся попарно листья сентября,
Ах как давно у этих стен
я сам стоял,
стоял и ждал
тебя, Лили Марлен.

Песня Эдит Пиаф «Жизнь в розовом свете» была и остаётся хитом на двух континентах. Дтирих и Пиаф были дружны и хорошо понимали друг друга. Краткий перевод текста песни принадлежит Наталье Кончаловской:

Когда меня обнимет он, всю жизнь я розовою вижу!

Когда он скажет, что влюблён, то нету слов, что сердцу ближе!

Слова, обычные слова, их все друг другу повторяют.

От них кружится голова, дыханье замирает!

Зачем я в рассказ об актрисе и её нарядах впутываю стихи? Для меня — не вопрос. Марлен Дитрих никогда не была просто экранной красоткой, за имиджем стоял интеллект, знание трёх языков, серьёзные занятия музыкой и работа в театре, и убеждения, которые она отстаивала и которым следовала.

Закончу словами Жана Кокто:

«. секрет твоей красоты заключен в глубине твоего сердца. Эта сердечная теплота выделяет тебя больше, чем элегантность, вкус и стиль, больше, чем твоя слава, твое мужество, твоя стойкость, твои фильмы, твои песни. Твоя красота не нуждается в восхвалении. Она сама поет о себе.

. я хочу приветствовать не столько твою красоту, сколько твою душу. Она светится в тебе, как луч света в морской волне.

От блесток «Голубого ангела» до смокинга «Марокко», от неказистого черного платья “Обесчещенной” до пышных перьев «Шанхайского экспресса», от бриллиантов «Желания» до американской военной формы. Жар-птица, легенда-чудо — Марлен Дитрих!»

50 лет славы и 20 лет одиночества: Почему Марлен Дитрих на склоне лет стала затворницей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мария Магдалена Дитрих родилась в 1901 г. в пригороде Берлина в семье военного. Своего отца она почти не помнила – когда ей было 6 лет, он ушел из семьи, а еще спустя год погиб. И это стало стимулом для ее первого увлечения актерством – в детстве она часто «играла в папу», примеряя на себя образы одновременно и главы семейства, и его дочери. В начальной школе Мария увлеклась музыкой, научилась играть на лютне и на скрипке, и после учебы в закрытом пансионе в Веймаре устроилась в оркестр при кинотеатре. Именно тогда, играя во время показа немых фильмов, она и увлеклась кинематографом.

Дитрих решила поступить в актерскую школу, а параллельно она работала танцовщицей и певицей в кабаре. Тогда же она начала выступать на сцене и сниматься в кино, правда, поначалу ей доставались незначительные роли. Первый успех пришел к ней после съемок в фильме «Голубой ангел», ей предложили контракт в Голливуде, и она переехала в США. Сложив два своих имени – Мария Магдалена – она придумала себе новое – Марлен.

После переезда в США имидж актрисы существенно изменился – в Голливуде из нее сделали настоящую богиню. В книге «Звезды Голливуда» о ней писали: « Прежде чем выпустить Дитрих на съемочную площадку, американские специалисты произвели серьезную коррекцию ее внешности. Новый облик актрисы, появившейся в фильме «Марокко», поразил всех, кто знал ее раньше. Тщательно уложенная волна платиновых волос, тонкие полукружья взметнувшихся вверх бровей, мерцающий блеск глаз, впалые щеки придали лицу Дитрих выражение скорбного и загадочного удивления. В этом новом облике актрисы было трудно разглядеть прежнюю пухленькую немочку. И хотя в Голливуде Марлен продолжала создавать образы певичек, падших женщин, они были вылеплены из другой – более утонченной и хрупкой материи, представляя новую вариацию на тему загадочной роковой женщины, страдающей от любви и заставляющей страдать других. Американская публика по достоинству оценила новую звезду. За роль в «Марокко» она была выдвинута на соискание премии «Оскар ».

Читайте также:
Принцесса Монако Грейс Келли – фото в высоком качестве

В нацистской Германии ее не раз пытались убедить вернуться на родину – Геббельс даже предлагал ей 200 тысяч рейхсмарок за каждый фильм, снятый с ее участием, но Дитрих не захотела становиться частью пропагандистской машины нацистов и в 1939 г. получила американское гражданство. В 1943 г. она на время перестала сниматься в кино и выступала с концертами в войсках союзников в Италии, Франции и Северной Америке. В гарнизонах и госпиталях актриса дала около 500 представлений, при этом так же, как солдаты, спала в окопах и умывалась растопленным снегом. Такая гражданская позиция немецкой актрисы вызывала восхищение, и в конце войны ее наградили орденом Почетного легиона и американской медалью Свободы.

С первых же ролей в кино за Марлен Дитрих закрепилось амплуа роковой красавицы, и как она ни пыталась от него избавиться, большинство режиссеров видели ее именно в этом образе. И для этого были основания и в жизни – актриса без труда покоряла сердца и мужчин, и женщин, у нее было огромное количество романов. От нее сходили с ума актеры Жан Габен, Джон Уэйн, Брайан Эхерн, Джимми Стюарт и Джон Гилберт, продюсер Дуглас Фэрбенкс-младший, певец Морис Шевалье, режиссер Джозеф фон Штернберг, бизнесмен Джозеф Кеннеди – отец президента США Джона Кеннеди. Эрих Мария Ремарк после романа с Марлен Дитрих воссоздал ее образ в романе «Триумфальная арка».

Несмотря на бесчисленные романы, актриса была замужем всего один раз – в 22 года она стала женой продюсера Рудольфа Зибера, спустя год у них родилась дочь Мария. Он стал ее первым импресарио, подсказав ей идею нового имиджа – цилиндр, монокль и брюки, что стало впоследствии ее визитной карточкой. Супруги прожили вместе всего несколько лет, но официально так и не развелись – в статусе замужней женщины Дитрих оставалась до самой смерти супруга в 1976 г. Однажды у нее спросили, почему она ушла от Жана Габена, которого очень любила. Актриса ответила: « Он хотел на мне жениться. Я ненавижу браки и считаю их в высшей степени аморальным явлением ». Одному из знакомых она заявила: « Я так боюсь одиночества! Но это единственное доказательство моей независимости ».

В 1950-х гг. она снималась в кино все реже и реже, выступая как ведущая шоу и певица в Лас-Вегасе и исполняя знаменитые песни из своих фильмов. Ее звездный час остался позади. Последней главной ролью Марлен Дитрих была роль Кристин в экранизации романа Агаты Кристи «Свидетель обвинения» (1957), номинированной на «Оскар». После этого она сыграла всего в 4-х фильмах, и это были эпизодические роли. К 1970 г. о ней как об актрисе постепенно начали забывать. В 1966 г. она переехала в свою парижскую квартиру. В 1975 г. артистка совершила свой последний гастрольный тур. И с этого момента ее начали преследовать неприятности. Сначала она сломала ногу во время спектакля и несколько месяцев провела в больнице. Затем последовал перелом шейки бедра, из-за чего актриса оказалась прикована к постели. В 1976 г. ушли из жизни ее муж Рудольф Зибер и мужчина, которого она очень любила, – Жан Габен. Такой одинокой Марлен Дитрих не чувствовала себя никогда.

Расплатой за невероятную славу, которая сопровождала ее всю жизнь, стали почти 20 лет, проведенных в полном уединении. Остаток жизни Марлен Дитрих провела в своей парижской квартире, общаясь с внешним миром лишь по телефону. Даже самым близким людям актриса запретила ее навещать – не хотела, чтобы хоть кто-то стал свидетелем ее старости и немощности. Ее могли видеть только дочь Мария, внук Пьер, секретарша и горничная. Она занималась работой над книгой воспоминаний «Азбука моей жизни», изданной в 1979 г., а в 1982 г. согласилась дать большое аудиоинтервью, ставшее основой фильма «Марлен».

Последние 13 лет актриса не могла подниматься с постели – после полученной травмы она отказалась от госпитализации и врачебной помощи. В этот период она стала зависимой от обезболивающих и алкоголя, что еще больше усугубило ее состояние. Из-за того, что Марлен не появлялась на публике и не пускала к себе журналистов, не раз возникали слухи о ее смерти. Однажды она даже позвонила в редакцию одного издания и заявила о том, что это неправда. После этого на обложке журнала напечатали заголовок: « Дитрих звонит и предупреждает, что она еще жива ». Из-за лежачего положения и злоупотребления алкоголем у Марлен Дитрих отказали почки, что и стало причиной ее смерти в 1992 г. На тот момент ей было 90 лет. С ней рядом не было никого, только огромное количество фотографий ее друзей…

Читайте также:
Актриса Николь Кидман, подробная биография и фото из жизни

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Марлен (Мария Магдалена) Дитрих — биография, личная жизнь и фильмография немецкой актрисы

Биография и личная жизнь Марлен Дитрих полны сюрпризов и неожиданных поворотов. Внешность актрисы и стиль её одежды, напоминающий мужской, оказали огромное влияние на моду и вкус современников. В этой женщине одновременно сочетались сексуальность и неприступность, завораживающая красота и пугающая холодность. Актриса еще при жизни стала легендой мирового кинематографа и одним из символов XX века.

Детство и молодость

Дата рождения немецкой и американской актрисы Марии Магдалены (Марлен) Дитрих — 27 декабря 1901 г. Семья жила в одном из предместий Берлина. Отец актрисы служил в полиции. Мать росла в богатой семье и вышла замуж, несмотря на то, что ее родители были недовольны простым происхождением ее мужа. У Дитрих была старшая сестра Элизабет, которая родилась 5 февраля 1900 г.

Спустя годы актриса вспоминала, что получила дома прекрасное образование. С самого раннего детства ее учили английскому и французскому языкам. Когда ей было 5 лет, ее родители поссорились, а годом позднее отец умер. Мать была прагматичной и жесткой женщиной с железным характером, грозным голосом и твердыми принципами. Свою дочь она хотела видеть такой же «настоящей фрау».

С 1907 г. Марлен учится в школе. В это время она увлекалась музыкой и мечтала стать артисткой. В 1917 г. будущая звезда впервые выступила на публике. Она участвовала в концерте Красного Креста, где играла на скрипке «Голубку».

Желая уберечь дочерей от соблазнов столичной жизни и какой-либо опасности, мать отправила Марлен и ее сестру Элизабет в пансион закрытого типа, находившийся в Веймаре. Актриса поселилась в пансионате и продолжила обучение игре на скрипке.

Спустя 4 года Марлен возвращается в Берлин. Она пытается поступить в Высшую музыкальную школу, но не проходит по конкурсу. Ей пришлось устроиться в оркестр при кинотеатре. Здесь она открыла себя как певица и поняла, что ее призвание — кино. Карьера музыканта у Марлен не сложилась из-за воспаления сухожилия на левой руке.

Карьера в Германии

После безуспешной попытки поступить в актерскую школу Марлен посещала частные уроки танцев и вокала. После этого она работала в кабаре танцовщицей и певицей. Зимой 1922 г. Марлен впервые играет в спектакле. Ей досталась небольшая роль в пьесе «Ящик Пандоры».

Благодаря связям дяди Дитрих участвует в кинопробах, и через год впервые снимается в кино. Это был художественный фильм режиссера Георга Якоби «Таковы мужчины». Марлен играла служанку.

Во время съемок фильма «Трагедия любви», в котором актриса исполняла одну из небольших ролей, она познакомилась со своим будущим мужем Рудольфом Зибером. Весной 1923 г. они поженились, а в декабре у них родилась дочь Мария. Через 5 лет после свадьбы супруги расстались.

Личная жизнь

Упорно работая над собой, актриса добилась больших успехов в профессии и стала воплощением идеала для многих мужчин, в том числе очень известных. В 1937 г. в Италии Дитрих встретила Эриха Марию Ремарка, с которым была знакома еще в Германии. Вскоре между ними вспыхнули чувства, и завязался роман. Писатель был влюблен в Марлен, он вывел ее в своей книге «Триумфальная арка» в образе Жоан Маду.

Очарование Дитрих привлекало многих. Актер Джон Гилберт, любовник греты Гарбо, расторг помолвку и долго преследовал Марлен. Всемирно известный шансонье Морис Шевалье ради нее отказался от выгодных контрактов и расстался с женой, но оказалось, что актриса уже увлечена другим.

Самой большой любовью Марлен Дитрих был Жан Габен. Их роман был продолжительным и страстным. Также актрисе приписывали отношения с Эрнестом Хемингуэем. Что на самом деле происходило между ними, остается загадкой.

Официально актриса была замужем только раз. Дети Марлен Дитрих, точнее, ее единственная дочь появилась на свет в 1924 г. в результате брачного союза с Рудольфом Зибертом. Девочка была безумно обожаемым ребенком. С самого детства Мария Рива стремилась стать актрисой. Она снималась вместе с матерью в фильмах «Марокко» и «Кровавая императрица». Во время войны она окончила актерскую школу в Голливуде. В 1947 г. девушка вышла замуж и в скором времени родила одного за другим четверых мальчиков.

Фильмография и лучшие роли

Участие Дитрих в ревю «Два галстука» помогло ей привлечь внимание режиссера Джозефа фон Штернберга и получить ведущую роль в мюзикле «Голубой ангел». Для участия в съемках актрисе пришлось вырвать коренные зубы, чтобы щеки стали впалыми, а лицо более вытянутым. Этот фильм имел огромное значение для актрисы и превратил ее в звезду с мировым именем. Образ, созданный Марлен в фильме, ассоциировался у зрителей с ее именем спустя десятилетия. Лента имела огромный успех. Вскоре звезда заключает контракт с компанией «Парамаунт» и переезжает в Америку.

С этих пор фильмография Марлен Дитрих каждый год пополнялась несколькими картинами. В своей первой американской картине «Марокко», снятой в 1930 г., актриса предстала перед зрителями в образе певицы в мужском костюме. Перед съемками она похудела на 15 кг. Впалые щеки, тонкие брови, волна светлых волос и загадочный блеск глаз придавали ей необычный и таинственный вид. Вместо низенькой полной шатенки зрители увидели фатальную женщину.

Читайте также:
Мужская мода и модная журналистика

Ее наряд в стиле унисекс и поведение еще больше шокировали публику. Артистка во фраке и с тростью исполняла легкомысленную французскую песенку от мужского имени и целовала женщину за столиком. Ее облик вызвал возмущение и в то же время привел к революции в женской моде. За эту роль Марлен была номинирована на премию «Оскар».

Дитрих продолжала сниматься в картинах Штернберга. Наиболее удачными из фильмов были семейная драма «Белокурая Венера» и мелодрама «Песнь песней». О других фильмах критики отзывались негативно, отмечая странный сюжет шпионской картины «Обесчещенная» и низкобюджетные декорации для драмы «Шанхайский экспресс». Сотрудничество актрисы с прославившим ее на весь мир режиссером закончилось после съемок в трагикомедии «Дьявол — это женщина».

Марлен много работала и продолжала сниматься в кино. С ее участием выходят:

  • вестерн «Дестри снова в седле»;
  • триллер «Рыцарь без лат»;
  • комедия «Так хочет леди»;
  • одна из первых цветных картин «Сады Аллаха».

В этих и многих других фильмах актриса пыталась разрушить привычный образ, созданный на старте карьеры. Поиск не всегда был удачным. Публика и критики иногда не принимали «обновленную» Марлен.

Попав на первый показ от Кристиана Диора, актриса была удивлена элегантностью представленной коллекции и решила изменить образ на более женственный. По отзывам современников, ее преображение походило на чудо. С этого момента она снималась только в нарядах от французского кутюрье.

Песни и книга

Первые студийные записи певица сделала в 1928 г. Ее непривычно грубоватое контральто было не очень сильным, но тем не менее завораживало слушателей. Кроме того, в голосе Дитрих их привлекала искренность. Ее лучшие песни выходили на больших пластинках, попадали в альбомы и становились необыкновенно популярными: Lili Marleen, Song of Songs, Laziest Gal In Town.

Песня «Лили Марлен» была написана в 1938 г. Норбертом Шульце на стихотворение Ханса Ляйпа «Песня молодого солдата на посту». В СССР с огромным успехом прошли концерты Дитрих в Москве и Ленинграде. Они состоялись в 1964 г.

Книга знаменитости «Азбука моей жизни» вышла в 1962 г. Она стала настоящим словарём от А до Я, сборником житейских афоризмов, бытовых советов и небольших зарисовок.

Последние годы

Из актерских работ более позднего периода успех у зрителей имела детективная лента «Свидетель обвинения», снятая по роману Агаты Кристи. В этом фильме Дитрих последний раз снималась в главной роли. Затем был эпизод в драме «Последний жиголо, бедный жиголо». Здесь Марлен исполнила вокальную партию, после чего больше не снималась в кино.

Карьера Дитрих закончилась после травмы шейки бедра. В старости артистка была прикована к постели и не пускала к себе никого, кроме самых близких людей. Она умерла в Париже в 1992 г., прожив удивительную жизнь. Муж Марлен Дитрих, Рудольф Зибер, умер от рака в 1976 г.

Любопытные факты

Актриса была склонна к полноте. Ей приходилось периодически сидеть на диете, чтобы сохранить стройность и красоту. Даже в наше время такое соотношение роста и веса считается идеальным. Параметры фигуры актрисы:

  • рост 165 см;
  • вес 56 кг;
  • обхват груди 89 см;
  • окружность талии 61 см;
  • обхват бедер 84 см.

Актриса любила сводить с ума и кружить головы. Список ее поклонников был длиннее списка ролей, но представителей сильного пола, заставивших ее сердце биться чаще, не так уж много. Любимые мужчины:

  • Рудольф Зибер;
  • Эрнест Хемингуэй;
  • Эрих Мария Ремарк.

В Германии с 2000-х годов проводилось несколько акций в память о прославленной землячке. В ее честь была названа площадь и открыта выставка предметов из личной коллекции актрисы. В 2002 г. соотечественники посмертно присвоили ей титул почетной гражданки Берлина. Также были выпущены марки с изображением Марлен.

«Разве не утомительно быть мечтой?» Любовь и мифы легендарной актрисы Марлен Дитрих

1 апреля 1930 года состоялась премьера фильма «Голубой ангел», где Марлен Дитрих сыграла одну из самых прославленных своих ролей. В сентябрьском номере ИК за 1992 год Александр Брагинский написал страстный портрет актрисы — ее отношений с миром, мужчинами и собственными мифами.

. Марлен Дитрих умерла в своей квартире в Париже на авеню Монтеня в доме N12 6 мая 1992 года в 15 часов 20 минут.

Состояние ее здоровья резко ухудшилось в последние полтора месяца жизни. Речь была затруднена, и она не очень отчетливо то по-английски, то по-французски или немецки произносила такие простые слова, как «вода», «суп», «телефон», «носовой платок».

«И в течение пяти лет, — рассказал на страницах «Пари-матч» ее внук Пьер, — она никого из родных не впускала к себе в комнату, ни разу из нее не вышла».

Это было добровольное затворничество звезды, которая не хотела, чтобы окружающие видели, как она угасает. Пока она чувствовала себя прилично, Марлен Дитрих, страдая остеопорозом (хрупкостью костей), передвигалась по комнате в кресле на колесах. Распорядок дня у нее был железный: утром она пила чай с лимоном, потом читала газеты и журналы, днем был легкий второй завтрак, по вечерам она смотрела телевизор, а к полуночи неизменно звонила в Нью-Йорк дочери Марии.

Читайте также:
Виктория Бекхэм – Адамс, ее стиль и платья

Уже не способную возражать, 3 мая ее вынесли из спальни в гостиную и уложили на диван напротив стены, на которой висели фотографии самых дорогих ей людей. Внук приказал выбросить ее старую кровать и заказал новую, более удобную. Но она уже не понадобилась. Пятого днем она попросила соединить ее с дочерью, которая жила в ее старой квартире на Парк-авеню, и в течение десяти минут молча слушала ее «монолог», как выразился Пьер. Затем устало откинулась на подушки. Жить ей оставалось пару часов. В четвертом часу ее не стало.

Из этой квартиры на авеню Монтеня, что в центре Парижа, поблизости от Елисейских полей, ее тело, обернутое в трехцветный французский флаг, увезли в частный морг. Затем, уже под американским флагом, гроб был погружен на самолет и отправлен в Берлин, и тут, под немецким флагом, предан земле на кладбище Фриденау, рядом с матерью: такова была воля покойной.

Марлен Дитрих могла по праву считать себя дочерью трех народов. В Германии 21 декабря 1901 года она родилась, здесь встретила своего единственного мужа Рудольфа Зибера и родила ему дочь Хайдеде, поменявшую затем имя на Марию, здесь же она стала звездой, снявшись у Джозефа фон Штернберга в «Голубом ангеле» (1930). В США, в Голливуде, она сыграла свои лучшие роли у Штернберга, Любича, Маршалла, Уайлдера, Хичкока. Во Франции она решила жить постоянно после встречи с Жаном Габеном. Но самую большую роль в ее жизни сыграл Штернберг, о котором она написала:

«Он был для меня исповедником, критиком, учителем, человеком, выполнявшим все мои желания; он был моим импресарио, он усмирял мою гордыню и приносил мир в мой семейный очаг, он был моим абсолютным патроном».

Она прожила долгую и прекрасную жизнь, она была счастлива и в творчестве, и в любви, и в дружбе. «Пари-матч» получил эксклюзивное право опубликовать некоторые ее фото, дневниковые записи и письма, которые она сама заранее подготовила для публикации и держала в Нью-Йорке, разрешив напечатать их только после своей смерти. Ее любили и были любимы ею писатели Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк, актеры Жан Габен, Юл Бриннер, Морис Шевалье, Раф Валлоне, генерал Паттон. Некоторые свои мимолетные увлечения (к примеру Джеймсом Стюартом) она тщательно скрывала. Публикуя выдержки из дневников и письма, «Пари-матч» меньше всего стремился к сенсации (об увлечениях Марлен Дитрих было известно и прежде). Журнал хотел раскрыть новые грани ее личности, не столько звезды, сколько человека.

Вот удивительные по силе чувства строки из ее дневника 1941 года, адресованные Жану Габену, вероятно, самой большой любви в ее жизни:

«Десять утра. Я думаю о нем. Жан, я люблю тебя. Я могу подарить тебе только свою любовь. Если ты отвергнешь ее, моя жизнь потеряет смысл. Будь ты рядом, я бы могла поцеловать тебя, положить тебе голову на плечо, я бы могла поверить, что ты любишь меня. Ибо если ты меня не любишь, то всему конец. Но только не моей любви. Она с тобой навсегда. Мне нужны твои руки, тепло твоего тела, чтобы жить. Любимый мой ангел, вернись, и только не смей говорить: «. Если увидимся».

Последняя из рода Юсуповых: родовое проклятие княгини «Сияние»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Зинаида Юсупова родилась в 1861 г. в одной из самых знатных и богатых семей Российской империи: ее отец, последний князь из рода Юсуповых, был владельцем заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб и поместий, их годовой доход превышал 15 млн золотых рублей. Несмотря на жизнь в достатке и роскоши, Юсуповы прославились великодушием, скромностью и щедростью. Отец Зинаиды основал несколько благотворительных фондов, содержал институт для глухонемых.

Зинаида Юсупова была не только одной из самых завидных невест, но и одной из первых красавиц Петербурга. За чистоту и свет, которые она излучала, при дворе ее называли «Сиянием». К тому же княгиня получила хорошее образование, говорила на нескольких языках и была так же умна и великодушна, как ее отец. К ней сватались самые знатные женихи, но все они получали отказ.

Ее выбор стал неожиданностью как для семьи, так и для всего высшего света: княгиня вышла замуж за гвардейского офицера Феликса Эльстона. Этот брак называли мезальянсом – граф был ниже супруги и по положению, и по уровню достатка. Княгиня твердо решила стать женой только того, кого полюбит, и отец ей в этом не препятствовал, хотя и был недоволен ее выбором.

Княгиня Юсуповы родила 4-х детей, но двое из них умерли в младенчестве. Выжили два сына – Николай и Феликс. Старший Николай не хотел делить родителей с братом и даже предлагал выбросить его в окно. Как позже выяснилось, он был напуган рассказами прислуги о древнем проклятии рода Юсуповых, согласно которому в каждом поколении мог остаться в живых только один сын, а если рождалось больше, то остальные умирали до 26 лет. Если верить семейному преданию, потомки основателя рода хана Юсуфа были прокляты своими сородичами после того, как изменили магометанству и приняли христианство.

Читайте также:
Стиль и биография Сиенны Миллер

Княгиня была достаточно умна для того, чтобы не верить подобным слухам, если бы это проклятие не сбывалось в каждом из поколений. Убедиться в его реальности ей довелось, когда Николай погиб на 26-м году жизни. Он полюбил замужнюю женщину, стрелялся из-за нее и был убит на дуэли мужем возлюбленной.

Перед революцией младший сын, Феликс, организовал убийство Г. Распутина, и мать поддержала его в этом, так как считала, что он освободил Россию от чудовища, терзавшего всю страну. Феликс Юсупов тоже искренне восхищался матерью: «Она была не только умна, образованна, артистична, но исполнена самой обаятельной, сердечной доброты. Ничто не могло сопротивляться ее очарованию».

С такой характеристикой был согласен и художник В. Серов, который обычно не жаловал аристократию и не льстил знатным дамам, когда писал их портреты, но княгиня Юсупова вызывала в нем восхищение: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

В 1900 г., еще до гибели старшего сына, княгиня с мужем составили завещание, в котором говорилось: «В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами. завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества». После революции княгиня с семьей эмигрировала во Францию. За границей она провела оставшиеся 22 года своей жизни. Ее похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Зинаида Николаевна Юсупова

Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1894. Фрагмент | Фото: liveinternet.ру

Богатейшая наследница древнего аристократического рода, княгиня, которую при дворе называли не иначе как «Сияние», Зинаида Николаевна Юсупова прославилась не только своей красотой и богатством, но и активной благотворительной деятельностью: на ее средства были построены школы, церкви и госпитали. Однако путь к личному счастью был для нее тернистым – ее сыновья умирали один за другим. Говорили, что это было результатом древнего родового проклятия, преследовавшего не одно поколение Юсуповых.

Ряд князей Юсуповых теснейшим образом связан с российской и мировой историей. Его исток – в VI в. нашей эры, когда жил пророк Мухаммед. Эмиры, калифы и султаны с царской властью, чьи имена встречаются на страницах сказок Шахразады, а владения простирались от Египта до Индии – все предки Юсуповых.

Над родом Юсуповых тяготело проклятие. Дело было в царствование Федора Алексеевича. Правнук знаменитого в роду Юсуфа-мурзы по имени Абдул-мурза принимал патриарха Иоакима и по незнанию православных постов накормил его гусем. Патриарх принял гуся за рыбу, отведал и похвалил, а хозяин возьми да скажи: это, мол, не рыба, а гусь, и повар мой столь искусен, что может приготовить гуся под рыбу. Патриарх разгневался и по возвращении в Москву рассказал всю историю царю Федору Алексеевичу. Царь лишил Абдула-мурзу всех пожалований, и богач в одночасье стал нищим. Он напряженно думал три дня и принял решение креститься в православной вере. Абдул-мурза, сын Сеюша-мурзы, был крещен под именем Дмитрий и придумал себе фамилию в память предка своего Юсуфа: Юсупово-Княжево. Так появился на Руси князь Дмитрий Сеюшевич Юсупово-Княжево.
Но в ту же ночь было ему видение. Внятный голос произнес: «Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, проживут не более 26 лет».

Княгиня Юсупова | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Николаевна Юсупова с мужем Феликсом Феликсовичем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстон | Фото: leonidzl.ком

Зинаида Юсупова родилась в 1861 г. в одной из самых знатных и богатых семей Российской империи: ее отец, последний князь из рода Юсуповых, был владельцем заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб и поместий, их годовой доход превышал 15 млн золотых рублей. Несмотря на жизнь в достатке и роскоши, Юсуповы прославились великодушием, скромностью и щедростью. Отец Зинаиды основал несколько благотворительных фондов, содержал институт для глухонемых.

Николай Борисович обожал свою дочь Зинаиду. Двадцати трех лет она едва не умерла из-за заражения крови. Состояние ее было совершенно безнадежно (это констатировал доктор СП. Боткин). Княгиня во сне увидела образ отца Иоанна Кронштадтского и стала просить родных о встрече со священником. Когда же отец Иоанн появился у постели умирающей и положил руки на ее голову, она испытала чудесное успокоение. При¬частившаяся княгиня по молитве святого выздоровела.

Князь и княгиня с первенцем Николаем | Фото: liveinternet.ru

Семья Юсуповых в родовом имении Архангельское под Москвой, 1901 | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Юсупова была не только одной из самых завидных невест, но и одной из первых красавиц Петербурга. За чистоту и свет, которые она излучала, при дворе ее называли «Сиянием». К тому же княгиня получила хорошее образование, говорила на нескольких языках и была так же умна и великодушна, как ее отец. К ней сватались самые знатные женихи, но все они получали отказ.

Читайте также:
Кейт Миддлтон герцогиня Кембриджская

Семья Юсуповых | Фото: liveinternet.ру

Княгиня Юсупова с семьей | Фото: liveinternet.ру

Ее выбор стал неожиданностью как для семьи, так и для всего высшего света: княгиня вышла замуж за гвардейского офицера Феликса Эльстона. Этот брак называли мезальянсом – граф был ниже супруги и по положению, и по уровню достатка. Княгиня твердо решила стать женой только того, кого полюбит, и отец ей в этом не препятствовал, хотя и был недоволен ее выбором.

Это бабушка Зинаиды Николаевны, Зинаида Иванова Юсупова,урождённая Нарышкина – фрейлина, русская аристократка, «светская львица». Любительница необарокко, она оформила в этом затейливом стиле интерьеры дворца на Мойке и инициировала постройку таких зданий, как Литейный дом в Петербурге и Юсуповская дача в Царском Селе

Зинаида Николаевна была образованна, привыкла к обществу людей науки, культуры, неплохо разбиралась в философии. К ней – одной из самых богатых и родовитых невест России – сватались европейские принцы крови, но она предпочла графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Он был мужественен, с военной выправкой, праправнук М. И. Кутузова и внук прусского короля. Император Александр III, удовлетворяя просьбу князя Н. Б. Юсупова-младшего, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия, разрешает графу Сумарокову-Эльстону именоваться еще и князем Юсуповым. Этот титул должен был переходить к старшему из сыновей.

Слева – Ф. Фламенг. Портрет княгини З.Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском, 1894. Справа – В. Серов. Портрет князя Феликса Юсупова, 1903 | Фото: liveinternet.ру

Княгиня Юсуповы родила 4-х детей, но двое из них умерли в младенчестве. Выжили два сына – Николай и Феликс. Старший Николай не хотел делить родителей с братом и даже предлагал выбросить его в окно. Как позже выяснилось, он был напуган рассказами прислуги о древнем проклятии рода Юсуповых, согласно которому в каждом поколении мог остаться в живых только один сын, а если рождалось больше, то остальные умирали до 26 лет. Если верить семейному преданию, потомки основателя рода хана Юсуфа были прокляты своими сородичами после того, как изменили магометанству и приняли христианство.

Слева – К. П. Степанов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, 1903. Справа – К. Е. Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме, 1900-е | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Юсупова с мужем на последнем костюмированном балу империи, 1903 | Фото: liveinternet.ру

Княгиня была достаточно умна для того, чтобы не верить подобным слухам, если бы это проклятие не сбывалось в каждом из поколений. Убедиться в его реальности ей довелось, когда Николай погиб на 26-м году жизни. Он полюбил замужнюю женщину, стрелялся из-за нее и был убит на дуэли мужем возлюбленной.

Потрясенные родители, похоронив старшего сына, построили в Архангельском храм-усыпальницу, где должны были находить последний приют князья Юсуповы. Храм возводил известный московский зодчий Р.И. Клейн вплоть до 1916 г. Грянула революция, и храм никогда не принял под свои своды никого из княжеского рода. Так и стоит он поныне памятником страшного проклятия роду князей Юсуповых.

Княгиня Юсупова с семьей | Фото: liveinternet.руи fashiony.ру

Перед революцией младший сын, Феликс, организовал убийство Г. Распутина, и мать поддержала его в этом, так как считала, что он освободил Россию от чудовища, терзавшего всю страну. Феликс Юсупов тоже искренне восхищался матерью: «Она была не только умна, образованна, артистична, но исполнена самой обаятельной, сердечной доброты. Ничто не могло сопротивляться ее очарованию».

Слева – В. Серов. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1902. Справа – Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1894 | Фото: liveinternet.ру

С такой характеристикой был согласен и художник В. Серов, который обычно не жаловал аристократию и не льстил знатным дамам, когда писал их портреты, но княгиня Юсупова вызывала в нем восхищение: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Князь и княгиня Юсуповы в 1907 г. | Фото: prometey-spb.su

Феликс Юсупов и его невеста, Великая княжна Ирина Романова | Фото: liveinternet.ру

В 1900 г., еще до гибели старшего сына, княгиня с мужем составили завещание, в котором говорилось: «В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами. завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества». После революции княгиня с семьей эмигрировала во Францию. За границей она провела оставшиеся 22 года своей жизни. Ее похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Княгиня Юсупова | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Юсупова | Фото: she-win.ру

На средства княгини был сооружен греко-римский зал музея Изящных искусств.

Портрет Зинаиды Николаевны, написанный замечательным художником В.А. Серовым, находится в Русском музее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: